Приложение Тематическое планирование литературного кружка «Волшебный мир» Составитель Костюнина М.А. | |||||
сроки | тема | Цели, задачи | Предметное обеспечение | Рекомендательный список для совместного чтения с детьми | Взаимодействия с семьёй |
сентябрь | |||||
1 неделя | Диагностика | Определение уровня сформированности интереса к книге. | Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». | ||
2 неделя | Как создаётся книга | Знакомство детей с историей создания книги. Познакомить с отдельными составными частями книги; учить бережному обращению с книгой. | Видеоролик «Как появляется на свет книга» Книжная выставка «Мы такие разные» Пиктограмма «Как правильно обращаться с книгой» | С. Маршак «Как печатали книгу?» Я. Пинясов «Как Юра на книжку обиделся» | Мастер-класс по изготовлению рукописных книг |
3 неделя | «Знакомство с художниками-иллюстраторами» | Знакомство детей с художниками – иллюстраторами детских книг. Показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру передачи образа художников – иллюстраторов детских книг ( Е.М.Рачев, Ю.А.Васнецов, Е.и Н. Чарушины); -познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности; - формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов; -развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций; - воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней; | Портреты художников – иллюстраторов Е.М.Рачев, Ю.А.Васнецов, Е.Чарушина); Книги и отдельные иллюстрации; Цветные мелки, карандаши, краски; Белые и тонированные листы бумаги, сложенные «книжкой»; Видеоклип «Возьмите в руки книги, дети» | Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя». Оформление книжек-малышек «Мы - художники- иллюстраторы»- взаимодействие и сотворчество родителей с детьми | |
4 неделя | Знакомство с писателем Г.Остер «Вредные советы» | Развитие познавательного интереса к чтению через знакомство с творчеством детского писателя Григория Остера. Способствовать возникновению убеждения в том, что каждый человек несет ответственность за свои дела и поступки и не всегда следует выполнять дословно советы других; совершенствовать умение регулировать свое поведение; развивать навыки активного слушания, внимание, инициативность, развивать чувство юмора. | Презентация по творчеству Г.Остера, выставка книг Г.Остера | «38 попугаев» «Зарядка для хвоста» «Приключения Пифа» «Бабушка удава» | Провести акцию «Книга в подарок» |
октябрь | |||||
1 неделя | Чтение сказки А.Иванова «Мой товарищ - бабушка» | Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту и внимание к бабушке; учить детей удерживать в памяти содержание прочитанного. | Фото-стенд «Мои бабушка и дедушка» Иллюстрации к произведению; Атрибуты для игры «Наши превращения» | Роберт Рождественский «Моя бабушка» Татьяна Бойко «У бабушки на полке» Л.Квитко «Бабушка» Г.Шалаева «Не забывай звонить дедушке с бабушкой» Елена Григорьева «Бабушка» В. Осеева «Просто старушка» | Помощь в организации выставки «Книги наших бабушек». |
2 неделя | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень». Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». | Формировать эмоциональное восприятие произведения живописи; - учить передавать свои впечатления; - обогащать словарь определениями; - активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | Презентация «Волшебство осенней сказки сказки» Картина В. Серова «Октябрь». Ауди-запись | Николай Сладков "Осень на пороге" И. С. Соколов-Микитов "Перед зимой" Т.Домаренок "Осень" | Памятка «Как помочь ребёнку легко запомнить стихотворение» |
3 неделя | Николай Носов «Приключения незнайки и его друзей» | Познакомить детей с творчеством Н. Носова. -Учить выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки -Развивать навыки пересказывания, обогащение словарного запаса. -Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости на примерах характеров героев. -Развивать чувство юмора, творческое воображение. Приучать детей к такому виду работы, как «чтение с продолжением» | Портрет Н.Носова; Книга «Приключения незнайки и его друзей». Песни из к/ф «Незнайка с нашего двора» | Николай Носов «Живая шляпа» «Заплатка» «Затейники» «На горке» | Памятка «Какую книгу выбрать для ребенка» |
