Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7-8 классов разработана на основе примерной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9кл.) под редакцией В. В. Воронковой М.: «ВЛАДОС», 2012.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
развитие речи подростков через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
социальная адаптация обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Программа реализуется в рамках учебников:
Чтение. 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/
Авт.-сост. А.К. Аксёнова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287с.
Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З. Ф. Малышева. – 13-е издание, переработанное. – М.: «Просвещение», 2018.- 287с.
Планируется ведение читательских дневников (краткие записи о книгах, рекомендованных для самостоятельного чтения)
Распределение учебной нагрузки
7 класс
недельная нагрузка: 3ч.;
годовая нагрузка: 102 ч.
8 класс
недельная нагрузка: 3ч.;
годовая нагрузка: 102 ч.
7 класс
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
«Сивка – бурка» (русская народная сказка), «Журавль и Цапля» (русская народная сказка), «Умный мужик» (русская народная сказка).
Былина. «Три поездки Ильи Муромца».
Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…». «По улице мостовой…».
Пословицы. Загадки.
Из произведений русской литературы XIX века
А. С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане…» Главные герои сказки.
Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья».
М. Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны.
И. А. Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль. «Кукушка и Петух», «Волк и ягненок», «Слон и Моська».
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Л. Н. Толстой .Слово о писателе. «Кавказский пленник» (в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».
В. Г. Короленко .Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении). Нравственные проблемы повести.
Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.
Из произведений русской литературы XX века
М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести).
М. В. Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».
К. Г. Паустовский .Слово о писателе. «Последний черт».
М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники».
К. М. Симонов. Военный корреспондент. «Сын артиллериста» (отрывки).
В. П. Катаев. Слово о писателе. «Флаг».
Н. И. Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всѐ в тающей дымке»..
Ю. И. Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».
Ю. Я. Яковлев. «Багульник».
Р. П. Погодин. «Время говорит – пора».
А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).
К. Я. Ваншенкин.«Мальчишка», «Снежки».
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения.
Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Техника чтения проверяется в начале, середине, конце учебного года и составляет в 7 классе – 70 – 80 слов в минуту.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе в. чт. |
1. | Устное народное творчество | 9 | 1 |
2. | Из произведений русской литературы XIX века | 43 | 4 |
3. | Из произведений русской литературы XX века | 50 | 6 |
Итого | 102 | 11 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
8 класс
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество(3ч)
Сказки. «Волшебное кольцо» (русская народная сказка).
Загадки. Пословицы и поговорки.
Внеклассное чтение
Былины. «Садко» (отрывок).
Для самостоятельного чтения
В. А.Жуковский. Баллада «Перчатка».
И. З. Суриков. Баллада «Нашла коса на камень».
Из произведений русских писателей XIX века(22ч)
А. С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» (отрывок), «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Няне», «Сожжённое письмо»
Литературные сказки. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
М. Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Смерть поэта» (отрывок из стихотворения). «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и пчела».
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда»
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). «Русские женщины» (отрывок из поэмы).
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала».
Внеклассное чтение
И. С. Тургенев. «Муму».
Для самостоятельного чтения
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна из повестей ).
Стихотворения А. В. Кольцова, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. А.Фета.
Из произведений русских писателей 1 половины XX века (35 ч)
Л. Н. Толстой. «После бала».
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия».
М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра» (отрывок из рассказа).
С. А. Есенин. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…»
А. Н. Толстой. «Русский характер».
Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».
Внеклассное чтение
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант».
А. П. Гайдар. «Школа».
Для самостоятельного чтения
В. В.Маяковский. Стихи.
А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (сказка)
Из произведений русских писателей 2 половины XX века(42ч)
К. Г. Паустовский. «Телеграмма».
Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви»
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы).
Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы».
Р. П. Погодин. «Алфред».
А. А. Сурков. «Родина»
Внеклассное чтение
В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин»
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»
Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
Для самостоятельного чтения
Произведения М. А. Шолохова, В. П. Катаева, А. Г. Алексина, С. В. Михалкова и др. (на выбор)
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений прозаического плана.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе в. чт. |
1. | Устное народное творчество | 3 | 1 |
2. | Из произведений русских писателей XIX века | 22 | 1 |
3. | Из произведений русских писателей 1 половины XX века | 35 | 2 |
4. | Из произведений русских писателей 2 половины XX века | 42 | 3 |
Итого | 102 | 7 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.