Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблема прохождения производственных практик студентов в отрасли сельского хозяйства

Рассмотрены проблемы прохождения студентами сельскохозяйственных профессиональных образовательных учреждений практик и предложены некоторые пути решения возникающих проблем.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Торбенко Нина Георгиевна

Преподаватель ГБПОУ КК

«Пашковского сельскохозяйственного колледжа»

г. Краснодар

Преподаватель

Проблема прохождения производственных практик студентов в отрасли сельского хозяйства

Одной из важнейших отраслей производства является сельское хозяйство. Сельское хозяйство — это важный источник, во-первых, ничем не заменяемых на сегодня предметов потребления, во-вторых, дополнительной рабочей силы для не сельскохозяйственных отраслей: в-третьих, источник чистой прибыли. И, наконец, эта отрасль существенно влияет на социально-экономическое развитие общества в целом. Отрасль сельского хозяйства определяет и показывает развитие определённой страны. И без этой отрасли не сможет выжить не один человек.

На сегодняшний день проблема обеспечения кадрами сельскохозяйственного производства стоит очень остро и обсуждается на самом высоком уровне. Недостаток кадров ощущается по рабочим специальностям, говорится также о недостатке специалистов и руководителей среднего и высшего звена. При этом аграрные учебные заведения, ежегодно выпускают тысячи специалистов-аграрников по различным сельскохозяйственным и экономическим специальностям.

Основная проблема заключается в том, что выпускники учебных заведений, поступившие из сельской местности, не возвращаются, получив средне-специальное и высшее образование. Большинство из них находят работу и оседают в городах. Как следствие, старение сельского населения, отток из сельской местности молодых инициативных людей, которые могли бы эффективно работать в аграрной сфере, деградация экономической сферы села.

Данной проблеме уделяется пристальное внимание со стороны органов государственной власти, что находит свое отражение в программах поддержки молодых специалистов, их закрепления на селе. Но, не смотря на прилагаемые усилия, в сельскую местность возвращаются не более 20-25 % выпускников. Основная причина нежелания молодых людей связывать свою жизнь с аграрной сферой это: низкий уровень жизни на селе и низкая заработная плата, отсутствие жилья для молодых специалистов, а также низкий уровень развития социальной инфраструктуры на селе.

Низкое качество жизни в сельской местности безусловно является существенным фактором, влияющим на предпочтения выпускников при выборе жизненного пути. Но при рассмотрении данного вопроса нельзя ограничиваться только экономическими факторами. Во время обучения сельские студенты искусственно извлекаются из привычной среды, в которой они выросли и на три-пять лет, помещаются в новую для них городскую среду, тем самым нарушается их привычный сельский уклад жизни.

Учитывая, что формирование личности студента продолжается в учебном заведении под воздействием новой окружающей обстановки, а также учитывая, что данная категория молодых людей, как правило, еще не имеют семьи и собственного жилья, студенты с легкостью отрываются от сельского уклада жизни и начинают выстраивать свою жизненную позицию под влиянием городской среды. В конечном итоге это приводит к окончательному обесцениванию сельского уклада жизни в глазах молодежи. При этом часто приходится слышать от выпускников, что они готовы устроиться даже продавцами, но жить при этом в городе, ни при каких обстоятельствах, не возвращаясь в деревню.

Т.о. существует огромная проблема государственного масштаба в рамках всей сельскохозяйственной отрасли.

Выпускники сельскохозяйственных специальностей, как правило, при поступлении осознанно выбирают профессию, но в конце обучения не желают возвращаться в деревню.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что часто именно смена сельского уклада жизни на городской в период обучения может оказать решающее значение на решение выпускника по поводу возвращения в сельскую местность.

Поэтому применение новых информационно-коммуникационных технологий в аграрном образовании может способствовать закреплению молодых кадров в сельской местности. Если для получения среднего или высшего профессионального образования студенты не будут надолго извлекаться из привычной им социальной среды, то вопрос привлечения молодых кадров в сельскую местность станет менее острым. Использование дистанционных технологий обучения в аграрном образовании позволяют подготовить высококлассные кадры без отрыва от сельского уклада жизни.

