Планирование. Технология 8 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание |
1,2 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.ТБ на уроках технологии. Творческий проект как сфера профессиональной деятельности | 2 | П.1 | |
3,4 | Бюджет семьи | 2 | П.2 | |
5,6 | Бюджет семьи | 2 | П.3 | |
7,8 | Бюджет семьи | 2 | П. 4-5 | |
9,10 | Экология жилища | 2 | П.6 | |
11,12 | Водоснабжение и канализация в доме | 2 | П.7 | |
13,14 | Электротехнические устройства с элементами автоматики | 2 | П.8,9 | |
15,16 | Электромонтажные и сборочные технологии» | 2 | П. 10-11 | |
17,18 | Электромонтажные и сборочные технологии» | 2 | П.12-14 | |
19,20 | Бытовые электроприборы | 2 | П.15 | |
21,22 | Бытовые электроприборы | 2 | П. 16 | |
23,24 | Бытовые электроприборы | 2 | П.16-17 | |
25,26 | Сферы производства и разделение труда | 2 | П.18-20 | |
27,28 | Профессиональное образование и профессиональная карьера | 2 | П.21-22 | |
29,30 | Исследовательская и созидательная деятельность | 2 | П.22. Выполнить проект | |
31,32 | Исследовательская и созидательная деятельность | 2 | Выполнить проект | |
33,34 | Исследовательская и созидательная деятельность | 2 | Выполнить проект | |
35 | резерв | 1 |
Пояснительная записка 8 класс
Источники составления программы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [].
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [].
Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель,учитель)» [].
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации публикует от 31 марта . № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [].
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями [].
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [].
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» [].
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 года № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждений Ульяновской области» [].
Распоряжение МО Ульяновской области от 15.03.2012 № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [].
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» [].
Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 класс. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. от 8 апреля 2015г. № 1/15)
Программа по учебному предмету «Технология ведения дома». Программа подготовлена авторским коллективом (А.Т Тищенко, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко и издана издательским центром «Вентана-Граф». 5-8 классы 2013г.
основной образовательной программы гимназии;
учебный план гимназии №44 имени Деева В.Н
Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год для изучения учебного предмета технологии в 8-х классах выделен 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
с производительностью труда; реализацией продукции;
с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места;
умением соотносить с личными потребностями особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение творческих и проектных работ, акцентированных на потребительском назначении продукта.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение проектов.
Интерактивный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий.
Общие цели изучения курса
Цели курса призваны реализовать три уровня социального заказа. На уровне личности - заказ на личную, социальную и профессиональную успешность ученика. На уровне общества - заказ на сохранение физического и морального здоровья нации, на цивилизованное отношение к проблемам свободы и ответственности, на поддержание социальной справедливости и достойного качества жизни народа. На уровне государства - на сохранение единства и безопасности страны, на развитие человеческого капитала и конкурентноспособности в современном мире.
Цель изучения предмета
Формирование представлений об используемых в современном производстве технологиях, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
Основные задачи курса
на основе современного уровня развития индустриальных технологий обобщить социальный опыт обучающихся и знания, полученные по предмету «Технология» и по другим школьным предметам;
подготовить обучающегося к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;
научить самостоятельно формулировать цели определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни;
формировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
формировать представления о технологической культуре производства, развитию культуры труда
освоить технологические приёмы и способы выполнения различных технологических операций, в особенности бытового назначения
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий в 8 классе
1.Раздел «Семейная экономика» (8 ч)
Тема 1.«Бюджет семьи» (8 ч )
Теоретические сведения. Семья, её функции. Связи семьи с обществом, государством. Семья как экономическая ячейка общества. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета Потребности семьи и пути их удовлетворения. Предпринимательская деятельность и её виды. Прибыль. Связи семьи с государственными учреждениями, предприятиями, частными фирмами. Основные потребности семьи. Правила покупок. Источники информации о товарах. Классификация вещей с целью покупки. Особенности бюджета в разных семьях. Доход и расход. Рациональное планирование бюджета семьи. Ведение учёта. Основы рационального питания. Распределение расходов на питание. Правило покупок основных продуктов. Накопления и сбережения. Способы сбережения средств. Формы размещения сбережений. Структура личного бюджета школьника. Маркетинг и его основные цели. Торговые символы. Этикетки. Штрих код. Задачи, стоящие перед рекламой. Основные принципы взаимоотношений в семье. Организация труда в семье. Экономика приусадебного (дачного) участка.. Значение приусадебного участка в семейном бюджете. Коммуникации в домашнем хозяйстве. Источники информационного обеспечения семьи, средства передачи и приёма информации. Современные средства коммуникации. Практические работы. Разработка рекламы товара. Расчёт семейного бюджета.
