Игра как средство мотивации при обучении английскому языку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Обобщение опыта по теме; «Игра как средство мотивации при обучении английскому языку»

Учитель английского языка

МКОУ «Тормосиновская СШ»

Чернышковского муниципального района

Волгоградской области

1) Информация об опыте. Условия возникновения опыта

Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ на деятельность системы образования. Обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования, а вместе с ними и всей системы организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлась вся сумма знаний, которую «выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Педагогический коллектив школы, где я работаю, как и множество других школ России, выполняет те цели и задачи, которые поставило перед ними государство в области образования. Главной целью школы на данном этапе является обеспечение доступного качественного образования направленного на удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан, посредством модернизации образовательного процесса.

Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие личности учащегося способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. В языке заложены огромные возможности для становления творческой интеллектуально развитой личности.

Но обучая иностранному языку, мы сталкиваемся с проблемой – ученикам не всегда легко дается овладение новым языком. Что в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению. Естественно возникают вопросы – как облегчить процесс овладения детьми английским языком, развивая познавательный интерес? Как сделать учение интересным и продуктивным для учащихся? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к изучению проблемы формирования познавательной активности на уроках английского языка.

Еще Л.С. Выготский писал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею…»

С целью сделать урок занимательным учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося, используя различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации, современные технологии или их элементы. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников.

2) Актуальность и перспективность опыта.

Очевидным остается тот факт, что в конце XX вв. в России произошла «революция» в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, заучиванию слов, чтению и литературному переводу. Это принципы «старой школы», которая (стоит отдать ей должное) все же приносила плоды, но какой ценой? Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. Иногда, ради необходимой смены деятельности - сочинение или диктант, плюс фонетическая муштровка в качестве отдыха. Когда приоритеты отдавались чтению и работе над текстами, реализовывалась только одна функция языка - информативная. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне.

Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранному языку. Модернизация системы образования предполагает поиск новых форм обучения. Изменение формы и структуры подачи учебного материала придает образовательному процессу большую гибкость и адаптивность.

Актуальность опыта определяется активизацией мыслительной деятельности учащихся, созданием ситуации «успеха» на уроке.

Актуальность опыта проявляется в том, что при снижении интереса учащихся к обучению, предлагается анализ условий, позволяющих воспитывать стремление к самообразованию; стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение нетрадиционных уроков, использование игр и игровых моментов на уроках. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

Согласно президентской инициативе «Наша новая школа» образование в России должно быть компетентностно - ориентированным. В учащихся мы должны формировать такие качества личности как: инициативность, мобильность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. У детей, которые заинтересованы в предмете, намного эффективнее развиваются данные качества личности. Поэтому, я считаю, что данный опыт актуален в целях реализации инициативы «Наша новая школа».

3) Теоретическая база опыта Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (И.Л. Бим, М.З. Биболетова и др.)

В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.

Для решения поставленных задач мною были проанализированы и обобщены:

- Общие педагогические проблемы дидактики (Р.С. Немова, Г.Г. Аракелова, К.В. Бардина, И.А. Зимняя)

- Общие методические проблемы обучения иностранным языкама.

- Проблемы общего развития учащихся (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Левитов Н.Д.)

- Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения (Леонтьев А.А);

- Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева.

- Педагогический опыт учителей иностранного языка, освещенный в журнале «Иностранные языки в школе» (Н. П. Лобачева, М.Ю. Курбатова, П.А. Степичев, Ж.А. Денисова, М.К. Денисов и другие.)

- Собственный опыт работы в школе.

Я использую в работе положения концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе (Е.И. Пассов), положения дидактической концепции об оптимальности педагогического воздействия, по которой любая инновация должна быть уместна и эффективна для конкретных учеников, конкретного содержания и учителя.

4) Ведущая педагогическая идея

Чтобы разрешить проблему, возникшую на практике, была определенацель педагогической деятельности: формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению английского языка.

Задачи:

1. Проанализировать имеющуюся методическую литературу по теме и современные программные требования, представленные во ФГОСах второго поколения;

2. развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей;

3. разработать упражнения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся и проводить контроль речевых умений;

4. обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

Для того чтобы решить эти задачи, необходимо заинтересовать школьника учебным предметом. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из моих основных задач в обучении иностранному языку.

Реализация задач обучения сталкивается с рядом трудностей.

