СОГЛАСОВАНО:
Зам. заведующего по УВР
МБДОУ № 65 «Фестивальный»
_______________А. А. Ковшова
« » 2018 год
НОД по развитию математических представлений
в средней группе по теме: «Сравнение предметов по длине»
Воспитатель: Колпакова И. А.
г. Сургут
2018 год
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе
Тема: Сравнение предметов по длине.
Цель: развитие математических представлений у воспитанников посредством активных практических действий (сравнение, распределение, упорядочение).
Обучающие задачи:
- учить на основе практического сравнения (и «на глаз») выделять и
называть размер предметов по длине;
- расширять представления детей о геометрических фигурах как совместно
с взрослым, так и самостоятельно;
- закрепить умение соотносить количество предметов с числом;
- закрепить умение выбирать нужный элемент из группы предметов.
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.
Материалы и оборудование: теремок, игрушки – животные (мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь), флажки разного цвета, полоски различной длины (желтого и зеленого цвета), геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал), полоски для выкладывания предметов, елочки, грибочки.
Словарная работа: длиный – короткий, длиннее – короче, слева – направо, снизу - вверх.
Предварительная работа: Д\И « У кого длиннее шарфик», «Что было, чего не стало», «Назови соседей».
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, любите ли вы сказки? Какая у вас самая любимая? (обращает внимание на теремок). Из какой он сказки? (ответы детей). Давайте заглянем в него? Он пустой, разбежались звери кто куда. Посмотрите, письмо нам кто-то в теремке оставил. (читает письмо, в котором звери просят помочь детей вернуться в сказку).
Воспитатель: - Поможем зверятам? (ответы детей)
Появляется мышка.
Мышка: - Ребята, к теремку ведут 2 дорожки: одна длинная, другая короткая, я совсем запуталась, по которой к теремку быстрее попасть? (ответы детей). А вы мне поможете определить, какая дорожка короче?
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: - Как мы можем определить, какая дорожка короче, а какая длиннее? (дети предлагают варианты).
Дети сравнивают отрезки путем наложения, приложения и делают вывод, что желтая дорожка короче зеленой и поэтому по ней можно быстрее попасть в теремок.
Мышка: Спасибо вам за помощь, теперь я снова могу в теремке жить – поживать, да песни распевать.
Воспитатель: - Сколько животных живет теперь в теремке? А какой цифрой можно обозначить это количество? (предлагает найти среди цифр единицу и поставить на магнитную доску)
Появляется лягушка.
Лягушка: - Я по болоту скакала, все бусы растеряла, помогите, ребята, их собрать.
Воспитатель: - Поможем?
На подносах геометрические фигуры разных цветов, дети выкладывают бусы по заданию воспитателя, а Ваня с Федей выложат бусы из фигур по образцу воспитателя (задание усложнено). По окончании работы сравнивают получившееся с образцом.
Лягушка: - Спасибо, ребята, я теперь тоже смогу жить в теремке.
Воспитатель: - Сколько теперь зверей живут в домике? Какой цифрой обозначить это количество? (ответы детей, затем выставляется цифра 2 на магнитную доску)
Появляется зайчик.
Зайчик: - Я заблудился, помогите мне из леса выбраться, да к теремку попасть.
Воспитатель предлагает выложить елочки на верхнюю полоску, напоминая, что выкладывать нужно слева направо, брать предметы правой рукой по одному.
Воспитатель: - Не считая, скажите, сколько елочек? (много). Прыгал зайчик возле елок, да увидел грибок. Поставьте один гриб под елочку. Сколько грибов? (один). Прошел дождик, и под каждой елочкой выросло по грибочку (дети выставляют остальные грибы). Что можно сказать про елки и грибы? (их стало по 5, т.е. поровну).
Воспитатель: - Зайчик хочет с вами поиграть
Физминутка «Посчитаем»
Сколько точек видишь в круге, столько раз поднимешь руки.
Сколько елочек зеленых, столько выполни наклонов.
Мы присядем столько раз, сколько яблочек у нас.
Столько раз сейчас подпрыгнешь, сколько пальчиков увидишь.
Столько ножкой ты притопнешь, сколько хлопну я в ладоши.
Воспитатель: - Сколько зверей теперь живет в теремке? (Выкладывается цифра 3)
Воспитатель: - Тише, кто-то к нам идет…
Появляется лиса.
Лиса: - Я решила украсить теремок флажками, какие они? (разноцветные, красивые). Наступила ночь, налетел ветер и унес один флажок. Давайте узнаем, какой.
Дети закрывают глаза по команде «Ночь», воспитатель убирает флажок, дети определяют какой. Игра проводится 3 раза.
Воспитатель: - Сколько животных теперь живет в теремке? (4)
Появляется медведь
Медведь: - Пустите меня в теремок!
Звери: нет, не пустим, ты очень большой, опять нам теремок сломаешь!
Воспитатель: - Что же делать, ребята? Ведь Мишке плохо будет одному на улице жить.
Дети предлагают свои варианты, как помочь медведю.
Воспитатель: - Сколько теперь животных живет в теремке? (выставляется цифра 5, дети считают от 1 до 5).
Воспитатель: - Вам понравилось помогать зверятам?
- Как нас можно назвать? Все ли у нас получилось? Что было труднее всего? - Где можно будет использовать то, о чем мы с вами сегодня узнали?
- После прогулки я вам предлагаю поиграть в интересную игру «Следопыты». Девочки найдут у нас в группе предметы круглой, квадратной, треугольной формы, а мальчики посчитают, чего у нас по одному, по два, по три, по четыре, по пять.