НОД «Удивительное рядом»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздухаРазвивающая– Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.Воспитательная- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.Словарная работа- активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.Виды деятельности: -игровая;-познавательно- исследовательская;-двигательная;-коммуникативная.Методы:Наглядный (показ способов действия).Словарный( беседа, обсуждение, диалоги, пояснение).Практический( экспериментирование).Форма организации: групповаяФорма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность. Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, музыкальные инструменты.Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся. ( Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться не лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»Если каждый улыбнется -Утро доброе начнется -ДОБРОЕ УТРО!!!
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес письмо и посылку для вас, а от кого, мы сейчас посмотрим.
Давайте, сначала прочтем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите, пожалуйста».
Ребята, поможем Незнайке?(Да)Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится.(Ничего нет)Ой, пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) прикреплена какая-то открытка с загадкой. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:Через нос проходит в грудь,Он невидимый, но все жеБез него мы жить не сможем.Чтобы шарик надувать.С нами рядом каждый час,Но невидим он для нас!
Что же нам пристал Незнайка?Дети: Воздух!Воспитатель: Правильно, это воздух!
Значит мы должны собрать информацию для Незнайки о воздухе.
Воспитатель: ребята, а вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Предлагаю вам отправиться в наше путешествие на виде транспорта, в котором обязательно нужен воздух. Как вы думаете, что же это за транспорт?
Ответы детей: Воздушный шар!
Воспитатель: Правильно! Мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Все на борт!
Все вместе:На большом воздушном шареКрай родной мой пролетаемШар воздушный как земляГде живем и ты и я.
Вот и вижу красивую поляну, нам нужно спуститься.
Ребята, посмотрите это не просто поляна, а самая настоящая научная лаборатория.\
И сегодня мы с вами по просьбе Незнайки поговорим о воздухе как, настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещение, где много приборов для опытов.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно и внимательно.
Чтоб Незнайке другом стать,Все о воздухе узнать,Все загадки разгадатьНаучиться наблюдать,Будем вместе развивать качество- внимательность,А поможет все узнатьНаша наблюдательность.Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет) А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный).Воспитатель прикрепляет на мольберт 1 значок.А, можем мы воздух ощутить руками, потрогать? Нет.Давайте проведем 1-й опят: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)Опыт №1: Поймай воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом.Воспитатель: Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух- невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы: - Что внутри пакета? (воздух)- На что похож мешок? (на подушку, шар)- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха),Вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух- невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!Опыт № 2: Пузырьки в стакане. Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочки в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас. Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.Игра с мыльными пузырями. Дети произвольно пускают мыльные пузыри.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)Что находится внутри мыльных пузырей (Воздух)Вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки. Пузыри наполнены легким воздухом.ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса).вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух- без вкуса и запаха, но может запахи переносить. Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей) Опыт №3: Слышим воздух.Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте в них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по- разному).
Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха ( свист, вой, шелест листвы)
Физминутка.Ветер дует мне в лицо,Закачало деревцо.Ветерок все тише, тише,Деревцо все нижу, ниже.Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веером)Вывод: Ветер- это движение воздуха.
Воспитатель: А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опят вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей). А мне понравились вы, и понравилось работать с вами. Вы молодцы! Спасибо вам!
Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, и заполнили нашу модель выводов. И эту модель, мы можем подарить Незнайке, и теперь нам можно возвращаться.
Воспитатель: Все на борт! Мы отправляемся в детский сад.Все вместе:На большом воздушном шареКрай родной мы пролетаем Шар воздушный как земляГде живем и ты и я.
Сюрпризный момент.