Прежде всего, это:

- недостаточность мотивации;

Вызвать активное отношение учащихся к цели работы, сделать эту работу привлекательной - суть целеполагания. Четко поставленная и принятая учеником цель стимулирует положительную мотивацию.

- отсутствие языковой среды;

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем гово-рят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке. Это связано с развитием воображения.

-острый дефицит учебного времени из-за насыщенности программы.

Предмет исследования - процесс формирования познавательной активности школьников на уроках английского языка.

Гипотеза: если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательной активности и целенаправленно и регулярно ее развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.

Основные противоречия:

- между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых

знаний, и ориентацией на развитие творческого поиска учащихся;

- между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

- между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика.

Ведущей педагогической идеей является развитие познавательной деятельности учащихся через применение игровых форм обучения, проведение нестандартных уроков как необходимого условия формирования умения учиться. Очевидно, что в ходе обучения и воспитания школьника необходимо больше внимания уделять не только и не столько приобретению знаний умений и навыков, сколько возбуждать у учеников жажду новых знаний, что послужит базой для успешного освоения иностранного языка.

5) Новизна опыта.

Познавательная активность учащихся на уроках развивает индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, обогащает его индивидуальный опыт, помогает личности познать себя. Каждый учащийся осваивает английский язык исходя из своего субъектного опыта, что приводит к большей заинтересованности к изучению иностранного языка. Новизна опыта заключается также в том, что была разработана серия тренировочных упражнений, направленных на развитие познавательной активности школьников (5-6 класс).

6) Технология опыта.

Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сделать процесс обучения более результативным, вызвать и поддержать интерес к предмету помогает применение новых технологий.

• развивающего обучения;

• системно - деятельностного обучения;

• коллективный способ обучения;

• личностно - ориентированное обучение.

Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, осознанность учения, прилежание, творческую работу, самостоятельность при решении учебных задач, участие в конкурсах и олимпиадах по предмету, участие во внеклассной деятельности, качество владения иностранным языком.

Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения. Работая в современной школе, регулярно задаешь себе вопрос: «Как построить процесс обучения, чтобы всем учащимся в классе было интересно в течение всего урока?»

Планирование занятий, подбор форм, средств, методов обучения я осуществляю с учетом уровней познавательной активности учащихся:

1. Нулевая активность. Учащийся пассивен на уроке, не проявляет желания к работе.

2. Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения) и определяется в основном эмоциональным восприятием.

3. Исполнительская активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий.

4. Творческая активность. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

Для развития познавательной активности учащихся я веду работу в следующих направлениях:

Создание атмосферы комфорта на уроке;

Применение игровых форм обучения;

Нестандартные формы проведения уроков;

Участие в конкурсах и олимпиадах по предмету;

Применение ИКТ.

Создание атмосферы комфорта на уроке.

1.Ученики при ответе с места на уроке не встают, отвечают сидя, что создаёт атмосферу эмоционального комфорта, снимает чувство страха, зажатости. Это особенно необходимо для учащихся с нулевой активностью, которые в доброжелательной атмосфере находят себя и могут проявить себя с положительной стороны.

2.Проверку домашнего задания я начинаю с фразы: «Какие вопросы есть по домашнему заданию?» Ученики могут задать любой вопрос, не опасаясь плохой отметки. Следуем девизу: «Человеку свойственно ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ответить на возникающие по домашнему заданию вопросы предлагается другим учащимся. Учитель комментирует или обобщает ответы. За правильные ответы учащиеся получают дополнительно хорошие отметки, что является хорошим стимулом для учащихся с ситуативной активностью.

3.При ответе товарищей приучаю учащихся внимательно слушать, оценивая правильность ответов. Всякие попытки высмеять неудачно выразившегося ученика пресекаются, поощряются дополнения к ответу, более точные формулировки, корректировка неправильно произнесенного слова или фразы. Такая работа особенно нравится учащимся с исполнительской активностью, которые охотно берут на себя роль «экспертов».

4. Приветствуется выполнение творческих работ учащимися. Лучшие и оригинальные работы используются в дальнейшем как наглядные пособия для учащихся других классов, при этом называется автор работы, что повышает самооценку ученика, побуждает к дальнейшему творчеству. Это необходимо для учащихся с творческой активностью для того, чтобы учение не стало для них скучным, обыденным делом.

5. Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Для учащихся с различной познавательной активностью выбирается различная мотивация: «Ты справишься!» (нулевая активность); «Ты узнаешь что-то новое» (ситуативная); «Ты сможешь рассказать это другим» (исполнительская); « А что ты можешь ещё предложить?» (творческая). Обеспечиваются различные условия для успешного выполнения задания (подбор заданий по трудности, времени выполнения, соответствие интересам ученика и т.д.). Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к его труду и к его личности, чтобы у школьника появилось желание учиться дальше.

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Опыт моей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игру так же можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Фразу « Let’s play» ученики ждут с нетерпением. Их веселый смех, оживление, желание говорить по-английски служат показатели заинтересованности, увлеченности.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языко-вого материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Е.И. Пассов выделяет шестьосновных целей использования игры на уроках иностранного языка.

1. Формирование определенных навыков.

(фонетических, лексических, грамматических)

2. Развитие определенных речевых умений.

Например, при изучении темы «Дом. Квартира» можно провести такие игры:

Семья вашего друга получила новую квартиру, поможем ему расставить мебель.

3. Обучение умению общаться:

- Поздоровайтесь и сделайте комплимент.

- Конкурс на самого лучшего хвастуна (отработка употребления степеней сравнения прилагательных в речи учащихся).

- Конкурс на самого лучшего собеседника.

- Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание?

- Развитие необходимых способностей и психических функций:

- Игра «Внимательный ли ты?»

- Игра «Снежный ком» (тренировка лексического запаса).

5. Познание в сфере страноведения и языка:

- Викторина.

- Лото.

- Путешествия.

- Конкурсы.

6. Запоминание речевого материала:

- Рифмовки.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры (манипуляции с игрушками и предметами);

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые;

III группа – игры с готовыми правилами, дидактические;

IV группа – строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых;

V группа – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Как правило, каждая конкретная игра представляет собой синтез нескольких типов игр, выделенных в классификации.

Задачи использования игры на уроках иностранного языка:

I. Образовательные:

1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

II. Развивающие:

1. Развивать у учащихся творческое мышление.

2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III.Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Я стараюсь использовать в своей работе разнообразные виды игровой деятельности:

- фонетические игры,

- грамматические игры,

- лексические игры,

- игры с буквами

- игры со словами,

- работу с картинками,

- работу со знаками и символами культуры,

- загадки, ребусы, лото,

- речевые игры,

- викторина «Что? Где? Когда?»,

- игра «Поле чудес»,

- ролевые игры,

- инсценирование, сказки

Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель должен помнить следующее:

1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Необходимо знать, с какой целью проводится игра.

2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.

3. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

4.Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.

5.Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане – говорение.

6. Ведущий, обычно учитель, должен быть по возможности на заднем плане. Роль ве-дущего могут играть и ученики.

7.Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

8.Затраты времени на подготовку и проведение игры и её польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.

9.Языковые игры должны проводиться преимущественно на иностранном языке.

10. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и планово.

Проведение контроля в игровой форме заставляет учащихся забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь я оцениваю их знания, делаю выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо работать.

Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Особенно важны игры для учеников с нулевой и ситуативной активностью. Игра помогает им включиться в учебную деятельность. В зависимости от целей и задач урока я применяю игры как отдельные элементы или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Индивидуальные и тихие игры провожу в любой момент урока, коллективные - в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности.

Для формирования фонетических навыков –фонетические игры.

Главная цель фонетических игр –постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям «психологический комфорт» в другом языке. Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения иностранным языком. Особое внимание я уделяю фонетическим и интонационным явлениям, отсутствующим в родном языке,для этого использую песни, стихи, рифмовки, считалки, скороговорки.

Фонетическая зарядка как один из основных способов формирования произносительных навыков, представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу.Для проведения фонетической зарядки часто использую пословицы и поговорки.

Для речевой зарядки: игра « Word ball». Учитель называет слово по-русски и бросает мяч ученику, ученик возвращает мяч, называя слово по-английски.

Для формирования лексических навыков – лексические игры.

Лексические игры привлекают внимание учащихся к лексическому материалу иимеют целью помочь имв приобретении и расширении словарного запаса, помогаютотработать употребление слов в ситуациях общения.

По моему мнению, большое внимание нужно уделять лексической стороне речи школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся.

При изучении новой лексики я использую:

- задание - «Исключи лишнее слово»;

- составление истории по картинке;

- choose the words on the topic;

- choose the correct translation;

- составление и разгадывание кроссвордов;

- задание «Соедини две части»;

- игра «Правда – ложь»;

- составление реклам;

- игра «Закончи предложение».

