Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«Катав – Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»
Конспект открытого урока
Тема «Структура разбора музыкального произведения»
по предмету «Специальность» (труба)
с учащимся IV класса 7 лет обучения.
Подготовила и провела урок
преподаватель I категории
по классу духовых инструментов
Зарипова Любовь Николаевна
г.Катав-Ивановск
2016 год
План – конспект
открытого урока с учащимся IV класса 7 лет обучения
Бутусовым Кириллом (возраст 10 лет)
класс преподавателя Зариповой Любови Николаевны.
Место проведения: кабинет по классу духовых инструментов
Дата проведения занятия: 26.11.2015 г.
Тема: «Структура разбора музыкального произведения»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: индивидуальная
Методы обучения: словесный, практический, метод показа
Вид занятия: традиционный урок
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте (труба) на примере разбора нового произведения.
Задачи:
Обучающие:
1. Углубить теоретические знания учащихся
2. Закрепить и углубить навыки разбора музыкального произведения
Развивающие:
1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков учащегося: воспитание музыкального слуха при игре на трубе, представление о выразительности, фразировке.
2. Развитие внимания и самоконтроля при разборе нового произведения.
Воспитательные:
1. Создание условий для повышения интереса к обучению игре на духовом инструменте.
2. Воспитание устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.
Здоровьесберегающие:
1. Контроль преподавателя за правильной постановкой тела, головы, пальцев рук и губ на трубе.
2. Контроль преподавателя за физическим состоянием учащегося (предусмотреть моменты отдыха).
Технические средства: труба для ученика, труба для преподавателя, пульт, зеркало, стулья, ноты.
Основные этапы урока:
1.Организационный этап
2.Вступительное слово преподавателя
3.Практическая часть.
Программа урока:
- разминка: игра гаммы соль мажор разными длительностями;
- работа над структурой разбора музыкального произведения
(А.Усов «Пастораль»);
- физкультминутка: базинг (игра на мундштуке)
- исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и умений учащегося по пройденному материалу.
4.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.
Ход урока:
1.Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока.
2.Вступительное слово преподавателя:
Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать его играть по нотам без запинок. Для этого недостаточно проиграть пьесу один раз, читая её с листа, придётся кое – что проработать.
В первую очередь познакомиться с произведением: обратить внимание на название, автора произведения, определить тональность, размер, темп. Очень важно понять структуру произведения, замысел композитора, фактуру, разобрать текстовые особенности.
Немаловажную роль в первоначальной работе над произведением играет определение правильного дыхания.
3.Практическая часть:
Этапы работы | Действия преподавателя | Действие ученика |
1.Разминка | Прежде чем приступить к разбору произведения, мы должны подготовить игровой аппарат. Предлагаю разыграться на примере гаммы соль мажор. Преподаватель контролирует подачу воздуха и дыхание при переходе с нижнего на верхний регистр. Особенно уделить внимание игре на верхнем регистре, избегая фальшивых нот. | Ученик играет гамму соль мажор: целыми, половинными и четвертными длительностями. При этом внимательно следит за своевременным дыханием при каждом проигрывании гаммы. |
2.Работа по структуре разбора музыкального произведения А. Усова «Пастораль» | Предварительное знакомство с произведением. Значение слова «пастораль»: 1. музыка наивного, нежного, идиллического (мирного) характера; 2.Театральная пьеса, в которой представляется воображаемый пастушеский быт, как противоположность грубой действительности, с музыкой соответствующего характера. Определяем настроение, образ и жанр произведения. Преподаватель исполняет произведение. Элементарный анализ нотного текста. Вот три элементарных правила при первом знакомстве с произведением, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи, определить по ключевым знакам тональность, посмотреть на указание темпа и размера. Играем пьесу с листа, как можем. Главное дойти до конца, ничего не пропуская, пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки – наша цель доиграть до конца. Работаем над I и IV частями произведения. Работа при проигрывании над аппликатурой, техническими пассажами, ритмом, мелодией, фразировкой. | Ученик определяет характер произведения, жанр, структуру, темп, тональность. Вместе с преподавателем ученик анализирует нотный текст. Ученик играет произведение «Пастораль». Учащийся исполняет 1 часть произведения, добиваясь правильной пальцовки, фразировки, артикуляции (возможно проигрывание несколько раз), затем также работает над 4 частью. |
3.Физкультминутка Базинг - игра на мундштуке | В процессе работы на уроке очень важно следить за самочувствием ребёнка. У него может закружиться голова, часто дети начинают кашлять. В таких случаях нужно дать ученику отдохнуть. В качестве отдыха можно использовать игру на мундштуке (базинг). | Ученик сидя на стуле – ноги стоят в упор, голова прямо, корпус прямой – играет небольшой отрывок из произведения «Пастораль». |
4.Исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и умений учащегося по пройденному материалу. | В заключительной части урока мы исполняем произведение «Пастораль» с концертмейстером, выполняя все текстовые особенности: аппликатуру, правильное дыхание, ритм, звуковедение. | Учащийся исполняет вместе с концертмейстером новое произведение («Пастораль») по нотам, следуя поставленным задачам. |
5.Домашнее задание | Оценка и анализ работы ученика на уроке. |
IV.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.
Все запланированные этапы работы выполнены в полном объёме, точно уложены в рамки урока.
Тема урока грамотно раскрыта и все используемые приёмы обучения (словесный, наглядный, практический) помогли преподавателю достигнуть поставленной цели.
Учащийся воспринимал указания преподавателя быстро и осознанно.
На уроке был благоприятный психологический климат.