Морозова Наталья Валентиновна,
воспитатель, 1 квалификационной категории.
Сычева Ольга Валерьевна, воспитатель.
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения города Абакана
«Детский сад «Антошка»
Организация перехода от работы родителями к партнерскому взаимодействию ними
Организация перехода от работы родителями к партнерскому взаимодействию ними.
Организовывая партнерское взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей мы понимаем, что семья является одним из условий успеха, физического и психического здоровья воспитанников.
Современные ученые выделяют важность сотрудничества педагогов и родителей для социализации детей, предлагая различные формы и методы сотрудничества ДОО и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают саморазвитие педагога и законного представителя ребенка. А. В. Козлова, показывает интерактивные формы в работе воспитателя с семьёй.
О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, позволяют обратить внимание на работу с семьей:
Для достижения эффективных партнерских взаимоотношений друг с другом. [3, с.264].
Перед собой мы поставили задачи такие как:
1. Доверительные взаимоотношения между родителем и педагогом.
2 Индивидуальный подход.
3. Анонимное анкетирование родителей.
4. Рефлексивный круг.
Партнерские отношения позволяют лучше узнать друг друга, способствуя взаимопониманию.
Например, вовлекая родителей в образовательную деятельность через просмотры и обсуждение видео фрагментов (фото, презентаций) о жизни детей в детском саду. Знакомили родителей с режимом дня, консультировали по вопросам адаптации, рекомендовали литературу по актуальным темам воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье и т.д.
Проводили анкетирование родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи», «Ваши ожидания и предложения» и т.д.
В ходе организации педагогического мониторинга изучали своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникали в различных семьях. Для этого использовали методы первичной диагностики: опрос родителей на тему: «Мой ребенок», проводили беседу «Наша семья и ребенок». Так же наблюдали за общением родителей и детей в утренний и вечерний период времени. Устанавливали диагностические и партнерские отношения. Создавали интересы на основе коммуникативной культуры. Формировали у родителей интерес на сотрудничество путем знакомства с результатами диагностики потенциала развития их детей.
Проводили такие мероприятия как: «Первое знакомство», когда мама вместе с ребенком впервые ненадолго приходят в группу, знакомятся с новым окружением «Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»; «Новоселье»; «Школа для родителей», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка».
В дальнейшем, на основе анкетных данных, при помощи ежемесячных информационных бюллетеней («Для вас, родители») они узнают о планируемых в ДОО мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя. Результатом чего выявлена положительная динамика уровня социализации детей в условиях ДОУ: Высокий уровень -40% (12 из 30) Средний -53% (16 из 30) Низкий -13% (4 из 30)
В течение всего времени повышали партнерские взаимоотношения между педагогом и родителями через: консультации «Развиваем детскую самостоятельность», тренинги между детьми и родителями «Мир дома твоего», семинар-практикум «Как научить ребенка играть», мастер-класс «Как организовать семейный досуг», День открытых дверей, деловая игра «Педагоги и родители» и т.д.. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей составило: 73% (2015/16) и 83% (2016/17).
Родители активно оказывают помощь в изготовлении дидактических материалов для образовательной деятельности и свободной игровой деятельности детей (маски, шапочки для п/и), пополнение предметно - пространственной среды (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации образовательного процесса в ДОУ).
Надо отметить, что большинство родителей принимают активное участие в различных конкурсах: в ДОУ конкурс поделок «Цветы для мамы», «Строим дом» и т.д.
Для эффективности взаимодействия с семьями воспитанников были созданы группа в социальной сети «В Контакте» которая позволяет родителям оперативно получать информацию о жизнедеятельности группы, планируемых и проводимых мероприятиях, фотоотчет, задания и возможность общения между родителям и т.д. Был создан ящик отзывов и предложений, в который родители писали свои пожелания.
Таким образом, взаимодействия педагогов и родителей, позволило наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей, качественно повлияла на повышение профессионально – личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ДОО.
Библиографический список
1 . Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г
2. Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. —
3. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.