РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Актуальность разработанных уроков по разделу «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное» в том, что в последнее время резко падает интерес к предметам гуманитарного цикла, в частности к русскому языку и литературе, что ведёт к ошибкам при выполнении различных заданий диагностических работ, предлагаемых обучающимся. Запоминание орфографических и пунктуационных правил, выполнение упражнений по заданию учителя на каждом уроке делает процесс обучения скучным, однообразным. Учащимся хочется поиска, новизны, игры, занимательности. Отсюда перед нами встала необходимость гармонического сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания об имени прилагательном, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос и т.п.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Авторы-разработчики:

Карпова Лидия Николаевна, учитель МБОУ «СОШ пос. им. 25 Октября» Лаишевского района РТ,

Мусакова Татьяна Николаевна, учитель ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ»,

Шайхутдинова Илсояр Габдулхаковна, учитель МБОУ «Алабердинская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ.

Безрукова Ольга Борисовна, учитель МБОУ «Гимназия №6» г.Казани

Казань, 2018

ВВЕДЕНИЕ

Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку ряд требований – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.

Подготовка к будущей жизни закладывается в школе. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников, когда они учатся самостоятельному поиску информации, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.

Актуальность разработанных уроков по разделу «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное» в том, что в последнее время резко падает интерес к предметам гуманитарного цикла, в частности к русскому языку и литературе, что ведёт к ошибкам при выполнении различных заданий диагностических работ, предлагаемых обучающимся. Запоминание орфографических и пунктуационных правил, выполнение упражнений по заданию учителя на каждом уроке делает процесс обучения скучным, однообразным. Учащимся хочется поиска, новизны, игры, занимательности. Отсюда перед нами встала необходимость гармонического сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания об имени прилагательном, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос и т.п.

Нами были проанализированы КИМы Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 5 классах, Государственной итоговой аттестации в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), содержательная линия «Системы языка» по разделу «Морфология. Имя прилагательное» Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Отметим, что в 5 классе осуществляется «приращение» знаний обучающихся по материалу темы «Имя прилагательное» к знаниям, полученным в начальной школе.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

2.2.2.Основное содержание учебных предметов

2.2.2.1.Русский язык

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

2.2.2.Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования

2.2.2.1. Русский язык

Содержание учебника «Русский язык» 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова

Морфология.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

В построении модели проверочных работ разных форматов лежат общие концептуальные подходы, предполагающие реализацию системы принципов: принцип содержательной и структурной валидности, принцип объективности, принцип соответствия формы задания проверяемому элементу, принцип преемственности, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип соответствия содержания проверочных и экзаменационных работ общим целям современного образования.

В предложенных конспектах уроков раскрываются:

-технология проблемного обучения и развития критического мышления (кластер, решение лингвистических задач, обучающие структуры: Модель ФРЕЙЕР, ТИК-ТЭК-ТОУ), информационные технологии, технологии скорочтения, проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии;

- разные формы взаимодействия учащихся на уроке: фронтальная с учителем, фронтальная самостоятельная, групповая, парная, индивидуальная;

- контроль за усвоением материала осуществляется через самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя и дифференцированные задания.

Организованная работа позволяет учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, текст и информацию из других источников.

Практическая ценность материалов работы заключается в том, что они могут служить подспорьем в деятельности учителей русского языка, акцент в работе над именем прилагательным делается на осознание учащимися важности изучения данной темы в системе обучения русскому языку (изучение стилистики текста, его особенностей, художественных средств (эпитетов, метафоры, сравнений), выполнение заданий, связанных с грамматической формой имени прилагательного, с орфограммами в суффиксах и окончаниях имён прилагательных и т.п.).

Можно сделать вывод, что тема «Имя прилагательное» очень важна и актуальна с точки зрения образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.Т.Тростенцова и др./ -5-е изд .- М.: Просвещение, 2015 .

Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/О.В.Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2015. – 172 с.

Тесты по русскому языку в 2 ч: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ Е.П.Черногрудова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Русский язык: 5 класс: контрольные измерительные материалы/ Е.В.Селезнева. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012 г.

Речевые секреты: Книга для учителя. Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: «Просвещение»,1992 г., с.144

Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мусакова Татьяна Николаевна, учитель

ГБОУ «Казанская школа-интернат

им. Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ»

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи:

- Продолжить знакомство с частью речи имя прилагательное;

- Развивать умение формулировать определение имени прилагательного;

- Уметь находить имя прилагательное в тексте, отличать его от других частей речи;

- Развивать умение работать с готовым текстом, а также создавать текст с использованием имён прилагательных;

- Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма и внимания.

Планируемые результаты:

Личностные:

Развитие логического мышления;

Воспитание качеств учащихся, обеспечивающих социальную мобильность.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

Что такое имя прилагательное;

Как изменяется имя прилагательное;

Чем является прилагательное в предложении.

Учащиеся должны уметь:

1.Рассказать об имени прилагательном;

2. Доказать, что слово является именем прилагательным;

3. Опознавать в тексте имена прилагательные.

Метапредметные:

Формировать интеллектуальную деятельность;

Выработка умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

Умение работать в группе для достижения общих целей по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

Ресурсы урока:

1. Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2015.

