Федорова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска
Русский язык.
6 класс.
Приемы сжатия текста.
Цель урока: развитие умения использовать приемы сжатия на конкретном тексте.
Задачи урока:
- обучающие:
формирование у учащихся лингвистической компетенции через:
-знание терминов: текст, типы речи, стили речи, микротема, тема, главная мысль;
-повторение приемов сжатия текста,
-формирование и закрепление умения использовать на практике приемы сжатия текста;
- развивающие:
развитие умений
-общеучебных (работа с теоретическим материалом),
-интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)
-специальных умений (использование специальной терминологии).
- воспитательные:
создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения формулировать учебную задачу, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения лингвистических задач.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Учитель мобилизует внимание обучающихся, создает мотивацию к действиям на уроке. | Обучающиеся приветствуют учителя. | |
2 | Формулирование темы, учебной задачи урока | Учитель обращает внимание на слова, записанные на доске: текст, тема текста, микротема текста, главная мысль, типы речи, исключение, обобщение, упрощение. Что объединяет записанные на доске слова? О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (слайд 1). | Обучающиеся читают слова, приходят к выводу, что знание этих терминов необходимо для того, чтобы сжать текст. Формулируют тему урока «Приемы сжатия текста». | познавательные |
Учитель предлагает каждому обучающемся обратиться к листу самооценки и сформулировать учебную задачу, которую обучающийся ставит перед собой, определить план действий по решению учебной задачи. Учитель формулирует общую учебную задачу. | Учащиеся формулируют учебную задачу и записывают ее в тетрадь, определяют план действий. | регулятивные | ||
3 | Актуализация знаний учащихся, необходимых для закрепления материала | Учитель предлагает обучающимся повторить термины, знание которых потребуется на уроке. Фронтальная беседа. -Дайте определение терминам «текст, тема и микротема текста, главная мысль, типы речи, стили речи», -Какие приемы сжатия знаете? В чем суть этих приемов? | Обучающиеся повторяют термины: текст, тема и микротема текста, главная мысль, типы речи, стили речи. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. | |
Закрепление изученного материала, наблюдение над языковым материалом | Учитель предлагает обучающимся прочитать текст и определить, является ли он сжатым. К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес маленького теплого зайца с обожженными во время лесного пожара лапами. Ваня передал ветеринару просьбу деда вылечить зайца. Ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и прогнал Ваню (слайд 2). | Обучающиеся читают текст и определяют, является ли он сжатым и почему. | коммуникативные | |
Учитель предлагает обучающимся обратиться к упражнению №437, стр. 64 прочитать подробный текст, сравнить подробный и сжатый варианты текста и ответить на вопросы: -какие приемы сжатия использованы в сжатом фрагменте текста? | Обучающиеся читают текст, определяют использованные приемы сжатия текста (работа в парах) | коммуникативные | ||
Продолжим работу над сжатием текста, вспомним историю о зайце. Будем работать в группах. О каких правилах работы в группах мы должны помнить? Учитель предлагает выполнить задание: используя приемы сжатия текста, сжать предлагаемые фрагменты. Каков алгоритм выполнения этого задания? | Обучающиеся составляют алгоритм выполнения задания: -внимательно прочитайте фрагмент, -определите микротему фрагмента, -выделите главную и второстепенную информацию, -вспомните приемы сжатия (помните: нужно сохранить основные мысли автора, последовательность событий, характеры героев) слайд 3. | регулятивные коммуникативные | ||
Группа 1. 1). Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне, наконец, историю о зайце. Исключение второстепенной информации. 2). В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Исключение фрагментов предложений, синонимов. Группа 2. 1). Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать. Исключение второстепенной информации. Группа 3. 1). Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцать километров в час. Группа 4. 1). Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.2). Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время у него из-под ног выскочил заяц. 3). Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Группа 5. 1). Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, падал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко». Группа 6. 1). Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед решил его вылечить. | Используя алгоритм, обучающиеся работают в группах: выбирают лидера, распределяют задания, используя приемы сжатия текста, сжимают текст. | коммуникативные | ||
Учитель предлагает обучающимся зачитать сжатые тексты. В итоге должен получиться сжатый вариант фрагмента из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». | Группы вслух зачитывают сжатые тексты, отвечают по плану: -зачитать исходный текст -определить микротему -зачитать сжатый текст -назвать приемы сжатия текста -подсчитать количество слов в исходном и сжатом текстах. | |||
Учитель предлагает обучающимся сжать диалог и предложение с прямой речью. 1) Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих. -Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел. Заяц молчал. -Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь? 2). Какой-то московский профессор просил деда продать ему зайца. Под диктовку деда Ваня написал ему письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сём остаюсь Ларион Малявин». | Обучающиеся, работая а парах, сжимают диалог и предложение с прямой речью. | регулятивные | ||
5 | Тренировка алгоритма сжатия фрагмента текста. Самостоятельная работа. | Учитель предлагает выполнить упр. № 438: сжать текст самостоятельно. Обязательно прочитать Советы помощника на стр. 65. | Обучающиеся читают задание, самостоятельно выполняют работу по сжатию текста. | регулятивные |
6 | Учитель предлагает обучающимся проверить задание. | Обучающиеся читают сжатый текст. | регулятивные | |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Итоги урока. Рефлексия. Учитель предлагает обучающимся обратиться к своим листам самооценки и отметить результаты урока. | Обучающиеся отмечают результаты в листах самооценки. | регулятивные |
8 | Домашнее задание | Задание на выбор: 1) сжать фрагмент текста, 2) создать текст с «лишней» информацией. Фрагмент 1. -Да, - сказал дед, поглядывая на самовар, - да, а перед тем зайцем, выходи я сильно провинился, милый человек. -Чем же ты провинился? -А ты выйди, погляди на зайца, на спасителя моего. Бери фонарь. Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я всё понял. Фрагмент 2. Гром начал греметь. Рябь пошла по реке. Молнии били в луга. Уже горел стог сена. Капли дождя падали на дорогу. | Учащиеся выбирают домашнее задание, записывают в дневник. |