Открытый урок "Структура разбора музыкального произведения"

Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте (труба) на примере разбора нового произведения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Катав – Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»

Конспект открытого урока

Тема «Структура разбора музыкального произведения»

по предмету «Специальность» (труба)

с учащимся IV класса 7 лет обучения.

Подготовила и провела урок

преподаватель I категории

по классу духовых инструментов

Зарипова Любовь Николаевна

г.Катав-Ивановск

2016 год

План – конспект

открытого урока с учащимся IV класса 7 лет обучения

Бутусовым Кириллом (возраст 10 лет)

класс преподавателя Зариповой Любови Николаевны.

Место проведения: кабинет по классу духовых инструментов

Дата проведения занятия: 26.11.2015 г.

Тема: «Структура разбора музыкального произведения»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: индивидуальная

Методы обучения: словесный, практический, метод показа

Вид занятия: традиционный урок

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте (труба) на примере разбора нового произведения.

Задачи:

Обучающие:

1. Углубить теоретические знания учащихся

2. Закрепить и углубить навыки разбора музыкального произведения

Развивающие:

1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков учащегося: воспитание музыкального слуха при игре на трубе, представление о выразительности, фразировке.

2. Развитие внимания и самоконтроля при разборе нового произведения.

Воспитательные:

1. Создание условий для повышения интереса к обучению игре на духовом инструменте.

2. Воспитание устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.

Здоровьесберегающие:

1. Контроль преподавателя за правильной постановкой тела, головы, пальцев рук и губ на трубе.

2. Контроль преподавателя за физическим состоянием учащегося (предусмотреть моменты отдыха).

Технические средства: труба для ученика, труба для преподавателя, пульт, зеркало, стулья, ноты.

Основные этапы урока:

1.Организационный этап

2.Вступительное слово преподавателя

3.Практическая часть.

Программа урока:

- разминка: игра гаммы соль мажор разными длительностями;

- работа над структурой разбора музыкального произведения

(А.Усов «Пастораль»);

- физкультминутка: базинг (игра на мундштуке)

- исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и умений учащегося по пройденному материалу.

4.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.

Ход урока:

1.Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока.

2.Вступительное слово преподавателя:

Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать его играть по нотам без запинок. Для этого недостаточно проиграть пьесу один раз, читая её с листа, придётся кое – что проработать.

В первую очередь познакомиться с произведением: обратить внимание на название, автора произведения, определить тональность, размер, темп. Очень важно понять структуру произведения, замысел композитора, фактуру, разобрать текстовые особенности.

Немаловажную роль в первоначальной работе над произведением играет определение правильного дыхания.

3.Практическая часть:

Этапы работы

Действия преподавателя

Действие ученика

1.Разминка

Прежде чем приступить к разбору произведения, мы должны подготовить игровой аппарат.

Предлагаю разыграться на примере гаммы соль мажор.

Преподаватель контролирует подачу воздуха и дыхание при переходе с нижнего на верхний регистр.

Особенно уделить внимание игре на верхнем регистре, избегая фальшивых нот.

Ученик играет гамму соль мажор: целыми, половинными и четвертными длительностями.

При этом внимательно следит за своевременным дыханием при каждом проигрывании гаммы.

2.Работа по структуре разбора музыкального произведения А. Усова «Пастораль»

Предварительное знакомство с произведением.

Значение слова «пастораль»:

1. музыка наивного, нежного, идиллического (мирного) характера;

2.Театральная пьеса, в которой представляется воображаемый пастушеский быт, как

противоположность грубой действительности, с музыкой соответствующего характера.

Определяем настроение, образ и жанр произведения.

Преподаватель исполняет произведение.

Элементарный анализ нотного текста.

Вот три элементарных правила при первом знакомстве с произведением, которые нужно выполнять всегда:

посмотреть ключи,

определить по ключевым знакам тональность,

посмотреть на указание темпа и размера.

Играем пьесу с листа, как можем.

Главное дойти до конца,

ничего не пропуская, пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки – наша цель доиграть до конца.

Работаем над I и IV частями произведения.

Работа при проигрывании над аппликатурой, техническими пассажами, ритмом, мелодией, фразировкой.

Ученик определяет характер произведения, жанр, структуру, темп, тональность.

Вместе с преподавателем ученик анализирует нотный текст.

Ученик играет произведение «Пастораль».

Учащийся исполняет 1 часть произведения, добиваясь правильной пальцовки, фразировки, артикуляции (возможно проигрывание несколько раз), затем также работает над 4 частью.

3.Физкультминутка

Базинг - игра на мундштуке

В процессе работы на уроке очень важно следить за самочувствием ребёнка.

У него может закружиться голова, часто дети начинают кашлять. В таких случаях нужно дать ученику отдохнуть.

В качестве отдыха можно использовать игру на мундштуке (базинг).

Ученик сидя на стуле – ноги стоят в упор, голова прямо, корпус прямой – играет небольшой отрывок из произведения «Пастораль».

4.Исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и умений учащегося по пройденному материалу.

В заключительной части урока мы исполняем произведение «Пастораль» с концертмейстером, выполняя все текстовые особенности: аппликатуру, правильное дыхание, ритм, звуковедение.

Учащийся исполняет вместе с концертмейстером новое произведение («Пастораль») по нотам, следуя поставленным задачам.

5.Домашнее задание

Оценка и анализ работы ученика на уроке.

IV.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.

Все запланированные этапы работы выполнены в полном объёме, точно уложены в рамки урока.

Тема урока грамотно раскрыта и все используемые приёмы обучения (словесный, наглядный, практический) помогли преподавателю достигнуть поставленной цели.

Учащийся воспринимал указания преподавателя быстро и осознанно.

На уроке был благоприятный психологический климат.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.09.2020