МАДОУ детский сад № 17 «Светлячок», г. Старая Русса, Новгородской обл.
Автор: учитель-логопед-Дмитриева Наталья Алексеевна
Конспект интегрированной образовательной деятельности.
Интегрированные предметы:
Познавательная, коррекционная деятельность, организованная учителем-логопедом и воспитателем, с использованием ИКТ.
Тема интегрированной деятельности:
Дикие животные и их детёныши.
Группа:
Подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР (общим недоразвитием речи).
Продолжительность деятельности: 30 минут.
Цель образовательной деятельности:
Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели.
Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами - онок -, -енок -, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения).
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, анализа предложений, осознанного чтения.
Автоматизация правильного произношения и дифференциация поставленных звуков.
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме:
-имена существительные: лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, ёж, барсук, бобр, рысь, детёныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло, медвежонок, лисёнок, зайчонок, волчонок, бельчонок, лосёнок, поросёнок, рысёнок, барсучонок, ежонок, бобрёнок;
- имена прилагательные: дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный;
- глаголы: зимовать, питаться, линять, менять, накапливать.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи и навыков общения, общего и речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели.
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование.
Компьютер,Презентация «Дикие животные и их детёныши», магнитная доска, предметные картинки животных наших лесов; карточки -«хвостики зверей», на каждого ребёнка контейнеры для звукового анализа слов, разноцветные магниты; «светофорчики» для определения места звука в слове, «палочки» для анализа предложения; карточки с написанными на них слогами, карточка с предложением; мяч.
Предварительная работа.
Просмотр слайдов с изображениями диких животных. Разучивание упражнения «Мы проверили осанку» (автор Нищева Н.В.), инсценировки «Спор животных», игры «Есть-нет», различение голосов диких животных.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дети входят в кабинет встают в полукруг.
Логопед
- Ребята, закройте глазки и слушайте внимательно. (Звучит завывание ветра), (слайд1)
- Не открывайте глазки и скажите:
- Как вы думаете, где мы оказались? (Мы оказались в зимнем лесу.)
- Почему вы так думаете? Что вы слышите? (Слышна вьюга, метель, пурга.)
-Давайте проверим, правильно ли мы отгадали. Посмотрите, это действительно зимний лес.
-Давайте перенесёмся в зимний лес и повоем как вьюга. (Дети кружатся, исполняя песню вьюги с повышением и понижением голоса)
-Каким кажется лес зимой? (сказочным, заснеженным, волшебным)
- Как вы думаете, куда спешат эти звери? (найти пищу, спрятаться)
-А теперь проверим, правильно ли вы подумали? Куда же спешили звери, давайте прочитаем. (В лесной детский сад),( слайд 2)
-Вот он какой. Посмотрите, кто ходит в этот детский сад. (Называют животных), (слайд3)
-Дед Мороз подарил мне эту волшебную палочку, сейчас я к каждому из вас прикоснусь и вы превратитесь в детёнышей животных, чьи фотографии на ваших картинках.
-Сейчас вы будете себя называть и сразу садиться.
-Ты кто? (Я- лисёнок, рысёнок, волчонок, поросёнок, барсучонок, лосёнок)
- Вы теперь зверюшки, я вас буду называть именами детёнышей. И так, мы начинаем заниматься в лесном детском саду.
Игра «Светофорчики»
-Возьмите светофорчики, посмотрите на букву и определите место
соответствующего звука в названии вашего животного.
-Выделите голосом нужный звук.
( лиса -[л']; рысь-[р]; волк-[л];кабан-[н]; барсук-[р]; лось-[л]).
Звуковой анализ слова.
-Проведите звуковой анализ названия вашего животного (лиса, рысь, волк, кабан, барсук, лось).
Игра «Назови и раздели»
-Сейчас мы поиграем в игру « Назови и раздели».
-Каждый называет своё животное и делит слово на слоги. (ли-са, рысь, волк, ка-бан, бар-сук, лось)
Игра « Составь слово»
-Милые зверюшки, вы читать умеете?
Давайте посмотрим, что нам под тарелочки Дед Мороз положил.
- Составьте слова из заданных
Слогов, прочитайте, что у вас получилось. (бел-ки, боб-ры, мед-ве-ди,
е-но-ты, е-жи, зай-цы)
Игра «Есть-нет»
-А вы знаете, я слышала, что звери любят играть в игру «Есть-нет».
- Вы называете слово, которое составили и говорите, что у вас нет этих животных, а есть другие, за столом, которого вы сидите.
