Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


НОД по формированию шахматных представлений по теме: «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре с использованием математических задач. Задачи: Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, запись адресов шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность. Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству. Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по УВР

МБДОУ № 65 «Фестивальный»

____________/А. А. Ковшова

«___» _______2018 год

НОД по формированию шахматных представлений

по теме: «Путешествие в страну шахматных чудес»

(подготовительный дошкольный возраст от 6 до 7 лет)

Воспитатель: И.А. Колпакова

Дата проведения:

Время проведения:

Форма занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами шахматной игры, математики и инсценировки.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре с использованием математических задач.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, запись адресов шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.

Словарная работа:

Активизировать  в речи слова: шахматная доска, шахматные фигуры, поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.

Методы и приемы: игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, игра.

Ход занятия:

Воспитатель. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. (Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, в «Страну шахматных чудес». Вы готовы?

- А чтобы попасть туда, нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в стране шахматных чудес окажись”

Открываем глазки.

- Наше путешествие начинается.

- Ребята, посмотрите, что это? (дети - шахматная доска), но чего-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает? (шахматных фигур)

- Здесь лежит письмо, давайте его прочитаем. Читаю письмо: «Я злой волшебник и хочу проверить вас: как вы усвоили игру в шахматы, как умеете решать задачки, играть в игры. И для этого, вам нужно выполнить задания и тогда, я верну шахматные фигуры»

1. Задание. Вопросы из шахматной шкатулки.1.     Как ходит пешка?  (только вперед)2.     Как бьёт пешка?  (наискосок)3.     Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?4.     Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)5.     Где стоят ладьи на доске до начала игры?  (по краям)6.     Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)7.     Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  (белопольные  и чернопольные)8.     Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)9.     Между какими фигурами на доске стоит конь?10. Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)

11. У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок?12.     Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».

Физминутка:- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:Ну - ка, пешки, поиграем.Головой мы повращаемВправо – влево, а потом              (вращение головой)3- 4, приседаем,Наши ножки разомнём               (приседания)1,2,3 – на месте шаг.Встали пешки дружно в ряд.Мы размялись от души,За столы мы вновь спешим        (садятся за столы)

2. Задание. Адреса шахматных фигур. Воспитатель.  Во втором задании, вам необходимо записать адреса шахматных фигур. Присаживаемся за столы. Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.

– Ребята, переверните карточки с заданием, вам нужно вписать в прямоугольники адреса шахматных фигур. Всем все понятно?

(Ответы детей).

Воспитатель. Возьмите в руки синий фломастер и начинайте выполнять задание.

– Вы справились с заданием, а теперь проверьте друг у друга. Если вы нашли ошибку, то возьмите красный фломастер и напишите правильный ответ рядом с прямоугольником.

– Ребята вы писали, ваши пальчики устали. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!               (указательный палец)

А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд

3. Задание. Шахматные загадки.  1.     Один раз  погибает, а два раза  родится.  (Пешка)2.     Не живёт в зверинце, Не берёт гостинцы, По косой он ходит Хоботом он водит.           (Слон)3.  Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят.                                           (Конь)5.  Стою на самом краю, Пусть откроют – пойду. Только прямо хожу, Как  зовут,   не скажу.                     (Ладья)4.  Гладкий люблю я, расчищенный путь, На шаг в любую сторону могу шагнуть!                                           (Король)5.  Он может ходить, как Ладья и как Слон – И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад, А бьёт он и вдаль и в упор. Он очень опасен вблизи и вдали – Ты больше вниманья ему удели.                                     (Ферзь)6.  Не люди, не звери, не часы, а ходят?                                       (шахматные фигуры)7.  Какой король не умеет говорить?                                     (шахматный)8.  На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)Воспитатель. Молодцы, ребята с этим заданием вы справились.

4. Задание.

Воспитатель. Ребята, чтобы спасти шахматные фигуры, надо выполнить еще одно задание. Необходимо  разделить число 10 между шахматными фигурами. Пожалуйста, возьмите карточки, на которых необходимо дорисовать столько пешек, чтобы вместе всех фигур получилось 10.

(Дети берут карточки на состав числа 10).

Воспитатель. Какие вы молодцы, помогли спасти и расколдовали шахматные фигуры!

Воспитатель.  Ребята, теперь у нас с вами есть шахматная доска и два шахматных войска. Мы с вами сможем играть в шахматы.

 – И сейчас мы немножко поиграем. Расставим свое войско на шахматной доске. Но для этого сначала вспомним, на каких горизонталях стоят белая и черная армия?

(Ответ: белое войско стоит на 1; 2; горизонтали, а черное войско на 7; 8; горизонтали).

Воспитатель. Ребята, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?

Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.

Воспитатель. Ребята,  но ведь нам пора возвращаться обратно в детский сад, ведь там нас ждут.   Снова побывать в стране шахматных чудес, мы сможем в следующий раз, и продолжим наводить тут порядок. А, чтобы вернуться нам надо, сосчитать от 10 до 1 (считаем, убавляя силу голоса)

Воспитатель. Но вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Что интересного   мы сегодня узнали, кому помогли?

(Ответы детей)

Воспитатель. А сами, вы узнали что-нибудь нового?

(Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, ребята, потрудились от души и, я сейчас вам вручу призы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области