Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературного чтения в 1 классе
«Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]
учитель начальных классов
Покровская Раиса Алексеевна
2018/2019 учебный год
Тема: Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].
Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать
навыки чтения, учить работать с текстом.
2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление.
3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок.
Оборудование: ратурного чтения проектор, презентация, рисунки к текстам.
Ход урока.
Ι. Организация внимания.
-правило звонка.
-приветствие гостей.
ΙΙ. Актуализация знаний.
1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».
- О чём идёт речь в стихотворении?
- Почему такое необычное название?
- О чем вели разговор ребята?
- С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости,
уважения)
- К какому выводу они пришли?
(Мамы всякие нужны,
Мамы всякие важны!)
- Как мы можем сказать строками из стихотворения.
«А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня …(гость)»
- К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем
изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы
скажете мне в конце урока.
- А пока повторим изученные звуки и буквы.
2.Повторение изученных букв по ленте.
- Называем гласные звуки.
- Чем необычны буквы я и е.
- Называем согласные
-звонкие [н],[н'], … .
-глухие [п],[п'], … .
- Чем отличается буква Ч от других согласных букв.
(звук[ч'] всегда мягкий)
- Что это за буква? (ь)
- Что в ней особенного
(не обозначает звука)
3.Повторение значения ь.
банька семья
день воробьи
коньки веселье
- Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков?
(В первом столбике обозначает мягкость согласного звука;
во втором разделительный мягкий знак).
ΙΙΙ.Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и цели.
- Как шипят змеи (ш-ш-ш)
- Как шипит гусь (ш-ш-ш)
- Какой звук мы будем изучать? [ш]
2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)
Ша- ша- ша- мама моет малыша.
Шу- шу- шу- я письмо пишу.
Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.
Аш- аш- аш- у Марины карандаш.
Шо- шо- шо все будет хорошо.
3.Определение места звука в словах.
- Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-
отгадках?
- Смешарик слушает как вы работаете.
1. Сегодня всё ликует
В руках у детворы!
От радости танцуют
Воздушные ... . (шары)
2. И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша как солнышко
Кто же это?... . (Золушка)
3. Кот живет у нас на крыше,
А в подвале живут… . (мыши)
4. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
5. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … . (машина)
6. Если ты его заточишь,
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это … . (карандаш)
4. Найти 5 слов со звуком [ш].
- Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].
(шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)
5. Артикуляция при произношении.
[ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
6. Знакомство с буквами Ш, ш.
Ш – заглавная, ш – строчная.
- На что похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать е и ё.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
IV. Чтение слогов, слов и предложений с буквами Ш, ш.
1. Чтение слогов.
- Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают
звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)
ша шо шу ши ше
2. Чтение слогов в учебнике.
3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и
множественного числа.
шуба – шубы
шапка – шапки
шар – шары
- Чем отличаются слова слева и справа?
4. Работа над лексическим значением слов.
а) грушаб) шутв) шум
пышка шипы шторм
мышка шины шторы
а) Объясните значение подчеркнутого слова.
(пышная круглая булочка)
б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто?
(шут – человек, который веселит людей)
в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море?
(шторм)
5. Работа с пословицами.
- Дополни пословицу.
Поспешишь – людей … .
догонишьнасмешишьудивишь
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Чтение пословиц в учебнике с. 140.
6. Физминутка.
Шура в школу шла, шишечку нашла.
Шелуха шершавая, видно шишка старая.
6. Анаграммы.
- Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово.
крыса – крыша
пар – шар
малина – машина
месть – шесть
7. Повторение сведений о родственных словах.
шут шутник шутка шуруп шутливый шутить
- Какое слово лишнее? (шуруп). Почему?
- Как назвать остальные слова? (родственные)
- Какая у них общая часть, корень? (шут)
8. Чтение рассказа в учебнике с. 141.
а) Чтение хорошо читающими учениками.
- Какое время года описывает автор?
- О ком рассказывается в тексте?
б) Вторичное восприятие.
- Придумайте заголовок.
- Куда пошли дети?
- Что они собирали?
- У каких деревьев плоды шишки?
- А все ли хвойные деревья вечнозеленые?
9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».
- О чем стихотворение?
- Как описывает автор осень?
10. Ребусы.
шашка ф
а \и/ (шишка) (шарф)
V. Закрепление изученных знаний.
1. Игра «Покоряем вершины».
(Постепенно на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).
2. Дополни слова на тему «Зима».
мо…ру…шу…
са…лы…сне…
3. Чтение по ролям.
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
VI. Рефлексия.
Тест.
У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.
- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом
сектор с этим номером.
1. Звук [ш] – согласный. +
2. ь обозначает гласный звук. –
3. Звук [ш] – всегда твердый. +
4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –
5. Звук [ш] – глухой. +
6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –
7. В слове кошка нет звука [ш]. –
8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +
9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +
10. Звук [о] – согласный. –
- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)
- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?
(Потому что звук [ш] всегда твердый).
- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.