-У меня есть слово – белки, но белок нет, а есть - волк.
(бобров, медведей, енотов, ежей, зайцев)
Упражнение «Мы проверили осанку».
Воспитатель
-Зверюшки вы устали? Давайте отдохнём и вспомним гимнастику для зверят: «Мы проверили осанку».
Мы проверили осанку | Стоят: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, спина прямая. |
И свели лопатки. | Сводят лопатки. |
Мы походим на носках, | Идут на носках, руки на поясе. |
А потом на пятках. | Идут на пятках, руки на поясе. |
Пойдём мягко, как лисята, | Наклон туловища вперёд, руки полусогнуты, идут бесшумно на носочках. |
И как мишка – косолапый, | Идут, переваливаясь из стороны в сторону. |
И как заинька – трусишка, | Скачут в позе зайца. |
И как серый волк – волчишка. | Туловище и голова вперёд, руки с разжатыми пальцами двигаются в такт ног. |
Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. | Низко приседают, прижав туловище к ногам, дрожат. |
Лучик ёжика коснулся – Ёжик сладко потянулся. | Движение ладонями по лицу, медленно поднимаются, потягиваясь. |
Игра «Чей хвост?»
Логопед
-Зверюшки вы случайно свои хвостики не теряли?
-Посмотрите, давайте мы их поищем.
-Ищите каждый свой хвостик. Кто нашёл свой хвостик выходите на полянку.
-Чей у тебя хвост? (барсучий хвост, лисий хвост, волчий хвост, рысий хвост, кабаний хвост, лосиный хвост)
Инсценировка «Спор животных»
Воспитатель
-Собрались мы с вами на полянке, давайте полюбуемся своими хвостами, похвастаемся и поспорим, у кого хвост самый красивый. Каждый постарается подробнее рассказать о своем хвосте.
Барсук: Барсучий хвост толстенький, пушистый, не большой и не маленький, красивее всех хвостов.
Лиса: Мой лисий хвост еще красивее: он большой, роскошный, пышный, нарядный.
Волк: Мой сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост восхитительнее и барсучьего и лисьего.
Рысь: Самый красивый миленький рысий хвостик.
Кабан: Самый удивительный хвост–это длинненький, тоненький кабаний хвостик.
Лось: И нечего здесь спорить, мой лосиный хвост короткий, как будто обрубленный, пригожий и замечательный.
Так вы зверюшки и не пришли к единому мнению, чей же хвост всех красивее.
- А вы как думаете, чей хвост лучше всех?
- Правильно. Каждому животному свой хвост дороже других, потому что он облегчает жизнь в лесу и является помощником своему хозяину.
Составление схемы предложения.
Логопед
-Мне сегодня Дед Мороз сказал интересное предложение.
Ежи зимой спят в норке.
- Это правда?
Давайте повторим это предложение.
-Составьте схему этого предложения.
-Сколько слов в вашем предложении? (В предложении пять слов.)
-Назовите слова по порядку.
-Есть ли в этом предложении предлог? ( В этом предложении предлог –в.)
-Сегодня на занятии не было зайчика, он заболел. Но он нам напечатал это предложение, давайте прочитаем и проверим.
(Ежы зимой спят в норке.) (Проверяют, находят ошибку, вспоминают правило)
Игра «Скажи наоборот».
-Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Заяц добрый, а волк … (злой) У белки шерсть мягкая, а у медведя … (жесткая) Медведь большой, а бобр … (маленький) Лось высокий, а заяц … (низкий) У волка ноги длинные, а у ежа … (короткие) У зайца шерсть светлая, а у волка … (темная)
Окончание образовательной деятельности (оценка работы детей).
-Скажите зверюшки, что мы в лесном детском саду делали?
Игра «Чей голос?»
-Зверюшки, вы хотите снова превратиться в детей? И теперь уже волшебной палочкой я вас освободить не могу. Дед мороз сказал, что он превратит детёныша в ребёнка, если этот детёныш определит свой голос.
-Встанет тот, чей голос прозвучит.(звучат голоса животных-слайды 5-10)
-Чей это голос?
-Что он делает? (барсук - трещит; лиса - тявкает; волк - воет; рысь - рычит; кабан - хрюкает; лось - трубит)
-Подойдите ко мне, давайте прочитаем. (слайд11)
-Вы знаете, скоро Новый год и Дед Мороз оставил для вас подарки.
Литература:
1.Нищева Н.В. Программа коррекционной развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. (с 4до7лет). «Детство-Пресс» 2006.
2.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-Пресс» 2003.