В процессе закрепления речевого материала: игра « Guess ». Учитель или один из учеников загадывает слово по теме, а остальные учащиеся отгадывают. Тема «Pets » («Домашние животные») 5 класс.

На этапе активизации речевого материала в речи учащихся. Например, игра: «Describe» при изучении темы «Appearance» («Внешность») в 6 классе. Учащиеся договариваются, кого они будут описывать, ведущий должен отгадать. Примеры реплик: «He has got blue eyes. He has got dark hair. He has got jeans on. » Etc.

Игровой метод составления рассказа по картинкам используется для изучения новой лексики и развивает воображение учащихся. Также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:

- обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;

- идет закрепление грамматических навыков;

- совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;

- развивается воображение;

- происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

Для формирования грамматических навыков – грамматические игры.

Грамматические игры преследуют цели:

1. Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке.

2. Активизировать речемыслительную деятельность учащихся.

3. Развивать речевую реакцию.

4. Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Я активно использую в работе стихи, песни, игры. На первом этапе грамматика не объясняется. Грамматические конструкции вводятся в виде речевых образцов, учащиеся заучивают их, используют в речи по аналогии, а затем даются объяснения.

Например, игра «Да и нет не говорите!» помогает отрабатывать вопросительные структуры и порядок слов в предложении при полном ответе на вопросы. Игра на активизацию предлогов места – «Где кот?»

Путешествие по стране неправильных глаголов.

Учитель дает несколько примеров, на основе которых ученики должны придумать свои рифмовки.

Например: Нужны деньги pay – paid – paid,

Купить вкусненьких конфет.

Он run – ran – run

По степям и по горам.

Много read – read – read

Наш любимый старый дед

Для формирования коммуникативных навыков – речевые игры.

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

1. научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

2. научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;

3. обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Ролевая игра является одним из резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; выступает как эффективное средство создания мотивации.

Ролевые игры вызывают интерес у учеников с исполнительской и творческой активностью, т.к. первые могут показать свой уровень знаний, вторые же могут привнести в игру что-то своё, личное. К примеру,игра «Interview » интересна тем, что учащиеся в рамках игры имеют возможность задать вопрос любого типа по теме, систематизируя свои знания.

После прохождения темы “СМИ” в 9 классе учащиеся, которые играют роль журналистов различных издательств, задают «гостям студии» вопросы о жизни, творчестве, семье и т.п., опираясь на материал урока.

Для подростков очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication». Необходимо помочь своему другу. Он хочет купить, например, хлеб, конфеты, газеты. Используя автобусную станцию как отправную точку, нужно объяснить, где он может купить то, что ему нужно, используя самый короткий маршрут. Нужно объяснять, что и где можно купить. Ребята учатся объяснять и спрашивать дорогу на английском языке.

Нестандартные формы проведения уроков.

Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению иностранного языка и развитию познавательной активности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности, является проведение уроков в нетрадиционной форме.

Я их обычно провожу на заключительном этапе работы по теме.

Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей. Школьники декламируют стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценируют различные ситуации, как литературные, так и жизненные. Развиваются умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет. Широко использую интернет-ресурсы для получения и представления необходимой информации. Учащиеся знакомятся с традициями, обычаями и культурным наследием англо-говорящих стран.

Нестандартный урок - это праздник для учащихся. Как к любому празднику, к нему готовятся, его ждут. Я стараюсь проводить от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, четкой структурной продуманности.

В своей работе я использую следующие формы проведения уроков:

- урок – КВН,

- урок – соревнование,

- урок «Клуб знатоков»,

- «Что? Где? Когда?»,

- урок – путешествие,

- урок – встреча.

Нестандартный урок включает разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые повышают мотивацию обучения детей, служат развитию способностей:

- выразительное чтение стихотворений;

- инсценировка различных ситуаций;

- заполнение анкет;

- использование Интернет-ресурсов для подготовки сообщений по темам («Английские праздники», «Великобритания» и др.).

7) Результативность.

В ходе педагогической деятельности использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование.

Наблюдение показало, что систематическое использование игр на уроке, проведение уроков в нетрадиционной форме, подготовка учащимися проектов на иностранном языке ведет к повышению уровня мотивации к изучению английского языка.

Опыт моей работы по развитию познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности позволяет проследить динамику изменений и стабильность результатов:

- Повысился познавательный интерес обучающихся к английскому языку.

- Повысилось качество знаний.

- Рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах.