4 неделя | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, мышление, память, связную речь. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении. Вызвать интерес к истории родной страны. Прививать интерес к художественному слову. | Видео: Песочная анимация «День народного единства»; Картина В Васнецова «Богатыри» | «Как Илья из Мурома богатырем стал» Былина «Святогор-богатырь» «Русские богатыри» Былины и героические сказки И. Карнаухова | Ввести традицию «Книга напрокат» |
ноябрь | |||||
1 неделя | Чтение сказки Т. Поповой «Три уголька и Солнце». Чтение стихотворения С. Васильева «Россия». | Воспитывать любовь к Родине через литературный образ; подвести к пониманию идеи: именно безграничная любовь помогала людям совершать подвиги, а стихи русских поэтов и пословицы вдохновляли защитников Отчизны. | Презентация «Моя Россия», Иллюстрации к стихотворению | А. прокофьев «Родина». З. Александрова «Родина». М.Ю. Лермонтов «Родина» С.Баруздин «За Родину». | Провести акцию «Книжкина больница» (взять книгу домой для её ремонта) |
2 неделя | Знакомство с творчеством В. Бианки Чтение «Синичкин календарь» | Продолжать знакомить с биографией и произведениями В.Бианки; Воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы; На примере произведений Бианки расширить представления о птицах. Учить видеть сходство и различие в их внешнем виде и повадках. Учить узнавать птиц по голосам. Воспитывать добрые чувства к птицам. | Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса» Просмотр мультфильма по произведению В.Бианки «Музыкант» | В. Бианки «Приключения муравьишки» «Подкидыш» «Хвосты» «Первая охота» «Лесная газета» «Лесные были и небылицы» | Выставка семейных фото «Вместе с книгой я расту» |
3 неделя | Б.Емельянов «Мамины руки» | Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров. Прививать интерес к литературному чтению. Развивать нравственные чувства и эмоции, чувство любви и уважения к маме, желание помогать ей, заботиться о ней. Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери. | Видеоряд «Моя мама лучшая на свете» | Пословицы и поговорки о матери: -При солнышке тепло, при матушке добро. -Куда матушка, туда и дитятко. -Птица рада весне, а младенец — матери. -Всякой матери своё дитя мило. -Родных много, а мать роднее всего. -Нет милее дружка, чем родная матушка | Провести для мам конкурс чтецов «Мамочку милую очень люблю» |
4 неделя | Чтение русской народной сказки «Заяц-Хвастун» обр. О.Капицы | Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки. | Иллюстрации к сказке; Маски зайцев и волка; | Круглый стол «Зачем нужны книги современным детям» | |
декабрь | |||||
1 неделя | «Чудесные узоры» Чтение стихотворений: Ю.Кушар «Мороз на стекле»; О.Белявской «В серебряном царстве»; Рассказ С.Летовой «Замороженное окно» | Продолжать знакомство с тематическим многообразием русской детской литературы, развивать эмоциональную сферу ребёнка, его воображения. | Аудиозапись песни «Зимняя песня»; Снежинки по кол-ву детей, Для рисования «Узоры на окне»: восковые белые мелки, синяя акварель, лист бумаги . | К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы» Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Привлечь родителей к работе по подготовке костюмов и декораций для театрализованной постановки «Снежный колобок» |
2 неделя | Чтение русских народных сказок «По щучьему веленью», «Снегурочка» | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; - повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); - учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ; - развивать умение пересказывать сказку по плану; - формировать образность речи, понимание образных выражений. | Иллюстрации к сказкам; Мнемотаблицы. | Русские народные сказки: «Царевна-лягушка» «Хаврошечка» «Сивка-Бурка» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Консультация для родителей «Приобщение дошкольника к художественной литературе через чтение сказок» |
3 неделя | Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев». | Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; - развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; - закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра; - воспитывать любовь к сказкам. | Портрет С.Я.Маршака; Презентация «Наш Маршак»; Книга «12 месяцев»; Иллюстрации к произведениям писателя. | С Я. Маршак «Цирк» «Баллада о королевском бутерброде» «Веселые чижи» «Багаж» «Старушка» | Помощь в организации книжной выставки «Наш Маршак» |
