Осень в лесу
Цель: закрепление представлений об осени, о признаках и приметах осени.Задачи:- Развивающие: развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателях, развивать память, связную речь, умение слушать друг друга. - Образовательные: способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных, деревьях, продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень, с правилами поведения в лесу, учить соизмерять один предмет с другим по высоте.- Воспитательные: воспитывать интерес к жизни леса, умение вести себя в лесу, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.Методы и приемы:- Наглядные: рассматривание игрушек,картин.- Словесные: художественное слово, загадки, вопросы к детям, подсказки, поощрения.Предварительная работа:Наблюдение за погодой, чтение стихотворений об осени, показ иллюстраций и фотографий осени. Детские игры: «Найди маму», «Собери целое», «Кто где живет», «Кто чем питается».Оборудование: картинки деревьев (елки, березы), игрушка гномик, картинки заяц, белка, еж, мишка, разноцветные листья, грибы.Ход:
- Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?
- Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком. А какой гномик? (маленький) А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся и погладим его. - Ой, посмотрите, а что нам гномик принес? (листочки)
- Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние)
- Правильно детки, это осенние листочки. Все они веселого цвета, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
- Какая осень?(золотая)Послушайте какое стихотворение про осень знает гномик:«Осень золотая Ходит по дорожкам. У нее на ножках Желтые сапожки. У нее на платьице Листики цветные, А в ее лукошке Есть грибы лесные!»- Ребятки, а вы любите осень? Гномик говорит, что это его самое любимое время года. А как вы думайте, за что любят осень? (красиво, разноцветный листопад и др)- А вы хотите побывать в осеннем лесу? (предложить закрыть глаза ведь гномик волшебник и мы окажемся в осеннем лесу, где гномик живет)Давайте скажем волшебные слова:«Хлопну, топну, повернусь.И в лесу тотчас окажусь».
Картина осеннего леса- Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
- Какие деревья? (разноцветные, красивые) А какие еще деревья? Они все одинаковые? (нет, есть высокие и низкие – показывают)
- А как вы думайте, какие здесь живут животные? (перечисляют) -Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие)
Умнички, а почему их так назвали? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает)
- Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? ( тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).Давайте, с вами погуляем по лесу. «Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы). Детки, посмотрите, а кто там под елочкой сидит?
«Он в лесу живёт под ёлкой,Носит острые иголки.Ходит-бродит вдоль дорожекВесь колючий братец...»(ёжик)Какой ежик? (маленький, колючий) - Ребята, а как ежик готовится к зиме? (ест насекомых, жучков, червячков, собирает грибочки и ягодки, листья для утепления норки) Детки, давайте поможем ежику и соберем листочки, чтобы ему зимой было тепло, только их нужно собрать правильно, желтые листочки в одну корзинку, а красные листочки в другую) Какие вы молодцы и ежик говорит вам, огромное спасибо.- Ой, ребята посмотрите, а кто там, так ловко прыгает по веткам?
«Рыжий маленький зверёкПо деревьям прыг да скок.Он живёт не на земле,А на дереве в дупле».(Белка)- Давайте, подойдем по ближе, какая белочка? (маленькая, рыженькая) А где белочка живет? (в дупле) Давайте заглянем в дупло, ой, да она здесь не одна, кто там? (бельчата). А как белочка готовится к зиме? (собирает шишки, грибочки, ягодки)
Послушайте загадку:«У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода кора».(Заяц)
Кто это? (зайчата) Какие они? (маленькие) Сколько их? (много). Давайте погладим их. Какая шерстка у них? (мягкая, гладкая). Как зайцы готовятся к зиме? (меняют шубку) Чем питаются зайцы? (корой и веточками от деревьев).
А теперь, ребята, предлагаю на пенечках посидеть-отдохнуть. Обращаю внимание детей на изображение медведицы и медвежат. А это что за зверь лесной?(медведь) Как зовут детенышей медведя? (медвежата)
А вы знаете, как медведь готовится к зиме? (ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму) А где мишка живет? (в берлоге).Физкультминутка с игрушкой:Мишка вылез из берлогиОгляделся на пороге (повороты влево и вправо)Потянулся не спешаВот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)Чтоб скорей набраться силГоловой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)Ищет мишка корешкиИ трухлявые пенькиНаконец медведь наелсяИ на брёвнышке уселся (дети садятся)Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кому мы сегодня помогали? Вы очень старались и дикие звери вам благодарны за помощь! И приготовили вам подарки. (раскраски ) Давайте попрощаемся с гномиком и пообещаем, еще ни раз прийти в гости. «Вокруг себя повернись- в садике вновь окажись»