Тема урока: Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности; многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: проблемный урок
Цели урока: расширить знания о типе Членистоногих, познакомить с классом Насекомых, выяснить приспособления во внешнем строении насекомых, позволяющие им приспособиться к различным условиям обитания. Формировать умения выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, развить у учащихся память, мышление и внимание; формировать коммуникативные навыки. Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал «Тип Членистоногие», таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 2.Актулизация и проверка опорных знаний урока. 3.Мотивация к изучению нового материала. Целеполагание. 4.Усвоение новых знаний и способов действий. 5.Примене-ние теоретичес-ких положений. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. 6.Рефлексивно – оценочный. 7.Домашнее задание. | 1.Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. 2.Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний. -К какому типу относится класс Насекомые. -За что данный тип животных получил свое название? -Назовите классы, которые относятся к типу Членистоногих. -На какие разделы подразделяется тело ракообразных? -Какова расчлененность тела у паука? -Чем защищено тело членистоногих? Организует работу по группам. (Каждой группе дается раздаточный материал. 1 группа выбирает представителей ракообразных; 2 группа выбирает представителей паукообразных). 3. Объявляет тему урока. Подводит учащихся к формулировке целей урока. Организует вводную беседу: - за что насекомые получили свое название? -В каких средах обитают насекомые? -Назовите известных вам общественных насекомых? -Перечислите виды насекомых, одомашненных человеком? -Как называется наука, изучающая насекомых? 4.На мультимедийный экран проектирует схему насекомого. Проводит фронтальную беседу. -Какие органы расположены на голове насекомого? -Сколько ног у насекомых, где они располагаются? -Какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? На мультимедийный экран проектирует схему ротовых аппаратов насекомых. Используя схему «Развитие насекомых» организует беседу. 5.Проводит самостоятельную работу по заполнению таблицы. 6.Побуждает к обобщению изученного материала. -Что нового узнали на уроке? -На основании каких признаков насекомых относят к типу Членистоногие? -Какие задания были интересными, какие вызвали затруднения? - Оцените себя, как вы работали на уроке? Подводит итоги урока. Оценивает работу на уроке учеников. Выставляет отметки некоторым ученикам. 7.Озвучивает домашнее задание. Всем. Изучить п.15. Ответить на вопросы стр.65. Выполнить в Рт задания к п.15. | 1.Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей. 2.Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников: осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников. Работают в группах. Выбирают представителей ракообразных (1 группа), паукообразных (2 группа); называют их, обосновывают свой выбор. 3. Записывают тему урока. Формулируют цели урока. Отвечают на поставленные вопросы. 4. Перечерчивают схему насекомого в тетрадь. С помощью учебника подписывают части тела и внешние органы насекомого. Отвечают на поставленные вопросы. Показывают на таблице «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» органы насекомых. Рассматривают схему ротовых аппаратов насекомых, сравнивают с рисунком 45 в учебнике. Называют ротовые аппараты и приводят примеры насекомых, имеющие данные ротовые аппараты. Объясняют понятия: развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, метаморфоз, стадии развития. Приводят примеры насекомых, которые развиваются с метаморфозом и без превращения. 5. Заполняют таблицу. Проводят взаимопроверку. 6. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. 7.Записывают домашнее задание. |
Литература.
1.Биология 5-9 классы. Рабочие программы. «Дрофа» 2013г.
2.Г.А.Воронина. Т.В.Иванова. Г.С.Калинова. Биология. Планируемые результаты Система заданий 5-9 классы. «Просвещение»2015 г.
3.О.Н.Дронова. Хрестоматия по биологии. Животные. «Лицей».2002 г.
4.Н.Ю.Захарова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 7 класс. «Экзамен» 2007 г.
5.В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. «Дрофа» 2015 г.
6.Н.А.Степанчук. Биология 7 класс. Животные. Проверочные работы, тренировочные тесты. Волгоград. «Учитель» 2010 г.