2. мультимедийное оборудование.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Давайте поприветствуем друг друга

(Проговариваем хором):

Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро длится до вечера!

1.Этап мотивации

Учитель: Ребята, рассмотрите на слайде картинки. Составьте загадку, вставив пропущенные слова.

Летом ___________, зимой ____________.

-Что это за слова?

- Что вы знаете о них?(они отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?)

- Какую роль выполняют эти слова?( обозначают признак предмета)

- К какой части речи они относятся?(имени прилагательному).

- Вам знакомы эти слова?

2.Формулирование темы и цели урока

Учитель: Ребята, предположите, какая сегодня тема урока?( имя прилагательное). Какие цели вы перед собой поставите?( вспомним _____, узнаем ______, научимся _____)

Тема урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

3.Этап актуализации знаний

Учитель: Прочитайте отрывок С.А.Есенина "Берёза". Найдите прилагательные. Определите род, число, падеж. Проанализируйте и составьте определение для имени прилагательного, вставив пропущенные слова.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне...

Учитель: А сейчас заполните текст и сформулируйте определение имени прилагательного.

Имя прилагательное - ___________ _________, которая обозначает _______ ____________ и отвечает на вопросы ______, _______.

Имя прилагательное изменяется по________, _______, _______.

- Сравните с правилом на стр. 85

Учитель: Нужны ли в нашем общении определения-прилагательные? Для чего? А когда прилагательные написаны грамотно, приятно, наверное, всем?

Самостоятельное наблюдение (§101, с.81 – Дети читают текст без слов, заключённых в скобках, потом – с этими словами.)

Беседа по вопросам:

- Какое описание отличается большей полнотой?

- Укажите слова, благодаря которым описание дятла стало более точным.

- К какой части речи они относятся?

- По какому из описаний можно узнать птицу?

4.Этап организации познавательной деятельности.

А) Тренировочные упражнения по учебнику.

(«вспомнить → узнать → научиться»), коммуникация, самостоятельная работа

Упр.565 (устно) (поиск новых знаний в паре)

- Вставьте в текст пропущенные слова.

- Какой частью речи они являются?

- Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите.

- Поставьте вопросы к вставленным словам.

- Как определяются их род, падеж и число?

- Что нужно знать, чтобы определить род, число, падеж прилагательного?

Упр.566 – комментированное письмо (поиск новых знаний в паре) Объяснение языкового явления. Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении?

Упр. 567 - (поиск новых знаний в паре; взаимопроверка)

Объяснение языкового явления. (Приём олицетворения).

Упр.568 – (поиск новых знаний в паре)

Определение стиля, темы и основной мысли текста.

Объяснение языкового явления: приём звукописи.

Упр.569- (поиск новых знаний в паре и в группе).

Разбор предложения по членам.(работа в паре)

(работа в группе)

- Какие люди вам особенно нравятся?

- О ком из своих товарищей, знакомых, родных вы можете сказать: справедливый, заботливый, талантливый, правдивый?

Б) Занимательная лингвистика (работа в группе)

Учитель: Подберите как можно больше определений-прилагательных, характеризующих Жилина и Костылина – героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

В)Индивидуальное задание с взаимопроверкой (в паре).

Учитель: Подберите к существительным (ветер, снег, облака, деревья) признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т. п. Составь с этими словосочетаниями предложения.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу друг друга.

Учитель: Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

- Что называется прилагательным?

- С какой частью речи согласуются прилагательные?

- Как изменяются прилагательные?

- Как можно использовать прилагательные в речи?

1.Прилагательные можно использовать в прямом и переносном значении.

2.В описании живой природы можно использовать приём олицетворения, звукописи.

3. При помощи определений-прилагательных можно характеризовать человека, героев художественного произведения.

5.Этап рефлексии.

Учитель: Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её? Докажите.

1.Узнавать имя прилагательное.

2.От существительного задавать вопрос к прилагательному, чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного.

Домашнее задание:

§101 упр.570

Составить памятку «Имя прилагательное»

Творческая работа «Угадай» (описать 2-3 предмета, используя только имена прилагательные)

Учитель: Спасибо за урок! До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карпова Лидия Николаевна, учитель

МБОУ «СОШ пос. им. 25 Октября»

Лаишевского района РТ

Тема: Полные и краткие имена прилагательные.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи: Продолжить знакомство с именами прилагательными

Сформировать представление о краткой форме имени

прилагательного.

Развивать умение находить имена прилагательные, определять их

признаки.

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание ценностных ориентиров, смыслов учебной деятельности;

- понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных, моральных качеств личности;

- создание условий для развития уважительного отношения к мнению другого человека, умения работать в группе.

Предметные:

- обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков имени прилагательного, сформировать понятия «полная и краткая форма имени прилагательного», анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных;

- находить в предложении, тексте имя прилагательное, определять его роль в предложении;

- расширять словарный запас.

Развивающие:

- развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;

- отрабатывать способность владения словом; продолжить работу с текстом.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка через создание ситуации успеха на уроке;

- воспитывать чувство бережного отношения к родной природе через восприятие произведений художественной литературы и музыки.

