Т. А. Широких
Урок чтения в 1 классе коррекционной школы.
Итатский, 2018
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Итатская коррекционная школа – интернат» Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Т. А. Широких
Урок чтения в 1 классе коррекционной школы.
Итатский, 2018
Автор – составитель Широких Т. А., учитель начальных классов МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат» Тяжинского района Кемеровской области
В пособии представлена методическая разработка урока чтения в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Звук [в] и буква В в» и является одной из форм обмена накопленным педагогическим опытом.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Содержание урока 4
Список литературы для педагогов 10
Приложения 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения. Психологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие. Первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения: запоминание образа буквы, деление слова на составные части, выявление каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог. Кроме общих недостатков, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам или отдельным ученикам.
Учебная мотивация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья низкая, преобладает игровая. Применение наглядного материала позволяет совместить игровую и учебную деятельность. В разработке данного урока представлены несколько видов работ, направленных на развитие внимания, наблюдательности, фонематического слуха; на развитие умения обобщать, делать выводы; способствуют активизации познавательного интереса, обогащению словарного запаса, развитию устной речи, расширению кругозора. Материал и задания подобраны с учётом возрастных особенностей и интеллектуальных способностей обучающихся. Задания, используемые на данном уроке, предоставляют обучающимся возможность проявлять самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю и возможности творческого развития. При применении наглядного материала на уроке дети работают более активно, меньше отвлекаются, увеличивается период произвольного внимания, а яркие образы позволяют им легче запомнить новый материал. Они с большим удовольствием выполняют задания, рассматривают иллюстрации.
3
Тема: Звук и буква Вв. Тип урока: изучение нового материала. Цель: знакомство обучающихся со звуком [в] и буквой В в.;Задачи:
Образовательные: - познакомить обучающихся со звуком [в] и строчной и прописной буквами В в;
- создать условия для развития умения соотносить звук с буквой;
- упражнять в чтении слогов и слов с буквой В, в;
Коррекционно-развивающие: - развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат; корригировать зрительное восприятие.Воспитательные: - способствовать воспитанию интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- уметь соотносить звук и букву;
- уметь отвечать на вопросы по содержанию текста;
- выражать свои эмоции и настроение в процессе чтения.
Базовые учебные действия:
Личностные:
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Регулятивние:
- умение поднимать руку на уроке.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах.
Познавательные:
- читать и понимать текст;
- наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.
Оборудование: картинки: ваза, ведро, волк, виноград, Незнайка, сигнальные карточки синего и зелёного цветов, учебник, буква Вв, кассы букв и слогов.
4
Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование БУД |
1. Организация начала урока | Считалочка:Прозвенел и смолк звонок,Начинаем мы урок.Улыбнулись, подтянулись,Друг на друга посмотрелиИ спокойно, тихо сели. | Произносит считалочку вместе с детьми | Произносят считалочку хором | Личностные: осознание себя как ученика. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2. Артикуля-ционная гимнастика | На доске записаны буквы: А-а-а-а у-у-у-уо-о-о-о и-и-и-и ы–ы–ы–ы А–о–у- и – ы | Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем. - Что записано на доске - Какие звуки они обозначают? | Дети поют звуки. Ответы детей Ответы детей | Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе; |
3. Сообщение темы и цели урока. | На доске картинки: ваза, волк, ведро, виноград | - Сегодня мы с вами совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители. - А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего урока – попробуйте догадаться сами. Посмотрите на картинки, представленные на доске. Что в них общего? | Называют предметы, изображённые на картинках, определяют тему урока. | Познавательные: наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности. |
4. Повторение пройденного | -. С какой буквой мы знакомились на предыдущем уроке! Охарактеризуйте звуки, которые она обозначает: - Скажите, ребята, из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? - Что мы знаем о буквах и звуках? | Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы | Предметные: отвечать на вопросы. |
5. Физминутка | Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелисьИ за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаемИ работать продолжаем. | Проговаривание физминутки сопровождается выполнением действий. | Проговаривание физминутки, выполнение действий. | Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе; |