- Отсутствие неуспевающих по предмету.

Понимая роль игры в развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности, я изучила методику проведения игр, технологию игровых форм обучения, классификацию игр, цели и задачи применения игровых технологий, особенности отбора содержания учебного материала, основные принципы организации игры.

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Опыт моей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игру так же можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Фразу « Let’s play» ученики ждут с нетерпением. Их веселый смех, оживление, желание говорить по-английски служат показатели заинтересованности, увлеченности.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языко-вого материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Е.И. Пассов выделяет шестьосновных целей использования игры на уроках иностранного языка.

1. Формирование определенных навыков.

(фонетических, лексических, грамматических)

2. Развитие определенных речевых умений.

Например, при изучении темы «Дом. Квартира» можно провести такие игры:

Семья вашего друга получила новую квартиру, поможем ему расставить мебель.

3. Обучение умению общаться:

- Поздоровайтесь и сделайте комплимент.

- Конкурс на самого лучшего хвастуна (отработка употребления степеней сравнения прилагательных в речи учащихся).

- Конкурс на самого лучшего собеседника.

- Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание?

- Развитие необходимых способностей и психических функций:

- Игра «Внимательный ли ты?»

- Игра «Снежный ком» (тренировка лексического запаса).

5. Познание в сфере страноведения и языка:

- Викторина.

- Лото.

- Путешествия.

- Конкурсы.

6. Запоминание речевого материала:

- Рифмовки.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры (манипуляции с игрушками и предметами);

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые;

III группа – игры с готовыми правилами, дидактические;

IV группа – строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых;

V группа – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Как правило, каждая конкретная игра представляет собой синтез нескольких типов игр, выделенных в классификации.

Задачи использования игры на уроках иностранного языка:

I. Образовательные:

1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

II. Развивающие:

1. Развивать у учащихся творческое мышление.

2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III.Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Я стараюсь использовать в своей работе разнообразные виды игровой деятельности:

- фонетические игры,

- грамматические игры,

- лексические игры,

- игры с буквами

- игры со словами,

- работу с картинками,

- работу со знаками и символами культуры,

- загадки, ребусы, лото,

- речевые игры,

- викторина «Что? Где? Когда?»,

- игра «Поле чудес»,

- ролевые игры,

- инсценирование, сказки

Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель должен помнить следующее:

1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Необходимо знать, с какой целью проводится игра.

2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.

3. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

4.Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.

5.Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане – говорение.

6. Ведущий, обычно учитель, должен быть по возможности на заднем плане. Роль ве-дущего могут играть и ученики.

7.Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

8.Затраты времени на подготовку и проведение игры и её польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.

9.Языковые игры должны проводиться преимущественно на иностранном языке.

10. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и планово.

Проведение контроля в игровой форме заставляет учащихся забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь я оцениваю их знания, делаю выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо работать.

Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Особенно важны игры для учеников с нулевой и ситуативной активностью. Игра помогает им включиться в учебную деятельность. В зависимости от целей и задач урока я применяю игры как отдельные элементы или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Индивидуальные и тихие игры провожу в любой момент урока, коллективные - в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности.

Для формирования фонетических навыков –фонетические игры.

Главная цель фонетических игр –постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям «психологический комфорт» в другом языке. Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения иностранным языком. Особое внимание я уделяю фонетическим и интонационным явлениям, отсутствующим в родном языке,для этого использую песни, стихи, рифмовки, считалки, скороговорки.

Фонетическая зарядка как один из основных способов формирования произносительных навыков, представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу.Для проведения фонетической зарядки часто использую пословицы и поговорки.

Для речевой зарядки: игра « Word ball». Учитель называет слово по-русски и бросает мяч ученику, ученик возвращает мяч, называя слово по-английски.

Для формирования лексических навыков – лексические игры.

Лексические игры привлекают внимание учащихся к лексическому материалу иимеют целью помочь имв приобретении и расширении словарного запаса, помогаютотработать употребление слов в ситуациях общения.

По моему мнению, большое внимание нужно уделять лексической стороне речи школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся.

При изучении новой лексики я использую:

- задание - «Исключи лишнее слово»;

- составление истории по картинке;

- choose the words on the topic;

- choose the correct translation;

- составление и разгадывание кроссвордов;

- задание «Соедини две части»;

- игра «Правда – ложь»;

- составление реклам;

- игра «Закончи предложение».