2.Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч)
Тема 1. Экология жилища (2ч)
Теоретические сведения: Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища
Практические работы: Знакомство с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Знакомство с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде)
Тема 2. «Водоснабжение и канализация в доме» (2ч)
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ
Практические работы: Знакомство с конструкцией типового смывного бачка (на учебном стенде).
Изготовление приспособления для чистки канализационных труб.
Разбирать и собирать запорные устройства системы водоснабжения со сменными буксами (на лабораторном стенде)
3.Раздел «Электротехника» (12ч)
Тема 1.Электромонтажные и сборочные технологии (4ч)
Теоретические сведения: Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ
Практические работы: Чтение простых электрических схем. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах её сборки. Знакомство с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнений по несложному электромонтажу. Использование пробника для поиска обрыва в простых электрических цепях. Изготовлять удлинитель. Выполнять правила безопасности и электробезопасности
Тема 2. «Бытовые электроприборы» (6 ч)
Теоретические сведения: Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Практические работы:
Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке, и в квартирной (домовой) сети. Исследование характеристик источников света. Подбор оборудования с учётом гигиенических и функциональных требований. Соблюдение правила безопасной эксплуатации электроустановок
Тема 3 «Электротехнические устройства с элементами автоматики» (2 ч)
Теоретические сведения: Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей.
Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок
Практические работы Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Испытание созданной модели автоматической сигнализации (из деталей электроконструктора)
4. Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
(4 ч)
Тема 1 «Сферы производства и разделение труда» (2 ч)
Теоретические сведения: Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника
Практические работы: Исследование деятельности производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализ структуры предприятия и профессиональное разделение труда.
Тема 2. «Профессиональное образование и профессиональная карьера» (2 ч)
Теоретические сведения: Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии
Практические работы: Знакомство с Единым тарифноквалификационным справочником и с массовыми профессиями. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования.
Раздел 4. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (9 ч)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (9ч.)
Теоретическая часть: Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта
Практическая часть: Обоснование темы творческого проекта. Нахождение и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации и презентации с помощью ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации проекта
Распределение учебных часов по разделам:
Разделы и темы программы | Количество часов |
1.Раздел 1 «Семейная экономика» 1.Бюджет семьи | 8 8 |
2.Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 1.Эстетика и экология жилища 2.Водоснабжение и канализация в доме | 4 2 2 |
3. Раздел «Электротехника» 1.Электромонтажные и сборочные технологии 2.Бытовые электроприборы 3.Электрические устройства с элементами автоматики | 12 4 6 2 |
4.Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» 1.Сферы производства и разделения труда 2.Профессиональное образование и профессиональная карьера | 4 2 2 |
5. Раздел «Технология исследовательской и опытнической деятельности» 1.Исследовательская и опытническая деятельность | 9 9 |
Итого | 35 |
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
Общие результаты технологического образования состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, которое которое основано на приобретённых соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
в приобретённом опыте разнообразной практической деятельности, познания о самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании целостных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индустриальной траектории последующего профессионального образования
Личностными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры,осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
Метапредметными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
моделирование художественного оформления объекта труда;
разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
. В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В психофизической сфере
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | вид средства обучения | наименование средства обучения / учебного пособия |
1 | Книгопечатная продукция | УМК: Н.В. Матяш, Электов А.А, Симоненко В.Д, «Технология». учебник для обучающихся 8 класса, М.: «Вентана-Граф», 2015год Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2011 год (стандарты второго поколения); Программа основного общего образования 5-8 классы «Технология»: Технология ведения дома рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г. Авторы программы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. Методические рекомендации по оборудованию мастерской |