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему и цели урока;

- преодолевать затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать приёмами отбора и систематизации материала по изучаемой теме.(Р)

- развивать способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или визуального восприятия, связно излагать мысли;

- слушать и понимать речь других;

- сохранять и развивать умения сотрудничать в группе.(К)

- понимать информацию и интегрировать её в имеющийся запас знаний;

- извлекать нужную информацию, сравнивать, делать выводы.(П)

Ресурсы урока.

1. Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2015.

2. Игра «Лингвистический пазл»

3. Видеофрагмент, созданный в программе Movie Maker

4.Таблицы структуры ТИК-ТЭК-ТОУ, модель ФРЕЙЕР.

5.Схемы, карточки с заданиями для выполнения практической части.

6. Проектор, ноутбук.

7. Мультимедийная презентация.

8.Толковый словарь Ожегова.

Ход урока

Организационная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята! Девизом нашего урока будут слова Джорджа Херберта (англ. Поэта-1593г): «Мы учимся, когда мы что-то делаем».

1.Этап мотивации и постановки задач.

А) Игра «Лингвистический пазл» (в группе)

Учитель: Иногда бывает в жизни

Всё несётся кувырком!

И на выбранном пути ответ сразу не найти.

Надо мысли вам прибрать,

Пазл линвистический собрать.

Учитель: Соотнесите лингвистический термин с понятиями, которые он раскрывает. Что получилось?

(Синтаксис – словосочетания, предложения, Лексикология – словарный состав языка, Морфемика – морфемы (части слова)

Учитель: У какого понятия отсутствует определение? Дайте его.

(морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)

Учитель: Что такое части речи?

(части речи – классы (группы) слов с общими признаками (грамматическим значением)

Б) Видеофрагмент.

Учитель: Сейчас вы внимательно посмотрите видеофрагмент, в котором звучит музыка П.И.Чайковского(1840 – 1893) из цикла «Времена года» - Весна. Запомните слова, которые вы увидите.

В) РАБОТА В ПАРЕ - Заполнение таблицы структуры Тик-Тэк-Тоу

Гл.

Гл.

Гл.

Учитель: Какие слова запомнили? Запишите (Сиять, лететь, капать)

Это слова какой части речи? (глагол)

Определите тему видеофрагмента. (Весна. Весенний лес.)

Запишите три неодушевлённых существительных на тему: «Весна».

Запишите три прилагательных на тему «Весна».

Составьте устно предложения (не менее 7 слов) в соответствии с грамматическими нормами, используя слова по горизонтали, вертикали, диагонали. Все три слова должны быть в предложении.

(взаимопроверка в паре)

Учитель: Сегодня на уроке продолжим говорить об имени прилагательном.

2.Этап формулирования темы и цели урока.

А)Работа с текстом на слайде по технологии скорочтения «Шторка»

Учитель: Прочитайте текст.

(Красив лес весной! Светит яркое солнце. На тёмных 17,18,16,20,1,13,10,15,1,23* прорастает зелёная травка. Скоро в густой листве деревьев птицы будут петь свои звонкие песни.)

Б)Работа с «Толковым словарём»

Учитель: Расшифруйте слово и найдите его определение в толковом словаре.

(17,18,16,20,1,13,10,15,1,23 - проталинах*)

Учитель: Определите, к какой части речи относится слово КРАСИВ. В чём причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами. Устно из текста назовите имена прилагательные.

В)Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебник с.91. Как звучит тема урока? Какие задачи определим?

(Прилагательные полные и краткие)

3.Этап актуализации знаний.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы изучить краткие прилагательные?

(провести наблюдение и сравнить его с полным прилагательным по всем признакам)

Учитель: Проведём наблюдение по материалу учебника стр.91.

А) Составление таблицы в паре с взаимопроверкой.

Учитель: Работая в паре и используя слова ОТВЕЧАЮТ, ОБРАЗУЮТСЯ, ИЗМЕНЯЮТСЯ, ЯВЛЯЮТСЯ, дополните таблицу «Краткое прилагательное».

(Краткие прилагательные отвечают на вопросы каков(а,о,ы), образуются от полных прилагательных, изменяются по числам и родам, являются сказуемым)

Учитель: Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

Наводящие вопросы: С каким членом в первую очередь связано краткое

прилагательное?

А в каком падеже всегда стоит подлежащее? Следовательно…

(Сказуемое, которым является краткое прилагательное в предложении, стоит в одной форме, одном из трёх родов, и ему не нужны падежи)

Б) Работа по учебнику самостоятельно и у доски (контроль со стороны учителя):

1 вариант - упр.588

2 вариант – упр. 590

В) «Цифровой диктант» верны ли утверждения?

Учитель: Я утверждаю, что во всех называемых словах после шипящей на конце слов Ь не пишется.

1.свеж 2.рожь 3.рощ 4.колюч 5.шалаш 6.ресь 7.печь 8.могуч 9.пахуч 10.сторож 11.уж 12.хорош

ЭТАЛОН: 1,0,1.1,1,0,0,1,1,1,1,1.

Учитель: В каких словах испытали затруднение? Почему?

Г) Чтение правила учебника стр. 92

4.Этап организации познавательной деятельности.

