Методика разграничения понятий «сюжет» и «композиция».
Практика показывает, что у учащихся нет точного разграничения понятий «сюжет» и «композиция».
Словарь С.И. Ожегова даёт следующие значения этим словам:
сюжет – последовательность и связь описания событий;
композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Мы с ребятами выстраиваем структуру композиций различных произведений. Самая простая из них – это линейная композиция. Таково, например, строение сказки «Колобок» (рис. 1):
рис. 1 Сказка «Колобок»
А вот у сказки- путешествия «Снежная королева» подковообразная композиция (или «откуда ушел, туда и пришёл») (рис. 2):
рис. 2 Сказка «Снежная королева»
Интересно строение произведения «Евгений Онегин» (рис. 3):
рис. 3 Роман «Евгений Онегин»
В начале романа Пушкин рассказывает читателю о дяде Онегина, таким образом забегая в будущее. Затем идёт линейное строение, переплетённое лирическими отступлениями (всего в романе 27таких отступлений и 50 лирических вставок), которые и дают право назвать данное произведение «энциклопедией русской жизни I п. 19 века».
А вот композиция другого произведения (рис. 4). Это роман Гончарова «Обломов», в котором автор прерывает линейное повествование уходом в детство главного героя, то есть в прошлое. Писатель хочет, чтобы читатель понял причины «обломовщины».
рис. 4 Роман «Обломов»
Очень сложна композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» (рис. 5).
Композиция нарушает хронологию событий. Ведь если выстроить всё по порядку, то получится следующее: Печорин, бывший гвардейский офицер, за что-то переведённый на Кавказ, едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в данной повести. Далее он едет в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается в последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Возвратившись из Персии, герой умирает (предисловие к журналу Печорина). Но автор располагает события по-другому, преследуя определенную цель: показать жизнь и смерть человеческой души, так и не нашедшей себя. Причем повествование начинается и заканчивается в одной крепости.
Таким образом, моделирование композиции различных произведений помогает понять смысл данного понятия и наглядно увидеть задачу, которую ставит пред собой автор.