Многие выпускники сельских школ имеют желание продолжить обучение в аграрном вузе, техникуме или колледже, но не имеют финансовых возможностей. Эта проблема характеризуется не только необходимостью оплачивать обучение, но и высокими расходами на проживание в городе. Для данной категории выпускников школ часто дистанционное образование является единственной возможностью получить среднее специальное образование, которое будет востребовано в той социально-культурной среде, в которой выпускники остаются после окончания школы.

Одним из направлений стратегического развития аграрных учебных заведений в сложившихся условиях является повышение своей значимости на региональном уровне. И региональные власти, и местные профессиональные сообщества должны понимать ценность сельскохозяйственных учебных заведений для региона.

Успешная реализация данного направления без существенных затрат и в относительно сжатые сроки на сегодняшний день возможна только на основе развития дистанционных образовательных технологий.

Концепция развития регионального аграрного вуза с использованием дистанционных образовательных технологий должна предусматривать реализацию следующих этапов.

На первом этапе необходимо проводить предварительную оценку потенциала увеличения контингента студентов за счет широкого внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Оценка должна проводиться по следующим категориям абитуриентов, преимущественно проживающих и работающих в сельской местности:

- выпускники 9-х классов на предмет получения среднего профессионального образования с учетом возможного продолжения обучения в вузе по сокращенной программе обучения;

- выпускники 11-х классов на предмет получения высшего или среднего профессионального образования с учетом возможного продолжения обучения в вузе по сокращенной программе обучения;

- выпускники средних специальных учебных заведений на предмет получения высшего профессионального образования по сокращенной программе обучения.

На втором этапе необходимо провести исследование в профессиональных

сообществах среди потенциальных работодателей, с целью разработки компетентностной модели. Рабочие учебные планы, кроме соответствия федеральному государственному образовательному стандарту, должны соответствовать и ожиданиям потенциальных работодателей. Разработанная совместно с региональными профессиональными сообществами компетентностная модель выпускника должна стать основой для составления рабочего учебного плана. На третьем этапе необходимо определиться с удельным весом дисциплин, изучаемых с использованием дистанционных образовательных технологий. Данная работа так же должна быть согласована с ожиданиями потенциальных работодателей.

Для успешной реализации указанных этапов необходимо проводить эффективную профориентационную работу среди жителей сельской местности, доносить до них все преимущества обучения и показать, каким образом полученное ими аграрное образование поможет реализовать себя в той социальной среде, в которой они находятся.

Основная задача еще состоит в том, что в развитии сельского хозяйства аграрные учебные заведения необходимо выводить из подчинения Министерства образования и передать Министерству сельского хозяйства, как это было раньше.

Самой большой проблемой сельского хозяйства является старение рабочей силы и нехватка квалифицированных кадров, а также низкая заработная плата.

Для студентов учебных заведений сельскохозяйственного направления проблемы прохождения производственной практики связаны с поиском предприятий. Многие сельскохозяйственные предприятия просто не хотят принимать студентов для прохождения практики. Бухгалтерские документы, положение об оплате труда, производственно-финансовый план предоставляют студентам неохотно, да и то за устаревшие годы.

Во время прохождения практики студентам необходимо ознакамливаться со всей производственно-финансовой деятельностью, изучать организационную структуру и структуру фондов управления, а также с организацией плановой работы на предприятии, написать отчет о практике, рассчитать таблицы с экономическими показателями. Источниками для написания отчета по производственной практике служит первичная документация, сводные документы и годовые отчеты. Но студенты очень часто получают отказ – времени нет, да и таких документов у нас нет, такие расчеты и затраты по технологическим картам мы не ведем, а некоторые совсем коммерческая тайна.

Студентам необходимо кроме изучения организационной работы всех служб предприятия выезжать на производственные практики, бригады для проведения итогов работы, разбора конфликтных ситуаций по вопросам организации оплаты труда и управления производством, изучать порядок оплаты труда руководителей и специалистов хозяйства и их материального стимулирования. Однако, студентов к этой работе попросту не привлекают и ими на предприятии заниматься некому. Договор на прохождение практики каждому студенту заключить очень сложно.