Учитель: Красоту лесов любил П.И.Чайковский. Она вдохновляла его на творчество. Но жадность людей часто губит эту красоту. Об этом писал в своём рассказе «Скрипучие половицы» К.Г.Паустовский. (1892-1968)

А) Работа в группе (индивидуальная) с проверкой по эталону.

Учитель: Сейчас вы будете работать на цветных листочках.

1 группа – работа со стихотворным текстом

2 группа – работа с отрывком из текста Паустовского «Скрипучие половицы».

ЗАДАНИЯ

1 ГРУППА

Прочитайте стихотворение. Подчеркните в нём имена прилагательные .

 Ударил гром двенадцать разИ замер в стороне.Природа отдала приказСалютова´ть весне.Приказ – черёмухе цвести, Крапиве быть не злой,Дождю дорожки подместиСеребряной метлой.Чтоб каждый кустик был певуч,Всем птицам звонче петь,А солнцу - выйти из-за туч,И веселее греть! З. Александрова

2ГРУППА

1) Подчеркните предложение, в котором подлежащее выражено собственным именем существительным.

А) Он заиграл.

Б) Чайковский собрался идти к дому.

2) Составьте предложение и запишите его в строке.

На (1), стояла (3), поляне (2), высокая (4), сосна (6), раскидистая (5).

____________________________

3.Подчеркните повествовательное предложение.

А) Это был «маяк»!

Б) Её Чайковский прозвал «маяком».

4. Прочитайте предложение , в котором есть полное прилагательное.

А)На прощанье он решил провести рукой по нагретой коре сосны.

Б)Кора сосны была согрета лучами солнца.

5. Прочитайте фрагмент рассказа из полученных ответов заданий 1-4…

ответы

ЭТАЛОН:

1 ГРУППА

Прочитайте стихотворение. Подчеркните в нём имена прилагательные .

Ударил гром двенадцать разИ замер в стороне.Природа отдала приказСалютова´ть весне.Приказ – черёмухе цвести, Крапиве быть не злой,Дождю дорожки подместиСеребряной метлой.Чтоб каждый кустик был певуч,Всем птицам звонче петь,А солнцу - выйти из-за туч,И веселее греть! З. Александрова

2 ГРУППА:

Чайковский собрался идти к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Её Чайковский прозвал «маяком». На прощанье он решил провести рукой по нагретой коре сосны.

Б)Работа с упр.594 (проверка по эталону).

Учитель: П.И.Чайковский очень любил своего племянника Володю, даже посвятил ему цикл фортепианных пьес «Детский альбом». Прочитайте отрывок из письма М. Горького (1868 – 1936), в котором он даёт детям ценные жизненные советы. Спишите, заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими. Подчеркните обращение.

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь (чуткие) и (отзывчивые) к чужому горю.

Будьте (здоровые), любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они (честные) и (сильные)!

В)Самостоятельная работа на карточках с проверкой по эталону.

Карточка. Обведи номер выбранного ответа:

1.В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А – грустный, синева, чернеть, твоего

В – твёрдый, ширина, нелепость, её

С – прозрачен, редкий, хитрый, твой

Д – светлый, крут, голубой, ясный

2.В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?

А – В чёрном небе мерцают звёзды.

В – Холодна вода в колодце.

С – На деревьях сверкали ледяные капли.

Д – По небу шла тёмная туча.

3.В каком ряду на месте пропуска пишется буква И?

А – в зимн…й одежде

В – перед дальн..й дорогой

С – в син…й дали

Д – глубок..ми сугробами

4.Укажите строку, в которой правильно описаны особенности изменений кратких прилагательных.

А – не склоняются

В – не склоняются, но изменяются по числам, а во множественном

числе - по родам.

С – склоняются, как полные прилагательные

Д – не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном

числе – по родам.

5.У какого прилагательного не образуется краткая форма?

А – ленивый

В – стеклянный

С – храбрый

Д - заботливый

Эталон: 1- Д, 2 – В, 3 – Д, 4 – Д, 5 – В.

5.Этап рефлексии.

Групповая самостоятельная работа (составление кластера или Модели ФРЕЙЕР «Имя прилагательное»)

Учитель: Ребята, обобщим полученные знания об имени прилагательном. 1 группа составляет кластер, 2 группа составляет модель фрейер.

Учитель: Ребята, подведём итог урока.

Что вы знали по теме урока раньше, что узнали нового?

Каких успехов вы достигли на уроке?

Что вам особенно запомнилось из предложенного материала?

Учитель: Оцените свою работу на уроке, используя карточки.

Сегодня на уроке я старался (ась):

ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный

СЛУШАТЬ КРАЕМ УХА – жёлтый

ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный

Учитель: Я хочу отметить работу… Мне с вами было приятно работать.

Домашнее задание:

1) §. 104, одно упражнение на выбор: упр. 591 или 592

2)Творческая работа «В весеннем лесу» (рисунок и сочинение 8-10 предложений с полными и краткими прилагательными)

3)Написать небольшой рассказ, раскрывая пословицу «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».

