Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольника»

Цель: расширять представления педагогов о природе детского воображения, условиях развития воображения у детей дошкольного возраста, о важности игровой деятельности для развития детского воображения. Учить педагогов вступать в диалог. Высказывать свое мнение, делиться опытом своей работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для воспитателей

«Развитие воображения дошкольника»

Цель: расширять представления педагогов о природе детского воображения, условиях развития воображения у детей дошкольного возраста, о важности игровой деятельности для развития детского воображения. Учить педагогов вступать в диалог. Высказывать свое мнение, делиться опытом своей работы.

Аудитория слушателей: воспитатели всех возрастных групп.

Содержание:

1.Для чего нужно воображение?

2.Этапы развития воображения.

3.Почему так важно играть?

4.Выводы.

Ход консультации:

1.Для чего нужно воображение?

- В психологии существуют различные взгляды на природу и функции детского воображения.

- Теоретические взгляды каких ученых вам известны? (высказывания педагогов)

- Например. В теории Ж.Пиаже воображение понимается как подсознательная деятельность, поскольку ребенок не отдает себе отчета в целях, задачах и мотивах, которыми он руководствуется. По мнению Ж.Пиаже, воображение не направлено на существующую реальность, а потому не рассматривается как продуктивное. Сейчас в научном мире эта позиция считается ошибочной. Исследования П.Харриса однозначно показали, что отсутствие воображения на ранних этапах развития ребенка является патологическим, и в частности, одной из ключевых характеристик синдрома раннего детского аутизма заключается в отсутствии игры, немыслимой без воображения.

- Как вы считаете, для чего необходимо воображение и необходимо ли оно вообще? (высказывания педагогов).

- Наиболее ярким примером проявления воображения у дошкольников, когда одна реальность заменяется ребенком другой, является игра. Л.С.Выготский отмечал одну из главных особенностей игры: «… игра-это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Возникает закономерный вопрос: зачем ребенок создает «мнимые ситуации»?

- По мнению А.Н.Леонтьева, игровая деятельность возникает в результате противоречий между потребностью ребенка действовать с предметами и «развитием осуществляющих эти действия операций». Другими словами, ребенок хочет вступать во взаимодействие с объектами на том же уровне, что и взрослые (например, водить автомобиль или готовить пищу), но в силу слабого развития технических навыков не может сделать этого. И тогда ребенок обращается к игре.

- А.В.Запорожец писал: «… важная роль игры в психическом развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания… таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемы и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены». Игровое замещение – это не просто перенос наблюдаемых ребенком ситуаций, действий других людей из реальной ситуации в игровую; в игре дошкольник пытается понять окружающую его действительность. Допустим, ребенок наблюдает, как по утрам бреется отец. Для него непонятны действия отца, поскольку сам он не может их совершить. Но он хочет быть похожим на отца, поэтому, выполняя роль папы в игре, ребенок встает перед зеркалом и начинает повторять его действия. Здесь можно указать на два важных момента. С одной стороны, у ребенка есть образ ситуации, опираясь на который он пытается понять действия отца, увидеть их смысл, исходя из внешних (видимых) особенностей ситуации. С другой – действия ребенка указывают, что он испытывает эмоциональное напряжение в связи с неопределенностью, непониманием ситуации. Таким образом, воображение выполняет две основные функции.

- Вы можете назвать эти две функции воображения?

- Познавательная и эмоциональная функции. Эмоциональная функция реализуется в ситуации противоречия между складывающимися у ребенка образом Я и реальностью, и направляется на регуляцию этого образа. Воображение может выступать в качестве защитного механизма, действующего двумя основными способами. Во-первых, через многократное вариативное проигрывание или изображение травмирующего опыта, в результате чего ребенок избавляется от негативных переживаний. Например, пережившие операцию дети, по возвращении из больницы домой начинают «оперировать» игрушки. Во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию, в которой ребенок будет успешен. Так, дошкольник, уступающий в игре старшим детям, может представлять себе ситуацию будущего, в которой он – взрослый и сильный – побеждает. Это позволяет ему сохранить высокую самооценку и стремится к успеху в игре, несмотря на то, что он пока проигрывает. Что касается познавательной функции, то она связана с возможностью построения другой воображаемой реальности. Оказывается, эта деятельность необходима для успешного школьного обучения. В результате опытов было выявлено, что дети с низким уровнем интеллектуального развития успешнее решают учебные задачи, если опираются на воображение, и менее успешны, если следуют обычной учебной программе. Значит, воображение может быть эффективно использован в школьном обучении. Более того, часто образ воображения возникает спонтанно. Так, например, многие изобретатели, математики, физики сначала «видели» свое изобретение в форме воображаемого образа, а потом уже переходили к его пониманию и переводили его на язык знаков.

