Трудовой потенциал человека как организационное поведение
Тюлькин Н.М., преподаватель
г. Екатеринбург, ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, является важнейшим вопросом таких дисциплин, как организационное поведение и социальная психология. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для любого социально-психологического исследования крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа» - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках может иметь место двоякое употребление понятия «группа».
С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Естественно, что природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.
В системе межличностных отношений человек реализует себя. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений в группе. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Большое количество ролей, которые выполняют люди в обществе, определяется разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые введена личность. Однако ни одна роль не исчерпывает целиком личность - человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей, однако постоянное выполнение одной роли или нескольких ролей способствует их закреплению.
Научная, социологическая и психологическая литература выделяет такие роли, как социальные (профессиональные, социально-демографические и др.), межличностные, активные, латентные, организованные, стихийные.
Среди большого количества ролей прежде необходимо выделять социальные роли, которые отличаются высокой степенью нормирования и психологические роли, которые, хотя и известны стереотипностью поведения человека, однако могут быть достаточно разнообразными.
Понятие «социальная роль» характеризуется с нескольких точек зрения. Так, И. Кон под социальной ролью понимает функцию, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто имеет определенную позицию. Названные ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное. Б. Ананьев рассматривает как некоторые стереотипные требования к личности со стороны группы. Е. Кузьмин видит как психологическую систему, где роль в социальном плане - это объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта; роль в психологическом плане - это соответствие качеств индивида исполняемой роли; в социально-психологической трактовке - это глубина понимания, принятия и ответственности в выполнении роли, это соотношение роли с групповыми нормами и ценностями.
Сообщество влияет на ролевое поведение индивида в той степени, в которой личность соблюдает общественные и групповые нормы и стереотипы. Так формируются ролевые ожидания в отношении индивида - участника взаимодействия.
В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической деятельности. Потенциал – заложенные потенции, расположенность к эффективному выполнению тех или иных функций при наличии благоприятных условий, когда способности и задатки могут развиться до уровня умений, навыков.
Потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями трудового процесса. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работника следует рассматривать в ряду других профессиографических методов построения нормативных (стандартных, желательных) портретов или профилей успешных работников, используемых в качестве эталонов для сравнения с качествами претендентов на рабочие места, для определения видов обучения, для оценки действующих работников.
Трудовой потенциал человека – это совокупность (система) физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда
Приведем такое определение трудового потенциала: это мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей жизни личности, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность. Выделяются такие компоненты трудового потенциала, как психофизиологические, ценностно-ориентационные, нормативно-ролевые, адаптационные, статусные.
Наше мнение таково: элементы трудового потенциала – это:
профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал);
работоспособность, физическое и душевное здоровье (психофизиологический потенциал);
интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал);
способность к сотрудничеству, к работе в условиях коллективной организации труда и к взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал);
ценностно-мотивационная сфера, направленность, идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал);
лидерский потенциал – способность увлечь за собой других, влиять на других;
потенциал к развитию – он имеет место быть по отношению ко всем элементам потенциала, приводит к изменению «количества» и весомости отдельных или сразу нескольких элементов потенциала и служит основой развития работника и повышения его ценности для организации.
Список использованных источников
Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента.- СПб.: БХВ-Петербург, 2012.-406с.: ил.
Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме:Эффекты и парадоксы: практическое пособие: М.:ИНФРА-М, 2009. -334с.
Самыгин С.И. Управление персоналом Изд-2-е. – Ростов н/Д: Феникс., 2006. – 380с.