4 неделя | Чтение и разгадывание загадок о празднике «Новый год» . | Продолжать приобщать детей к отечественной детской худ-й литературе; Побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки; Развивать речь, память, логическое мышление детей; Формировать радостное настроение в ожидании праздника. | Презентация «Загадки Снежной Королевы»; Музыкальная игра «Мы повесим шарики..» в исп. Коллякова ; Снежки (из синтепона). | Е. Трутнева «С Новым годом!». Л. Воронкова «Таня выбирает елку». Ф. Губин «Горка». В. Одоевский «Мороз Иванович». | Консультация « Как провести новогодние каникулы с пользой» |
январь | |||||
2 неделя | Литовская народная сказка «Старый Мороз и молодой Морозей» ( в обраб. М. Булатова) | Продолжить выработку умения анализировать художественное произведение на доступном детям уровне; Углублять представления о пословицах и поговорках. («Греет не шуба, а работа», «Мороз не велик, а стоять не велит») | Иллюстрации к сказке; Шапочки (синяя и красная) героев сказки; Мнемотаблица к поговоркам. | В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович" | Памятка «Советы по организации детской домашней библиотеки» |
3 неделя | Поэтический вечер «Город мой родной» ( к 70-летию г.Печоры) | Формирование читательской и музыкальной культуры, формирование интереса к истории своего города; Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада. | Видеоролик « Этот город самый лучший…» Портреты печорских поэтов. | С. Михалков «Моя улица». Стихи печорских поэтов. | Привлечь родителей к организации поэтического вечера «Город мой родной» |
4 неделя | Беседа о творчестве А.С.Пушкина. Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина; Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге. Продолжать приучать детей к такому виду работы, как «чтение с продолжением» | Выставка книг «Сказки Пушкина». Просмотр иллюстраций к сказкам. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Традиция группы «Книга в гости» |
февраль | |||||
1 неделя | Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина. Чтение рассказов из книги «Тюпа, Томка и Сорока» | Сформировать интерес к книгам, иллюстрациям, творчеству Е.И. Чарушина. Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. | Просмотр презентации «Путешествие по произведениям Е.И.Чарушина» | Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» «Большие и маленькие» «Васька, Бобка и крольчиха» «Никита и его друзья» | Нарисовать совместно с ребёнком свою иллюстрацию по произведению Е.И.Чарушина. |
2 неделя | Знакомство с творчеством В. Драгунский. Чтение рассказа «Друг детства» . | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений. | Портрет В.Драгунского; Презентация «Денискины Рассказы»; Выставка книг писателя; Иллюстрации к рассказу. | «Сверху вниз, наискосок» «Заколдованная буква» | Организовать выставку «Моя любимая домашняя книга» |
3 неделя | Чтение «Рассказы о Суворове» С. Алексеев | Познакомить детей с эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова. Поддерживать интерес к героической тематике. Прививать интерес к чтению художественной литературы. | Портрет Суворова. | Родительский уголок «Роль книги в нравственном воспитании детей» | |
4 неделя | Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» | Познакомить детей с произведением о защитниках Родины в годы войны. Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. | |||
март | |||||
1 неделя | Чтение сказки «Крупеничка» | Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас. Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятие жанровых особенностей сказки. | Илюстрации к сказке. | В. Осеева «Просто старушка». Я. Сегель «Как я был мамой». П. Воронько «Мальчик Помогай» | Консультация « Как читать детям сказку» |
2 неделя | Знакомство с творчеством Л.Толстого. Знакомство с былью и басней. Чтение были «Лев и собачка» и басни «Два товарища» | Познакомить детей с творчеством Л. Толстого и раскрыть идейно-художественный смысл произведения через содержание текста. -Учить детей различать жанры -Развивать умение пересказывать произведение -Воспитывать дружелюбное отношение | Портрет Л.Н Толстого; Иллюстрации к его произведениям | Л. Толстой «Филипок» «Косточка» «Лебеди» «Белка и волк» | Информационная папка « Роль художественной литературы в умственном развитии ребёнка» |
