Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой
(образовательная область: познавательное развитие)
Тема: «Пернатые друзья»
Программное содержание:
Формировать представление детей о зимующих и перелётных птицах;
Учить отгадывать загадки; Развивать интерес к миру пернатых, любознательность;
Дать представление о значении птиц для окружающей природы;
Развивать внимание, творческую активность;
Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Демонстрационный материал и оборудование: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, карточки «Четвёртый лишний», фишки, медали.
Ход работы:
Этапы, методы, приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Водная часть Организационный момент: Сюрпризный момент | Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). - Ребята, сегодня придя утром на работу, я увидела у нас в корпусе объявление и решила показать его вам: « Дорогие, друзья, предлагаем вам принять участие в викторине «Пернатые друзья!». Вас ждут интересные конкурсы, задания и награды. Если вы согласны, желаем ВАМ удачи!» . - Ну что ребята, готовы поучаствовать, и показать свои знания? - Тогда давайте разделимся на две команды: команду мальчиков, под названием «Воробушки», и команду девочек с названием «Синички». И откроем конверт с заданиями. (открывает конверт). - Посмотрите, тут карточки с заданиями, и правилом викторины. Давайте прочтём эти правила: «Ребята, что бы победить, вы должны внимательно слушать задания, отвечать на вопросы не перебивая друг друга и не выкрикивая. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек, за правильные ответы». | - Да! |
Основная часть | - Ну что смотрим «Первое задание»! Это конкурс «Отгадай -ка». Слушайте первую загадку: Ночь, как смола, черным черна. Серой птице не до сна. Меж кустов как тень скользит, Караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава. Это ухает…. (Сова) (Команда , которая отгадала загадку, получает фишку) - Давайте посмотрим на картинку с изображением этой птицы. (Прикрепляет картинку на доску). - Что вы можете рассказать об этой птице? - Молодцы ребята, за ответ ваша команда получает фишку. Вы правы, сова – это крупная, хищная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы торчат пёрышки, словно ушки, клюв крючком. Глаза у неё большие, круглые, но не смотря на это, днём сова видит плохо, поэтому охотится ночью. Питается сова: грызунами, небольшими птицами, насекомыми, мелкими животными. Слушайте вторую загадку: Собирает он проворно Горстью брошенные зёрна, И гнздится под карнизом Наш любимый… (Голубь сизый). - Ребята, скажите какой окрас у голубя? - Голубь по размеру больше или меньше воробья? Чем питаются голуби? -Могут ли голуби передавать письма? (За свои ответы, дети получают фишки). - Молодцы, много фишек заработали, и на все ответы ответили практически правильно. Последний вопрос вас смутил, но голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапке голубя привязывают письмо, и он приносит его в определённое место. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди изобразили его символом мира и дружбы. - Следующая загадка: Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел). - Ребята, а кто знает, какой окрас у дятла? - Шапочка на голове, только у самца, у самки дятла – её нет. - Почему дятел в лесу, часто стучит по дереву? (Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице.) - Послушайте четвёртую загадку! Найдёшь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка - … (Воробей) Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. - Ребята, скажите, чем питается воробей? - И последняя загадка в этом конкурсе. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) - Что вы, ребята, знаете об этой птичке? Может кто- то из вас расскажет, чем она питается? (Команды получают по одной фишке за отгадку загадки и рассказ о синице). -Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг – скок, прыг – скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень, Тири – тири! Тень – тень – тень! - Отдохнули, давайте продолжать и посмотрим карточку с вторым заданием. - «Второе задание», это конкурс «Вспоминай – ка». - Ребята, вы отгадали пять загадок, о каких птицах, перелётных или зимующих шла в них речь? - Молодцы, а сейчас внимание, задание. Назовите перелётных птиц, которых вы знаете. Ответы принимаются только если участник команды поднял руку. Выкрикивание с места не принимаем. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Итак, готовы, жду ответы. - Молодцы, у сейчас давайте посмотрим, каких птиц вы ещё не назвали? - Ребята, скажите, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать? - Верно. А теперь «Третий конкурс», он называется «Четвёртый лишний». - Ребята, я попрошу всех мальчиков собраться возле первого стола второго ряда, а девочек возле первого стола первого ряда. -Вам для рассмотрения и обсуждения предлагается, картинка, с изображением четырёх птиц, вам нужно вспомнить их название, определить какая их четырёх изображённых птиц лишняя и почему? - Обе команды справились с заданием, вы получаете по жетону. - Переходим к «Четвёртому конкурсу», «Угадай – ка». - Ребята, сейчас для каждой команды будет включена мелодия с пением птицы, задача участников команды определить какая птица поёт, участники второй команды не подсказывают, сидят тихо. - Как красиво поют птицы, можно просто заслушаться их пением. Они несомненно радуют наш слух. - А теперь пятый конкурс «Рассуждал - ка». Скажите, какая ещё польза природе и человеку от птиц? Что может случиться, ели вдруг все птицы исчезнут? - Вы практически все были правы? Давайте обобщим все ваши ответы. Посмотрите на первую картинку и представьте себе что птицы исчезли, появилось много насекомых и грызунов, они стали поедать листья, кору и корни растений. - Смотрим на следующие картинки. Растительность постепенно исчезает, корни деревьев и трав не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги. Ветер высушивает почву, водоёмы высыхают, гибнут животные, живущие у воды. - Как вы думаете в этом случае, что станет с лесом? - Всё правильно, и мы с вами не должны этого допустить, мы должны беречь всё живое на нашей планете, оказывать посильную помощь, братьям нашим меньшим, подкармливать их в голодное время года. - Давайте вспомним, что любят на обед, наши пернатые друзья? - Молодцы! | (Ответы детей) (Ответы детей) - Сизый, серый, черный, серый с белым, чёрный с белым, белый. Голубь по размеру больше воробья. - Голуби питаются,,,,,, Да. Нет. Чёрный с белым, на голове красная шапочка. - Дятел лечит деревья, добывает из под коры вредных жучков. - Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица. - Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала. (прыжки на месте на двух ногах) (прыжки на левой ноге) (прыжки на правой ноге) (кружимся на месте) (присели) (встали, наклоны головой вправо – влево) (прыжки на левой ноге, на месте) (прыжки на правой ноге) (прыжки на месте на двух ногах). - О зимующих. Жаворонок, дикая утка, грач, журавль, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, соловей, цапля и т.д. (Ответы детей) - Потому, что перелётные птицы питаются только насекомыми, а зимой насекомых нет. (Дети выполняют работу, и поясняют своё решение) (прослушивание пения совы, голубя, синицы, воробья, вороны, дятел) (ответы детей) - Он превратится в пустыню. Полностью исчезнут. -Зёрна, крошки, ягоды, фрукты, сало и т.д. |
Итог занятия Рефлексия | - Ребята, вопросы нашей викторины закончились. Давайте подведём итоги, узнаем, какая команда выиграла. (Подведение итогов и вручение медалей «Знатоки птиц» всем участникам викторины). - Дети, вам понравилась занятие – викторина? - Что нового вы узнали? - Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придётся ещё поработать. Вместе с родителями вы можете сделать кормушки и принести их в детский сад. Мы с вами повесим кормушки на деревьях на нашей площадке и пернатые друзья будут всю зиму сыты. | - Да. (Ответы детей) |