Вопрос прохождения производственных практик должен решаться на уровне Министерства сельского хозяйства. Именно сверху должны быть разработаны директивы и направлены во все сельскохозяйственные предприятия. Министерство должно подключиться и к тому, чтобы студентов было возможно вывозить на экскурсии в хозяйства, чтобы они видели работу всех сельскохозяйственных структур, и как устроена работа животноводческих ферм и машинно-тракторного парка, и как обрабатываются поля, да и просто как растет на поле пшеница или кукуруза.

Посещение специализированных профессиональных выставок также необходимо для студентов, чтобы они видели современное техническое развитие технологического оборудования отрасли, поэтому Министерство отрасли должно также подключаться и к этой проблеме. Эти действия помогут и формировать, и развивать чувство гордости за страну и за саму сельскохозяйственную отрасль, и за выбранную профессию.

Также при разработке государственных образовательных стандартов, программ и учебных планов необходимо иметь прямую связь с Министерством сельского хозяйства и четко прописывать изучение необходимых дисциплин для отрасли.

На сегодняшний день система высшего аграрного образования Минсельхоза включает в себя 54 вуза – среди них 31 аграрный университет, 22 сельхозакадемии и 1 сельскохозяйственный институт, они расположены в 58 субъектах РФ. Кроме того, она включает сельскохозяйственные факультеты в 29 неаграрных вузах, а также более 250 колледжей и техникумов по всей стране. Основные направления подготовки специалистов аграрного профиля сосредоточены в двух группах – «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «Ветеринария и зоотехнологии».

С набором студентов проблем нет – ежегодно из высших и средних учебных заведений выпускается по 150 тысяч специалистов, но в отрасль возвращается гораздо меньшее число выпускников.

Стратегия образования должна быть связана с практико-ориентированной частью обучения, а также со смещением акцентов с высшего образования на среднее специальное образование и модернизацию всех сельских колледжей и техникумов.

На рынке труда доля молодежи до 30 лет в АПК составляет 12,5%. По данным Росстата, в 2000 году замещение лиц пожилого возраста сельской молодежью составляло 238%, к 2010 показатель снизился до 86%, а к 2020 он упадет до 15%.

Количество дипломированных специалистов в хозяйствах неуклонно снижается. Так, доля насыщенности дипломированными специалистами основных служб сельскохозяйственных организаций сегодня составляет менее 60% от уровня 2000 года.

Основная часть работников массовых профессий вообще не имеет профессионального образования – чаще всего это связано с низким уровнем среднего образования в сельской школе, а также со слабыми конкурентными преимуществами при поступлении в учебные заведения, расположенные далеко от дома. Большинство таких работников получают необходимые навыки еще в молодом возрасте, работая с родителями.

Из 25 тысяч руководителей сельскохозяйственных организаций только 67% имеют высшее образование, 25% – среднее профессиональное. Еще 8% - практики. При этом из всех руководителей имеют экономическое или управленческое образование только 20%, еще 23% - непрофильное, а ученая степень есть только у 1,8% руководителей.

По оценкам даже самого Минсельхоза более 90% выпускников работают не по специальности. Сам сектор не привлекателен для выпускников и абитуриентов. В него идут по остаточному принципу - не все, но зачастую в сельскохозяйственные учебные заведения попадают те, кто больше никуда не попал, поступают для «галочки» об образовании, а оканчивая, идут в коммерцию или любой другой сектор.

Социологическое исследование среди студентов показывает, что 3,7% респондентов не хотят жить и работать в сельской местности ни при каких условиях. Еще 44% выпускников готовы жить и работать в селе, если будут получать достойную заработную плату и, если в местности будет налажена инфраструктура (30%).

Т.о. решая накопившиеся проблемы в образовании в задачи государства также входит решение инфраструктурных вопросов, вопросов поддержки МСП, развитии технологий для сокращения расстояния села от производителя до потребителя, проведение и строительство дорог, интернета, чтобы сделать сельскохозяйственную отрасль перспективной, доходной и развивать собственный бизнес.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области