Включение детей с ОВЗ в инновационные проекты Департамента образования города Перми.
Заведующий, учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми
Жуланова Вера Владимировна
С марта 2016 года МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми реализовывает инновационный проект Департамента образования города Перми по внедрению Личных кабинетов дошкольников в качестве апробационной площадки.
Данный проект вызвал у нас неподдельный интерес, так как система Личных кабинетов дошкольников разработана как инструмент поддержки ребенка, построена на выявление его интересов и индивидуальной траектории развития. Этот проект задает новый вектор в информировании родителей воспитанников, показывая индивидуальные особенности, интересы и перспективы развития детей. Цель внедрения проекта «Личный кабинет дошкольника»-создание на территории и дошкольных образовательных учреждениях города Перми инструмента для проведения педагогической диагностики воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет, выстраивание и коррекции индивидуальных маршрутов развития воспитанников. Наш детский сад посещает 362 воспитанника, из них 30 детей с ОВЗ различных нозологий (ТНР, ЗПР, дети с нарушением слуха). С появлением нашего учреждения в проекте Личный кабинет дошкольника выявилась проблема мониторинга детей с ОВЗ и детей-инвалидов, поскольку проект изначально был настроен на детей общеобразовательных групп. Закон об образовании в Российской Федерации № 273, говорит нам о том, что двери все общеобразовательных организации открыты для детей с особыми образовательными потребностями. МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми яркий пример подтверждения инклюзивного образования. Мы являемся «пионерами» включения детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство детского сада. Это направление мы реализуем с 2005 года., и на 2 Всероссийском конгрессе по слуховой имплантации в Санкт- Петербурге в 2012 году были признаны одним из лучших центров по реализации инновационной программы реабилитации детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации «Я слышу мир!».
В мае 2015 года мы вышли с предложением в Департамент образования города Перми создать рабочую группу по разработке карт наблюдений в рамках проекта Личный кабинет дошкольника, для всех категорий детей с ОВЗ, поскольку такие дошколята могут появится в любой момент в общеобразовательных садах. Наше предложение вызвало интерес у Департамента образования г. Перми и у педагогического сообщества нашего города.
Проект по разработке критериев индивидуального развития детей с ОВЗ в рамках проекта Личный кабинет дошкольника стартовал с декабря 2015 года, где наш детский сад выступал в роли разработчиков. В проект были включены дошкольные организации, которые посещают разные нозологии детей с ОВЗ. Экспертное сопровождение осуществляло ведущее научное сообщество Пермского гуманитарно-педагогического университета.
В течении первого полугодия 2016 года заместителем заведующего по УВР, учителем-дефектологом Флегентовой Е.В. были разработаны карты наблюдения по всем образовательным областям и приоритетным направления развития дошкольного образования Департамента образования г. Перми – это «Интересное дело» и «Техно мир». Содержание карт разработано согласно комплексной программе «воспитание и обучение слабослышащих дошкольников» под ред. Л.А. Головчиц, Л.Н. Носковой, Н.Д. Шматко и др. С марта 2016 стало стажировочной площадкой для педагогического сообщества г. Перми по организации педагогического наблюдения и работы с картами наблюдения в Личном кабинете дошкольника с ОВЗ. Было организовано два обучающих семинара для специалистов и воспитателей дошкольных организаций города Перми, где погружали в психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха, практиковались в организации и проведении педагогического наблюдения за особой категорией дошкольников и заполнении карт. Познакомили с составление индивидуального маршрута развития детей с нарушениями слуха и ОВЗ и особенностями выстраивания партнерских отношений с их родителями. Воспитатели групп заполняют карты наблюдения и при необходимости выдают рекомендации об индивидуальном развитии воспитанников.
Работа МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми в системе «Личный кабинет дошкольника осуществляется с учетом следующих принципов:
системность и регулярность;
достоверность представляемой информации;
соблюдения безопасности персональных данных воспитанников.