Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Северяночка», г. Снежногорск
Конспект занятия
Итоговое занятие по речевому развитию.
Тема: Знатоки природы»
(Подготовительная группа).
Составила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Донских Л.Л.. 2018 г.
Задачи:
Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны, знания народных примет, Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.
Обогащать словарный запас за счет слов: пригорки, проталинки, сосульки, капель, кучевые облака, ледоход, половодье, первоцветы.
Развивающие задачи: Развивать речь, память, воображение, словесно - логическое мышление, умение составлять рассказ по опорным словам.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. Вырабатывать навыки коллективной деятельности, усидчивость, умение слушать, не перебивать товарищей, воспитывать толерантное отношение к окружающим.
УУД: Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека и доброжелательность.
Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, синтез, сравнение объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные: Умение точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии синтаксическими нормами родного языка.
Ход занятия-
Здравствуйте, ребята! Наше занятие, совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки, чтобы почувствовать тепло рук своих друзей. Улыбнитесь друг другу и гостям. Настроение стало у всех отличное.
Давайте вспомним, какой сегодня число, месяц и день недели. Первое занятие сегодня развитие речи.
Присаживайтесь на свои места. Осанка. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете кем (школьниками). К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем. И сегодня у нас необычное занятие мы проведем в форме игры «Знатоки природы».
Мы разделимся на две команды
1 команда: “ Капельки”.
2 команда: “ Солнышки”
Я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ, команда получит 1 весенний цветок. Вы готовы?
Разминка
Правило друзей природы
Вы, ребята – эколята, юные защитники природы. Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете правила друзей природы.
1.Можно ли оставлять в лесу мусор, пластиковую посуду, стеклянные бутылки?
2. Надо ли зимой подкармливать птиц?
3.Нужно ли забирать птенца, упавшего на землю из гнезда?
4.Нужен ли снег растениям зимой?
5.Назовите дерево - символ России.
Молодцы, ребята,
Сегодня нам пришло электронное письмо, текст которого перед вами. Сейчас я его прочту (читаю текст на экране.)
«Жили – были четыре времени года. Жили они дружно и по очереди правили миром: три месяца одно, три месяца – другое, три месяца – третье и три месяца – четвёртое. Но однажды самое холодное время года решило. Что оно самое главное и не захотело уступать место. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Но время года, которое должно сменять холода и вьюги сказало: « Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод»
- Как выдумаете, ребята, о каком времени года мы будем с вами говорить? ( о весне).
Так какое же чудо поможет Весне победить холод? Докажите почему вы, так считаете (слайд с изображением лампочки, костра, солнца).
Дети. Лампочка и костёр не дают столько много тепла как солнце. Солнце и есть, то самое чудо.
Посмотрите, какое оно? (грустное). Что мы можем сделать, что бы оно стало у нас веселым?
Дети. Нам нужно сказать про весеннее солнышко красивые слова.
Теплое, яркое, лучистое, весеннее, утреннее (слайд с изображением веселого солнышка»
Посмотрите, какое стало солнышко (веселое)?
Ребята, если светит солнце, то погода, какая?
А если идет дождь?
Цветы командам
Задание 1 «Что вы знаете о весне?»
-Ребята, составьте ассоциативную цепь: весна, капель, подснежник, первоцвет, проталина, ледоход, март, апрель, май, резиновые сапоги, кучевые облака, ручей, кораблик, половодье, перелётные птицы, скворечник и т.д. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Цветок каждой команде.
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). Как март люди называли в народе? Протальник, Почему? ( Снег тает, появляются проталины). Ещё капельник. Почему? (Тают сосульки, вода капает кап-кап-кап, начинается капель). Как люди называли апрель по - другому? (Снегогон). Почему? (Снег продолжает таять, появляется много воды, вода снег сгоняет с горок). А ещё водолей. Почему? (Снег тает, появляются лужи, текут ручьи). Как люди называли май? (Травень). Почему? (В мае вырастает зелёная трава). А ещё песенник. Почему? (Прилетают птицы, начинают громко петь свои песни).
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Цветок командам.
Игра «Что перепутал художник»
Художник нарисовал весенний пейзаж, но он был рассеянный, поэтому он допустил ошибки
На слайде весенней пейзаж, в котором « спрятались» ошибки Ошибки: кленовый оранжевый лист, яблоко на дереве, подосиновик, ребёнок купается, а рядом плывут льдинки. Дети загорают, рядом лежит снег, птенцы выглядывают из гнезда. Ответы нужно прокомментировать и обосновать ответы.
Каждая команда получает по одному цветочку.
Игра «Какое слово спрятано?»
Слушайте внимательно, от каждой команды я предлагаю выйти по 1 чел и выполнить задание: составить из слогов слова, а потом мы с вами проверим. Дети составляют слова в парах за столами.
1 команда: ка-пель, под-снеж-ник, цве-ты, ле-до-ход.
2 команда: поч-ки, сол-ны-шко, ру-чей, тра-ва.
К какому времени года относятся все эти слова? (к весне). Молодцы, правильно справились с этим заданием. И каждая команда получает по одному цветочку.
Физ-минутка
У весны работы много, помогают ей лучи! (ходьба)Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи! (бег)Топят лёд, ломают льдинки, согревают всё вокруг! (присели)Из-под хвои и травинок, выполз первый, сонный жук! (Встаём, изображая жука)На проталинах цветочки золотые расцвели! (кружимся)Налились, набухли почки! (руки вверх в кулаки)Из гнезда летят шмели! (полёт)У весны забот немало! Но дела идут на лад! (потираем руки)Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят! (кружение, руки вверх)
Последнее задание «Составь рассказ»
задание такое: нужно составить рассказ о весне, используя вот эти слова. Мы называем их опорные слова. Мы сейчас с вами их прочтём. Читаем. У каждого получится свой рассказ. Дети думают и составляют рассказ по опорным словам.
Примерный рассказ.
Наступила весна. Солнце светит ярко. Дружно начал таить снег. С крыш домов свисают сосульки. От весеннего тепла они начинают таить. Звенит веселая капель. На дорогах появились лужи и текут ручьи. Дети радостно пускают кораблики. Люди надели лёгкую одежду. В лесах появились проталины, где расцвели подснежники. От зимней спячки просыпаются звери. На реках начался ледоход. Прилетели перелётные птицы. Люди готовят для них скворечники. В садах, парках идет посадка деревьев.
Весна моё любимое время года.
Умницы! А как вы думаете, какая команда была более активной в нашей игре? Какая команда лучше работала? А почему вы так решили? (Ответы детей).Я с вами согласна, у вас получилась такая хорошая работа, потому что вы слушали друг друга, были дружными, внимательно слушали воспитателя, правильно отвечали на вопросы. Давайте посчитаем цветы. Молодцы!
Занятие закончилось.
Спасибо всем!