Квест для педагогов: «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями»
(в рамках работы творческой группы по активизации взаимодействия
с семьями воспитанников)
Материал подготовила воспитатель:
Халикова Анастасия Андреевна
Проблема:
Неумение педагогов находить и систематизировать различные формы взаимодействия ДОО с родителями.
Цель:
Систематизация представлений у педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия ДОУ с родителями .
Задачи:
Познакомить педагогов с некоторыми формами взаимодействия с родителями, которые оказывают необходимую поддержку в развитии ребенка при решении общих задач обучения и воспитания.
Закрепить знания участников квеста о создании в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Повысить профессиональную компетентность участников квеста.
Ход:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня квест будет посвящен нетрадиционным формам взаимодействия ДОО с родителями.
Один из основных принципов ФГОС ДО – это сотрудничество Организации с родителями.
На нынешний момент радикально меняется философия взаимодействия с родителями:
не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей.
не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Одной из главных задач перед педагогами дошкольной организации является установление отношений сотрудничества и взаимодействия с родителями и поддержка их психолого – педагогической компетентности средствами нетрадиционных форм работы с родительской общественностью.
Взаимодействие с семьей включает в себе три направления:
· Изучение образовательных и воспитательных возможностей дошкольного учреждения и семьи.
· Информационно – просвещенческое обеспечение взаимодействия.
·Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Ведь именно от успешного союза – взаимодействия «воспитатель – ребенок – родитель» зависит полноценное развитие ребенка.
Прежде чем начать квест, уважаемые коллеги, я хочу задать вам
2 вопроса:
Чего вы ждете от родителей своих воспитанников?
Как вы думаете, чего ждут от вас родители ваших воспитанников?
Девиз в работе с родителями:
-научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Нетрадиционные формы взаимодействия:
Сайт детского сада и группы.
Проектная деятельность.
Круглый стол.
Конференции.
Выпуски семейных газет и плакатов.
Игры – встречи.
Проведение мастер – классов.
Почта доверия.
Семинары – практикумы.
Фотовыставки.
Проведение акций.
Вечер вопросов и ответов.
Родительские и педагогические чтения.
Совместные прогулки и экскурсии.
Выставка семейных реликвий.
Брошюрки, листовки и буклеты.
Я подчеркнула формы взаимодействия, которые мы уже использовали в своей работе с родителями.
Вначале нам не удавалось вовлечь родителей стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса и сейчас мы ищем эффективные формы взаимодействия.
Но чтобы добиться этого сотрудничества, нам предстояло найти проблемы, которые мешают этому осуществиться.
Давайте вместе с вами попытаемся найти основные причины этой проблемы.
Как вы думаете, какие проблемы мешают родителям стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса?
Это:
родители заняты своими проблемами;
не понимают значимость своего участия в жизни ДОО;
не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду и т. д.
Пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.
Как вы думаете, что может служить основой для такого сближения?
(Только сам ребенок, а не образовательная программа)
У вас на столах лежат нарисованные руки.
Напишите на обеих руках эти слова (связь и доверие).
А сейчас поверните эти бумаги чистой стороной.
Одна рука – родителей, а вторая – воспитателей.
А сейчас вместе подумаем и напишем на руке родителей, что же хотят видеть родители, дети которых находятся в детском саду?
какое внимание уделяется его ребенку;
как прошел его день;
чего достиг и т. д.).
А сейчас на руке воспитателя напишем, что же нужно педагогу для того, чтобы сблизиться, привлечь родителей к участию в жизни группы?
Пожалуй, многое:
умение и желание наблюдать жизнь ребенка в группе;
умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного ребенка;
умение понимать причины того или иного поведения, умение записывать свои наблюдения;
готовность донести до родителей картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.
Если эти две руки приложить друг другу, то мы получим. Что? (связь и доверие)
Нынешние родители все дальше уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в них чувство значимости собственной личности, индивидуальности, все больше проникаются важностью собственной активности, ответственности за качество своей жизни, за получение лучшего результата в воспитании детей. Многие родители получили отличный опыт семейного воспитания, многие имеют очень хорошее образование и весьма широкий кругозор, знают иностранные языки.
Упражнение «Волшебное озеро».
А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
Улыбка поможет вам установить связь, доверие с родителями воспитанников, которая так необходима для сотрудничества и взаимодействия.
Что нам, педагогам, необходимо сделать, чтобы установить сотрудничество и взаимодействие с родителями?
Нам необходимо не указывать, не руководить родителями, как надо, а обсуждать конкретные ситуации, задавать вопросы, прислушиваться мнениям и желаниям родителей.