Учитель: Спасибо за урок! До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шайхутдинова Илсояр Габдулхаковна,

учитель МБОУ «Алабердинская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

Тема урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Задачи урока:-Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.       -Уметь грамотно писать прилагательные, находить их в тексте, разбирать слово морфологически, отличать от других частей речи.-Выработать умение работать с готовым текстом, а также создавать текст с использованием имен прилагательных.-Обогатить запас слов учащихся, повысить культуру устной и письменной речи.Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал на карточках.Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Развитие логического мышления.

2.Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность.

3.Воспитание чувства ответственности за результаты ГИА в 9 классе.

4.Поддержка личностной позиции учащихся и их личностных качеств.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

1. Что такое имя прилагательное.

2.Какие гласные пишутся в падежных окончаниях имен прилагательных.

3.Как выбирать гласную в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением.

4.Порядок морфологического разбора прилагательного.

5.Как писать сочинение - описание, сочинение - повествование.

Учащиеся должны уметь:

1.Рассказать об имени прилагательном как части речи в форме научного описания.

2.Доказать, что слово является прилагательным.

3.Опознавать в тексте имена прилагательные.

4.Использовать в речи имена прилагательные.

5.Различать полную и краткую формы имён прилагательных.

6.Верно писать прилагательные с шипящим на конце.

7.Выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

Метапредметные результаты

1.Формирование общих способов интеллектуальной деятельности.

2.Выработка умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи.

3.Способность работать с различными источниками информации.

4.Умение работать в группе в достижении общих целей и оценивать достигнутое.Методы и формы, использованные на уроке:Индивидуальная форма, групповая форма, игровые задания, творческая работа, работа с опорной схемой-таблицей, работа с прозаическими текстами; развитие умений речетворчества.

Метапредметные связи: литература, живопись

Домашнее задание перед уроком:

1. Индивидуальное задание - выписать примеры эпитетов из художественных произведений о природе.

2. Социологический опрос (инициативная группа по желанию учащихся) на тему: «Роль имени прилагательного в речи».

3. Индивидуальное задание – придумать игру для физкультминутки по теме «Имя прилагательное».

4. Составление пакета вопросов по теме «Правописание имён прилагательных»

(«глубоких», «мелких», «средних»).

Ресурсы урока.

1. Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2015.

2. Схема: Знать. Уметь. Научиться.

3. Отрывки из произведений о природе с использованием эпитетов.

4. Тематические картинки с изображением природы.

5. Проектор, ноутбук.

6. Мультимедийная презентация.

7. Таблички с номерами групп.

8. Опорные схемы (собираются в конце урока).

9. Карточки с заданиями для выполнения практической части.

10. Жетон.

11. Словарь эпитетов.

Ход урока

Организационная часть.

Учитель: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга!

(проговариваемхором):

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

Учитель:Посмотрите на доску. На ней изображен улыбающийся смайлик. Девиз сегодняшнего дня: «Улыбнись новому дню».

Учитель:Я уверена, ты тот, кому сегодня повезет.

Учитель: Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов!

1.Этап мотивации и постановки задач.

Учитель: Ребята, приятно ли вам слышать слова «Доброе утро»? (Да)

- А о себе - хорошие слова? (Очень приятно)

- Подарите сами себе комплименты. Какая? Какой я?

(внимательный, трудолюбивый, добрый, весёлый, дружелюбный)

-Подарите комплимент своему (своей) соседу (соседке) по парте

(красивый, добродушный, надёжный, верный, усидчивый)

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначают эти слова? (признак предмета)

-Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)

-Назовите тему урока («Имя прилагательное»)

- Откройте тетради и запишите дату, «классная работа». (Дата, «классная работа» записаны на доске).

Запись темы «Имя прилагательное».

(работа с тематическими картинками (в парах) для объединения в группы)

Учитель: Выберите картинку, которая вам больше понравилась, объясните свой выбор, устно продолжив предложение.

Я выбрала картинку под № 1, потому что….

(Ответы 3-4 учащихся).

Учитель: Работать на уроке вы будете в группах. Поднимите руки, кто выбрал картинку под № 1?

(Учащиеся поднимают руки). Это будет 1-я группа.

- Поднимите руки, кто выбрал картинку под № 2.

(Учащиеся поднимают руки). Это будет 2 –я группа.

- Первая группа, займите места за первым столиком

(Учитель ставит табличку 1-я группа).

- Вторая группа, займите места за вторым столиком

(Учитель ставит табличку 2-я группа). Картинки возьмите с собой, они понадобятся нам в ходе урока.

(Учащиеся рассаживаются по группам в зависимости от выбора).

Учитель: - Итак, группы сформированы, начинаем нашу работу.

2. Этап формулировки темы и цели урока.

Составьте в группах кластер – схему к теме «Имя прилагательное», используя контрольные вопросы после темы на странице 96 учебника.

(Учащиеся совещаются в группахи составляют схему – кластер)

Учитель: Кто подскажет следующий этап урока? (Мы должны поставить цели).

Учитель:В течение нескольких уроков мы изучали тему «Имя прилагательное». Чтобы поставить цели урока, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

«Что мне нужно повторить в этой теме?»

«Что я хочу выяснить в этой теме?»

Учитель: Итак, ребята, в своих кластерах вы охватили все темы, изученные по теме «Имя прилагательное». Значит, сегодня мы… (обобщим знания по теме «Имя прилагательное». И темой данного урока будет «Урок обобщения и систематизации знаний»).