2.Этапы развития воображения.

- В каком возрасте, по-вашему, начинает развиваться воображение? Приведите примеры (высказывания педагогов).

- В исследованиях О.М.Дьячко показано, что развитие воображения проходит несколько этапов. Если предложить дошкольникам дорисовать изображения геометрических фигур, то окажется, что выполняют это задание они по-разному. Так, с 3 до 5 лет дети используют предложенную геометрическую фигуру как основной элемент для построения нового образа (опредмечивающий образ). Например, если ребенку предложить дорисовать круг, то в этом случае он нарисует цветок или солнце, т.е. круг будет центральной фигурой, вокруг которой происходит достраивание образа. Дети 6-7 лет начинают пользоваться образом нового типа, построенном по способу «включения». В этом случае предложенный образ становится элементом нового образа, причем вторичным, иногда малозначимым. Например, дорисовывая круг до картинки, ребенок может рассматривать его как горошинку на платье девочки, что является второстепенной деталью рисунка. Такое выполнение задания обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, потому что ребенок получает возможность свободно применять имеющиеся элементы для получения разнообразных, неожиданных изобретений. Таким образом, уровень развития продуктивного воображения можно повысить с помощью специально организованного обучения.

- Как вы думаете, какие задания, упражнения позволят развивать продуктивное воображение? (предложения, высказывания из опыта работы).

- Например, ребенку предлагается схематичное (в виде кружочков и палочек) изображение человека и предлагается детализировать эту схему, делая добавления к изображению. В беседе педагог задает вопросы, направляющие на воображение (Кто это будет? Как он будет одет? Что у него в руках? и т.д.). В процессе такого типа занятий дети начинают строить образы воображения, отталкиваясь от схематических представлений.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2-3 годам. В этом возрасте практически отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею «Я нарисую домик!», но в процессе ее использования возникают существенные коррективы («Вот! Получилась машинка!»). Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему, нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказ от нее.

В возрасте 4-5 лет ребенок нацелен на усвоение норм, а так же правил и образцов деятельности. Взрослые, как правило, ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать. С этим связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития ребенка. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. («Я нарисую домик», а потом, увидев результат, дополняют изображение деталями, рисуют рядом что-нибудь еще),

Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. К этому возрасту ребенок усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в воображаемом плане. Так, В.С.Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

3.Почему так важно играть?

- Как вы считаете, почему ребенку важно играть? (высказывания)

- Преимущество воображаемых ситуаций для дошкольников доказано рядом исследований. Дети 4-6 лет не могут разрешать проблемные ситуации, противоречащие реальности. Но в воображаемой ситуации подобное действие оказывается возможным. Основное свойство воображения состоит в том, что оно позволяет дошкольнику удерживать одновременно две ситуации – реальную и воображаемую. Л.С.Выготский утверждал, что максимальное развитие воображения происходит в игре – малыш «плачет в игре, как пациент, но радуется, как играющий». Исследования показывают, что в целом ряде случаев дети третьего-четвертого года жизни не могут отделить вымысел от реальности, однако они успешно справляются с этой задачей в игровой деятельности.

4.Выводы:

1. Воображение имеет не вспомогательную функцию, а является ключевым процессом, обеспечивающим познавательное развитие и развитие личности дошкольника.

2. Игровая деятельность важна для дошкольника не потому, что ребенок не может сделать большего, не потому, что она удовлетворяет его фантазии и соответствует «детскому» взгляду на мир, а потому что в процессе игры ребенок осваивает фундаментальные способы познания реальности. Именно поэтому, хотя воображение присуще в первую очередь дошкольнику, его применение не теряет своей актуальности в других возрастах.

- Какие впечатления от нашей встречи? О чем хотелось бы высказаться, поразмышлять, что нового узнать о детском творчестве? (высказывания педагогов).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области