Методы самопомощи для родителей детей-инвалидов и сотрудников центров реабилитации в рамках телесно-ориентированной терапии

Цель: Ознакомление родителей детей-инвалидов с основами телесно-ориентированной психотерапии В. Райха и способами самопомощи для снижения физического и психического напряжения. Задачи: 1. Ознакомить родителей с теоретическими основами телесно-ориентированной психотерапии; 2. Обучить родителей способам снижения психического и физического напряжения свойственного родителям детей-инвалидов; 3. Улучшение контакта с телом, умения прислушиваться к своему организму и его потребностям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы самопомощи для родителей детей-инвалидов и сотрудников центров реабилитации в рамках телесно-ориентированной терапии

Тюнева Наталья Валерьевна

Всем известно, что наш мозг полностью контролирует все жизненные процессы нашего тела (организма), от него зависит наша жизнедеятельность, включающая в себя: движения, потребности, восприятие, сердцебиение, настроение, гормональный баланс и прочее. В тоже время тело является «домом» для нашего мозга. Домом, к которому нужно относиться с заботой и уважением. Исходя из этого, мы приходим к пониманию, что об этих двух составляющих необходимо заботится параллельно, не приуменьшая важность ни одного из них.

К сожалению, в западной традиции долгое время было принято разделять душу и тело. Даже врачи отрицали, что причиной какого-либо физического заболевания могли послужить заболевания или сбои в работе нервной системы. Но к счастью, благодаря развитию науки все больше специалистов стало склоняться к интегрированному подходу - тело+мозг.

Таким образом, на свет явилось замечательное направление - телесно-ориентированная психотерапия. Ее основоположником является австрийский и американский психолог, один из основоположников американской школы психоанализа Вильгейм Райх, который воплощал свои идеи в жизнь в 20-50 годы ХХ века. Благодаря работам В. Райха и его последователей на свет родились новые эффективные походы, способствующие улучшению взаимодействия психического и физического. К ним относятся: биоэнергетический анализ А. Лоуэна - ученика В. Райха; концепция телесного опознавания М. Фельденкрайза; метод интеграции движений Ф. М. Александера; метод чувственного сознавания Ш. Селвер; соматическое обучение Т. Ханны; биосинтез Д. Боаделлы; кинезиология; структурная интеграция (рольфинг) И. Рольф; первичная терапия А. Янова; танатотерапия В. Баскакова. Все они успешно используются в современной телесно-ориентированной психотерапии. Более того, упражнения данного направления активно используются в нейропсихологической коррекции, и рекомендованы ведущими отечественными и зарубежными нейропсихологами.

Можно смело сказать, что телесно-ориентированная психотерапия подходит и взрослым и детям. В работе с детьми данное направление важно, потому что ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Если малыш голоден или хочет спать, он капризничает и плачет, так как, у него еще не существует деления на эмоциональный и телесный дискомфорт. По мере нашего взросления эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяясь друг от друга. Однако тело взрослого человека также реагирует на различные эмоции, которые рождает наш разум. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений. Если это радость, то и тело «радуется» - оно раскрывается, мышцы расслабляются. А если негативные чувства - появляется напряженность основных групп мышц, сердце начинает биться чаще, повышается давление. Эмоциональное и умственное напряжение приводит к формированию мышечных зажимов.

В телесно-ориентированном подходе феномен мышечных зажимов носит название «мышечный панцирь». Обрастая этим панцирем мы, казалось бы, перестаем ощущать неприятные эмоции, перестаем переживать, прокручивать ситуацию в голове, так мы защищаем свой разум, передав часть проблем телу. И что же происходит с телом. Голова ушла в плечи, потух взгляд, напряглась челюсть, ушла гибкость осанки и легкость походки. Человек превратился в «черепашку» - через панцирь ни один враг не пробьется. Напряженные мышцы спазмированы, ухудшается циркуляция крови, возникают психосоматические заболевания, такие как гипертония, язвенная болезнь и др.

По мнению В. Райха мышечный панцирь организуется в семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов:

область глаз;

область рта: мышцы подбородка, горла и затылка;

область шеи;

грудная клетка;

область диафрагмы;

мышцы живота;

область таза.

Безусловно, мышечный панцирь необходим, он дает нам возможность спасаться от груза эмоциональных проблем и выживать. Представьте себе, что у человека случилось горе. Он стискивает зубы, собирает волю в кулак, группируется и идет дальше, таким образом, тело взяло на себя часть психологического груза. Именно мышечный панцирь помогает человеку защитить себя от душевной боли и выжить. Однако организм платит за эту защиту уменьшением своей способности получать удовольствие от жизни. Поэтому необходимо своевременно избавляться от лишнего груза, прибегая к помощи различных практик. К счастью, как говорилось выше, связь тела и мозга не односторонняя, если мозг влияет на тело, то и через тело можно влиять на мозг.

Телесно-ориентированная психотерапевтическая работа довольно длительная и кропотливая, но существует несколько рекомендаций по использованию доступных способов устранение мышечных зажимов. Перечислю некоторые из них:

накопление в теле энергии (дыхательные практики);

прямое воздействие на хронические мышечные блоки (массаж);

выражение освобождаемых эмоций (крик, плач, битье подушки или боксерской груши);

спонтанные движения, танцевальная терапия, упражнения на расслабление, йога, цигун и др. (рекомендую танцы с притопами ногой, не зря почти у всех народов мира эти движения используются в танцах).

Важно помнить, что всегда нужно выбирать только социально приемлемые способы выражения эмоций. Незачем свой негатив транслировать на других людей, животных, природу. Ко всему живому нужно относиться с глубоким уважением.

Поэтому, если вы устали - выезжайте в поле и кричите, рычите в свое удовольствие; разозлились - отлупите подушку; испытываете боль, грусть - рыдайте в голос, войте на луну…

Главное - всегда глубоко дышите, танцуйте и улыбайтесь!

Литература

Баскаков В., Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированным практикам - М.: Институт общегуманитарных наук, 2012 г.

Лоуэн А. Психология тела - М.: Корвет, 2015 г.

Г. Телесная терапия - М.: , 2007 г.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.