Учитель: Допишем тему урока в тетрадях.

3. Этап актуализации знаний учащихся.

Блиц-опрос.

Учитель:Давайте проверим, как вы знаете грамматику? (ответы «да» - «нет»)

1) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета (да)

2) Прилагательное отвечает на вопросы Кто? Что? (нет)

3) Прилагательное может иметь краткую форму (да)

4) Прилагательное изменяется по падежам и числам (да)

5) Прилагательное в предложении бывает обстоятельством и дополнением (нет)

6) Прилагательное в краткой форме является в предложении сказуемым (да)

7) Краткая форма имен прилагательных с основой на шипящую пишется с ь (нет) (например, могуч)

8) Прилагательное в предложении бывает определением? (да)

Учитель: Давайте проверим ваши ответы, записанные на кластере - схеме. Кому из группы вы доверите ответ на этот вопрос?

(1 человек от группы читает кластер - схему, другая группа дополняет Приём «Я – учитель»)

1.

-

2. _ -

3.

4.

5.

Учитель: Итак, в ходе работы над темой урока, где обратимся к общему значению прилагательного, повторим правописание имён прилагательных, их синтаксическую роль, обратим внимание на роль прилагательных в речи, данная схема будет путеводителем.

Учитель: Итак, начинаем практическую часть.

4. Этап организации познавательной деятельности.

4.1 этап (общее значение, вопросы)

Учитель: Как известно, любимым развлечением детей является игра. Мы поиграем с вами в игру «Четвёртый лишний».

На экране записаны слова (солнечная, яркая, лучистая, наступает). Прочитайте их, устно выполните задание. Задание записано у вас на карточках. (Обсуждение в группах).

Учитель: Что общего у этих слов? (имеют отношение к погоде, весне).

Учитель: Можно их все назвать синонимами? (Нет, так как «наступает» - это глагол, а остальные имена прилагательные).

Учитель: Найдите четвёртое лишнее, объясните свой ответ. (Лишним является слово «наступает», так как это глагол).

Учитель: Как вы понимаете смысл названия части речи «прилагательное»? (Приложенное, добавленное к чему-то).

Учитель: Как вы узнали, что это имена прилагательные? Как «узнать в лицо» прилагательное?

(Отвечают на вопрос: какой? и обозначают признак предмета).

Учитель: На какие ещё вопросы отвечают прилагательные? Приведите примеры. (Каков? Чей?)

4.2 этап. (работа по определению морфологических признаков прилагательных – 1 группа)

Учитель:В руках у меня жетон, подойдите ко мне по 1 человеку от группы. Кто угадает, в какой руке жетон, тот будет работать над морфологическими признаками прилагательного, а кто не угадает – над синтаксической ролью этой части речи? Задания записаны у вас на карточках.

Учитель: Распределите задание между участниками группы.

Задание. Работа с текстом. Прочитайте выразительно и озаглавьте текст.

 Определите род, число, падеж прилагательных. Расскажите о морфологических признаках прилагательных. (Род (в ед.ч.), падеж, число).Сделайте морфологический разбор любого прилагательного (1 человек у доски по выбору группы).

(Петина помощь.) Над окном высок.. дома было гн..здо заботлив.. ласточки. Из него выглядывали бе..покойн.. птен..чики.  Вдруг один птен..чик выпал (из)гн..зда. Он сидел на дороге и не мог взлететь. Суетлив.. ласточка кружилась над ним п..щала но помоч.. (не)могла.  Это увидел (П,п)етя. Он поднял птен..чика и п..садил его в интересн.. гн..здо на здани.. .В..сёл.. ласточка защ..бетала и стала к..рмить ушибленного птен..чика. Пете было радос..но.1. Какова основная мысль текста? (Надо заботиться о животных, помогать им)2. Определите стиль текста, тип речи. (Художественный, т. к. есть эпитеты: заботливая, суетливая, беспокойные; тип – повествование.)3. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их. (Проверка) 4. Расставьте знаки препинания в предложениях прямо в карточках. 5. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения тоже в карточках.

6.Какими членами предложения являются в тексте имена прилагательные? (Определениями.)

7. Определите род, число, падеж прилагательных.

Учитель: Расскажите о морфологических признаках прилагательных. (Род (в ед.ч.), падеж, число). (1 человек от группы)

Учитель: Сделайте морфологический разбор любого прилагательного (1 человек у доски по выбору группы).

(Выступление учащихся 1-ой группы.( отвечает несколько человек от группы)

Учитель:Физкульминутка. Сколько прилагательных в тексте?

В небо голубое руки протяну,(тянем руки)Дотянусь до солнца, (встаём на носочки)Душу распахну. (взмахи руками)Отогреюсь в теплых, ласковых лучах, (обнять себя)Полечу за ветром таять в облаках. (движенья крыльями)В голубом просторе с радугой сольюсь,А наступит вечер – я сюда вернусь. (сесть за парты)Прикоснусь рукою к своему лицу, (приложить ладони к щекам)Небу как родному( ?) тихо я шепну –(вместе шепчем)«Вновь наступит утро, я сюда вернусь». (5 раз, так как одно слово в значении существительного).