3 неделя | Чтение С. Михалков «Про мимозу», «А что у вас?» | Развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. расширять представление детей о здоровом образе жизни, помогать детям правильно воспринимать содержание произведения. | Презентация «Сергей Михалков - детям» | С. Михалков «Праздник непослушания» «Непоседы» «Если» «Фома» | |
4 неделя | Знакомство детей с писателем М.М.Пришвиным. Чтение рассказа «Этажи леса». | Знакомство детей с писателем природоведом. Развивать интерес к книгам о животном мире. Дать научно –достоверные знания о жизни животных в природе. Продолжать воспитывать у детей доброе отношение к природе. | Портрет М.Пришвина Аудиозапись «Голос леса» Д/игра «Найди маму» Раскраски по рассказу. | М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб» «Берестяная трубочка» «Ребята и утятая» | Выставка рисунков «Краски прочитанной книги» (совместное творчество» |
апрель | |||||
1 неделя | Знакомство с творчеством А. Линдгрен. Чтение сказки «Карслон, котрый живет на крыше» | Знакомство с творчеством А. Линдгрен -Учить понимать характеры сказочных героев; -Формировать умение подбирать образные определения к словам; -Воспитывать любовь к сказкам -Развивать чувство юмора. Приучать детей к такому виду работы, как «чтение с продолжением» | Портрет А. Линдгрен; Иллюстрации к поизведению. | А. Линдгрен «Пеппи - Длинный чулок» | Родительский уголок « Роль юмора в современной детской литературе» |
2 неделя | «У доброй славы большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине: В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1». | Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Развивать у детей познавательный интерес. Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины. | Портрет Ю.Гагарина; Видеоролик-считалочка "Планеты Солнечной системы» | Ю.А. Гагарин «Вижу землю» Е.П.Левитан «Звёздные сказки» | Консультация «Что и как читать ребенку дома». |
3 неделя | «Чтобы больше дети знали, есть газеты и журналы» | Приобщать детей к чтению через знакомство с журналами. Уточнить представления детей о детской периодике: журналы выходят через определенное время, из журналов можно узнать много интересного, выполнить задания по разным разделам; уточнить правила обращения с журналами. | Детские журналы «Весёлый колобок» «Ёжик» «Непоседы» | Журналы «Весёлые картинки» «Весёлый колобок» «Почемучка и друзья» «Непоседы» и др. | Консультация «Книга и творчество ребёнка» |
4 неделя | Знакомство с творчеством Э. Успенского. Чтение книги «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Развитие устойчивого интереса к произведениям Э.Н. Успенского; Учить использовать «сказочные» языковые средства; Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову. Продолжать приучать детей к такому виду работы, как «чтение с продолжением» | Портрет Э. Успенского; Выставка книг писателя; Иллюстрации героев книг. | «Чебурашка и Крокодил Гена» «Про Веру и Анфису» «Зима в Простоквашено» | |
май | |||||
1 неделя | А. Твардовский «Рассказ танкиста» -чтение стихотворения. | Расширять знания детей о защитниках Отечества; - Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; - Развивать воображение, поэтический вкус; - Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | Презентация «Мы помним, мы гордимся»; Фотографии военной техники времён ВОВ, Ветеранов; Иллюстрации к стихотворению. | С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец» А. Митяев «Мешок овсянки». М.Исаковский «Навек запомни». | Информационная папка «Почитайте детям о войне» |
2 неделя | Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть. | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы. Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям. | М. Пришвин сказка-быль «Кладовая солнца» | ||
3 неделя | Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». | Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня. Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. Прививать интерес к художественному слову. | Портрет С. Михалкова | С. Михалкова «Дядя Стёпа» Басня «Заяц и черепаха» | |
4 неделя | М. Зощенко «Великие путешественники» Чтение рассказа. | Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений. Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям. | М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице» Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». | Памятка «Рекомендованный список художественной литературы для вашего ребенка на летний период» |