6. Основная часть | Изолированное произношение, артикуляции звука [в] и его характеристика | - Давайте еще раз произнесем все вместе звук “В ” - Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы, язык, воздушная струйка? - Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук) - Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук) - Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [В']) | Произносят звуки, отвечают на вопросы | Регулятивние: умение поднимать руку на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах. |
1. Работа над звуками [В] и [В'] в слогах. | Игра “Повтори правильно” | А) Педагог предлагает детям слоговой ряд и предлагает произнести слог: весело, грустно, зло, удовлетворенно. Называет слоги | Дети произносят слоги Б) Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком [В], а вторая с мягким [В'] | Предметные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах. |
2. Работа над звуками [В] и [В'] в словах. | Игра “Придумай имя на звук [В] или [В'] Упражнение “Определение места звука в слове” | Показывает картинки Называет слова с буквой В | Называют имена Ваня, Валя, Валера, Вася, Вера. Определяют место звука в слове | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах. |
3. Работа над звуками [В] и [В'] в словах. | Игра «Узнайте звук». | Учитель произносит слова: Слова: дверь, рама, факел, витрина, вареник, фрукт, ловить, фара, веник, ветер, воздух, трава. | Дети услышав мягкий звук поднимают зелёную карточку, твёрдый звук – синюю, если звука [В] или [В'] в слове нет, то ничего не показывают. | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах. |
7. Физкультурная минутка. | Скок – поскок, скок-поскок Зайка прыгнул на пенек Зайцу холодно сидеть Нужно лапочки погреть Лапки вверх, лапки вниз На носочках подтянись Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок, А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. | Проговаривает слова с демонстрацией движений. | Подпрыгивают Подпрыгивают на двух ногах Обхватывают себя двумя руками Греют руки Поднимают и опускают руки Поднимаются на носочках и тянут руки вверх Руки на пояс Прыгают, на носочках меняя ноги Приседают | Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе; |
8. Ознакомление с буквами «В, в». | - Ребята! Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». - На что похожа буква «в»? | Показ буквы | Ответы детей | Предметные: уметь соотносить звук и букву; Познавательные: наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности |
9. Закрепление | Игра “Незнайкины предложения”. На доске предложения Ворона каркала суку на. ухала кусту сова на. | - Помогите Незнайке исправить предложения | Дети исправляют предложения | Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах. |
Работа с учебником | стр. 76 Чтение слогов Чтение слов Чтение текста Беседа по тексту Работа по иллюстрации | Читают слоги Читают слова Читают текст по цепочке Отвечают на вопросы Составляют предложения по иллюстрации | Познавательные: читать и понимать текст; Предметные: уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; выражать свои эмоции и настроение в процессе чтения. | |
10. Итог урока | - С какой новой буквой мы познакомились сегодня?- Какие звуки обозначает эта буква?- Дайте характеристику этих звуков.- Какое место занимает буква В на ленте букв? | Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы | Предметные: уметь отвечать на вопросы. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе. |
9
Литература для педагогов.
1. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе [Текст]: // ИНФО, 2006.-№ 1. - 140с.
2. Гриценко, В.И. Сущность информационных технологий [Текст]: / В.И. Гриценко.– М: Просвещение,2006.- 354c.
3. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности [Текст]: / М.А. Данилов.– Казань, 2005. –163с.
4. Курашов, И.В.Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем [Текст]: / И.В. Курашов// Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред.М.А. Данилова.– Казань: Таткнигиздат,2003. – 198с.
5. Кривошеев, О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев.– М: Просвещение,2006. – 259с.
6. Клейман, Г. Возможности использования информационных технологий в специальных (коррекционных) школах [Текст]: / Г. Клейман.- М: Просвещение,2006. – 398с.
7. Кузнецов, А.А. Проблемы компьютеризации [Текст]: / А.А. Кузнецов.– М: Просвещение,2005. – 217с.
8. Нечаев, К.Р. Дидактические игры на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида: / К.Р. Нечаев.-М.: Просвещение, 2005.-37с, 58с.
10
Приложения.
11
12
13
14
Учимся читать. Урок чтения: практическое пособие / автор – составитель Т. А Широких – Итатский: МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат» 2018. – с. 15.
Технический редактор: Т. А. Широких.
Оригинал – макет подготовлен на компьютере МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат»)
Адрес: 652545 Кемеровская область, Тяжинский район, п.г.т. Итатский, ул. Школьная, 23.