4.3 этап. (работа по определению синтаксической роли прилагательных – 2 группа)

Учитель: Распределите задание между участниками группы.

Задание. Прочитайте выразительно и озаглавьте текст. Спишите, укажите синтаксическую роль прилагательных. Назовите другие средства художественной выразительности. Какую роль они выполняют? (Помогают передать красоту пейзажа). Сделайте полный синтаксический разбор указанного предложения (1 человек у доски по выбору группы).

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестр…, а на голове черн.. с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я …

Летит, несет в клюве соснов.. шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору остр.. когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жестк…, крепк… .

(По Г.Скребицкому)

Учитель: Показывает на рисунке дятла.

(Взаимопроверка заданий у доски группами).

Учитель:Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? (прилагательные - определения в роли выразительных средств)

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5-е место.

Учитель: Исследовательское задание группе 1 и группе 2:

Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.

Учитель:Что общего во всех этих словах?

Распределите слова на группы, количество групп каждый определяет самостоятельно.

(Заслушиваются ответы учащихся. Рассматривается вариант учителя. Учащихся объясняют предложенное распределение слов на группы. Обращается внимание на морфологические признаки и синтаксическую роль кратких прилагательных).

умныйхорошийкрасиваямолодаяпрекрасноеновоебогатые

умёнхорошкрасивамолодапрекрасноновобогаты

4.4 этап. Правописание имён прилагательных.

(«Вопрос для соседа» (приём «Ступеньки интеллекта»))

Учитель: Существует истина: «Умение правильно формулировать «глубокие» вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Проверим ваш интеллект. Дома вы составляли пакет вопросов по теме «Правописание имён прилагательных».Сейчас в группах выберите самые «глубокие» вопросы (5 вопросов) по теме «Правописание имён прилагательных». Задайте их товарищам из другой группы. Вопросы не должны повторяться.

(Учащиеся выбирают вопросы, затем вслух читают и задают учащимся другой группы).

Взаимоопрос в группах («Вопрос для соседа»). (Группы задают друг другу вопросы и отвечают).

Учитель: Кто, на ваш взгляд, предложил самый интересный и «глубокий» вопрос?

(Оценивают консультанты в группе).

Учитель: Закрепим данное правило на практике.

(задания по правописанию падежных окончаний прилагательных и окончаний прилагательных после шипящих (самостоятельно в группах))

1 группа – «Диктант по аналогии»

Учитель: Прочитайте и выполните задание. Выберите ответственного в группе, кто будет отвечать на этот вопрос.

Задание: Запишите свои примеры, продолжив ряд, графически выделите орфограммы. Объясните написание.

Хорош…го семени больш…го снега

…………………….. ……………………

Учитель: Кому вы поручили выступление?

(Выступления учащихся (выступают 1-2 человек от группы,

приём «Я - учитель»))

2 группа - готовимся к ОГЭ. Ролевая игра «Юный редактор»: редактирование текстов с ошибками в употреблении имён прилагательных.

(Роли в игре: выберите себе редактора, корректора, ответственного за дисциплину…).

Учитель: Прочитайте и выполните задание. Выберите редактора в группе, кто будет отвечать на этот вопрос.

Задание: На карточках записан текст с ошибками в употреблении имён прилагательных. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Какие чувства вызывает текст? Над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? (Жизнь детей во время войны). Что он думает по этой проблеме, какова позиция автора?

(Во время войны дети оказываются наименее защищённой частью населения).

Учитель: Отредактируйте текст, исправьте ошибки прямо в тексте. (Текст записывать не надо). Объясните, какие ошибки допущены в тексте в написании имён прилагательных? Над какими видами орфограмм вы работали?

А ещё в детдоме был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были залатые и очень красивые. Розовые прозрачьные плавники с галубыми жилками на блестящих полулуниях. Меняли им воду или просто любовались через толстаезилёнае стекло. Но никто не вспоминал про маленькую Люсеньку.

И вдруг залатые рыбки стали исчезать. В углу обнаружились обглоданные головы. И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь. Когда заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокраю рыбку…

(По А. Приставкину)

Учитель: Кому вы поручили выступление?

(Самопроверка в форме игры «Веду за собой» (редактор читает исправленный вариант).

Учитель: Сравните исправленные тексты с записью на экране, поставьте оценку на полях.

4.5 этап. Роль прилагательных в речи.

Учитель: Имя прилагательное – это термин, который пришёл к нам из другого языка. Послушаем индивидуальное сообщение о происхождении термина «Имя прилагательное».

(Индивидуальное сообщение ученика)

Ученик: Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. В латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». Дословный перевод с греческого языка – эпитет.

Учитель: Давайте прочитаем материал «Это интересно. Что такое эпитеты?».

Потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к словам:

1 группа – весна  (дружная, ласковая, морозная, яркая, мягкая, нежная, пышная)

2 группа – утро (прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное, славное)

Устроим соревнование в парах, выигрывает тот, кто придумает больше эпитетов. А если вы испытываете затруднения, можно обратиться к словарю эпитетов.

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные? (Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание текста стало более красочным, ярким, выразительным, богатым)

Учитель: Как вы думаете, в текстах какого типа и стиля часто употребляются прилагательные? (в описаниях, в художественных текстах).