В процессе закрепления речевого материала: игра « Guess ». Учитель или один из учеников загадывает слово по теме, а остальные учащиеся отгадывают. Тема «Pets » («Домашние животные») 5 класс.

На этапе активизации речевого материала в речи учащихся. Например, игра: «Describe» при изучении темы «Appearance» («Внешность») в 6 классе. Учащиеся договариваются, кого они будут описывать, ведущий должен отгадать. Примеры реплик: «He has got blue eyes. He has got dark hair. He has got jeans on. » Etc.

Игровой метод составления рассказа по картинкам используется для изучения новой лексики и развивает воображение учащихся. Также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:

- обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;

- идет закрепление грамматических навыков;

- совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;

- развивается воображение;

- происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

Для формирования грамматических навыков – грамматические игры.

Грамматические игры преследуют цели:

1. Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке.

2. Активизировать речемыслительную деятельность учащихся.

3. Развивать речевую реакцию.

4. Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Я активно использую в работе стихи, песни, игры. На первом этапе грамматика не объясняется. Грамматические конструкции вводятся в виде речевых образцов, учащиеся заучивают их, используют в речи по аналогии, а затем даются объяснения.

Например, игра «Да и нет не говорите!» помогает отрабатывать вопросительные структуры и порядок слов в предложении при полном ответе на вопросы. Игра на активизацию предлогов места – «Где кот?»

Путешествие по стране неправильных глаголов.

Учитель дает несколько примеров, на основе которых ученики должны придумать свои рифмовки.

Например: Нужны деньги pay – paid – paid,

Купить вкусненьких конфет.

Он run – ran – run

По степям и по горам.

Много read – read – read

Наш любимый старый дед

Для формирования коммуникативных навыков – речевые игры.

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

1. научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

2. научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;

3. обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Ролевая игра является одним из резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; выступает как эффективное средство создания мотивации.

Ролевые игры вызывают интерес у учеников с исполнительской и творческой активностью, т.к. первые могут показать свой уровень знаний, вторые же могут привнести в игру что-то своё, личное. К примеру,игра «Interview » интересна тем, что учащиеся в рамках игры имеют возможность задать вопрос любого типа по теме, систематизируя свои знания.

После прохождения темы “СМИ” в 9 классе учащиеся, которые играют роль журналистов различных издательств, задают «гостям студии» вопросы о жизни, творчестве, семье и т.п., опираясь на материал урока.

Для подростков очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication». Необходимо помочь своему другу. Он хочет купить, например, хлеб, конфеты, газеты. Используя автобусную станцию как отправную точку, нужно объяснить, где он может купить то, что ему нужно, используя самый короткий маршрут. Нужно объяснять, что и где можно купить. Ребята учатся объяснять и спрашивать дорогу на английском языке.

Нестандартные формы проведения уроков.

Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению иностранного языка и развитию познавательной активности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности, является проведение уроков в нетрадиционной форме.

Я их обычно провожу на заключительном этапе работы по теме.

Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей. Школьники декламируют стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценируют различные ситуации, как литературные, так и жизненные. Развиваются умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет. Широко использую интернет-ресурсы для получения и представления необходимой информации. Учащиеся знакомятся с традициями, обычаями и культурным наследием англо-говорящих стран.

Нестандартный урок - это праздник для учащихся. Как к любому празднику, к нему готовятся, его ждут. Я стараюсь проводить от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, четкой структурной продуманности.

В своей работе я использую следующие формы проведения уроков:

- урок – КВН,

- урок – соревнование,

- урок «Клуб знатоков»,

- «Что? Где? Когда?»,

- урок – путешествие,

- урок – встреча.

Нестандартный урок включает разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые повышают мотивацию обучения детей, служат развитию способностей:

- выразительное чтение стихотворений;

- инсценировка различных ситуаций;

- заполнение анкет;

- использование Интернет-ресурсов для подготовки сообщений по темам («Английские праздники», «Великобритания» и др.).

7) Результативность.

В ходе педагогической деятельности использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование.

Наблюдение показало, что систематическое использование игр на уроке, проведение уроков в нетрадиционной форме, подготовка учащимися проектов на иностранном языке ведет к повышению уровня мотивации к изучению английского языка.

Опыт моей работы по развитию познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности позволяет проследить динамику изменений и стабильность результатов:

- Повысился познавательный интерес обучающихся к английскому языку.

- Повысилось качество знаний.

- Рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах.

- Отсутствие неуспевающих по предмету.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.