Учитель: Верно, ребята. Еще прилагательные помогают передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками. (Творческое задание. Культурологический аспект урока)

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Весна. Большая вода". (Пейзажи настроения).

Задание. Рассмотрите картину и введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.

(Взаимопроверка заданий у доски группами, выставление оценок).

5. Этап рефлексии.

Учитель: Разгадать  шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными.

1 группа: Суффиксы взяты из слова «значительный»,Корень из слова «переполненный»,Приставка и окончание – из слова «исключительный».  

2 группа: Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,Приставку – в слове «выписать»,Корень – в слове «преподносить». 

1-2 группа :Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,Приставка та же, что и в слове «приезд»,Корень тот же, что и в слове «подлежащее».

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя прилежными, исполнительными и выносливыми ребятами… А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

(Дети получают карточки: дополни текст именами  прилагательными).

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня!

Выставление оценок.

Домашнее задание.Уровень1. упр.600 (сочинение по плану, используя прилагательные.

Уровень 2. Упр.602 (выпишите из толкового словаря учебника (стр.156 -166) прилагательные с непроверяемыми написаниями, обозначающие различные качества человека).

Учитель: Спасибо за урок !

Приложения к уроку

Приложение 1

Загадки.

Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Приложение 2

ИГРА «Яблоко».

Учитель: - Я держу в руке известный вам предмет. Опишите его признаки.

Дети: - Оно красно, вкусное, круглое… (перечисляются признаки: запах, размер, высота, форма, вес…).

Учитель: - Какой частью речи являются названные слова? - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Приложение 3

Игра «Доскажи словечко».

Нужно закончить пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.

Речь хороша короткая, а веревка (длинная).

У ленивой лошади всегда повозка (тяжелая).

У трудолюбивого кузнеца руки черные, а хлеб (белый).

Не бойся врага умного, бойся друга(глупого).

-Чем являются слова: короткая- длинная, черный- белый, умный- глупый? (Антонимами)

Приложение 4

Игра «Будь внимателен!»

Звучит детская песня «Улыбка». Нужно на слух запомнить имена прилагательные, записать и определить их форму.

Хмурый день- ед. ч., м.р.

(с) голубого ручейка- ед. ч., муж. р.

маленькой улитке - ед.ч. , муж., р.

сонный лес –ед. ч., муж. р.

в зеленые ладоши- мн. ч.

Приложение 5

Текст диктанта на начало 2017 - 2018 учебного года.

Калина.

В осенние дни, когда ветер уже изрядно похозяйничал в лесу и расстелил по земле разноцветный ковёр из опавших листьев, запылал ярким костром калиновый куст. Зажглись алые сверкающие и переливающиеся на солнце ягоды. Частенько так и зимуют они до весны, если не разыщут их в холодные дни стаи птиц. До морозов ягоды калины горьковатые. И тут невольно пословицу вспомнишь: «Хвалила себя калина, что она с мёдом хороша». Тронули ягоды холода, и горчинка исчезла.

Ещё калина бывает нарядней лесных соседей, когда зацветает. Но недолго стоит куст в наряде весны. Окончилось цветение, и ничем он больше не отличается от лесных соседей. Лишь осень щедро наградит его.

Приложение 6

Грамматические задания к диктанту на начало 2017- 2018 учебного года.

1 задание: Выполнить фонетический разбор слова «земле».

2 задание: Выполнить морфемный разбор слова «калиновый».

3 задание: Выполнить морфологический разбор слов «калиновый», «ярким».

4 задание: Выполнить синтаксический разбор предложения «Но недолго стоит куст в наряде весны».

Приложение 7

Текст диктанта на начало 3-ей четверти 2017- 2018 учебного года.

Русская зима.

Хороши русские снежные зимы! Глубокие сверкают на солнце сугробы. Раздолье лыжникам. По рыхлому снегу они прокладывают первую тропу к совсем незнакомым местам.

Жизнью полнится зимний лес. Вот простучал на скрипучем дереве дятел. Пёстрым платочком с шишкой в клюве перелетел на другое место. По зимнему лесу пробивают дробь лесные барабанщики. Стайка весёлых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Стоишь и любуешься, как ловко они теребят тяжёлые шишки, добывают из них семена. Эти необыкновенные весёлые птички нелёгкую зиму проводят в снежном лесу, вьют гнёзда и в лютую зимнюю стужу выводят в этих гнёздах своих птенцов.

Вот с дерева упала большая снежная шапка, рассыпалась лёгкой, снежной пылью. Это перепрыгнула шустрая белочка.

Приложение 8

Грамматические задания к диктанту на начало 3-ей четверти 2017- 2018 учебного года.

1 задание: Выполнить фонетический разбор слова «снежные».

2 задание: Выполнить морфемный разбор слова «снежные».

3 задание: Выполнить морфологический разбор слов «скрипучем», «лютую», «шустрая».

4 задание: Выполнить синтаксический разбор предложения: «Эти необыкновенные весёлые птички нелёгкую зиму проводят в снежном лесу, вьют гнёзда и в лютую зимнюю стужу выводят в этих гнёздах своих птенцов».





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.12.2019