Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Роль упражнений в развитии техники в младших классах домры."

Помощь педагогам - домристам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль упражнений в развитии техники

в младших классах домры.

Начало обучения игры на домре – очень ответственный этап в формировании музыканта-домриста. И с самых первых шагов необходимо уделять большое внимание работе над техникой.

Техника – понятие обобщенное. Оно включает в себя работу над гаммами, арпеджио, упражнениями, различными штрихами, аккордами и т.п.

Технические навыки необходимее в работе над образом в произведении. Чем лучше техническая подготовка, тем легче добиться желаемого результата.

«Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания» - Г. Нейгауз.

«Исполнительская техника – это совокупность сформировавшихся специальных навыков и умений, а так же координированных слухомоторных действий и образов движений, активно участвующих в процессе звукоизвлечения и художественного интонирования. » (И.Стасевич)

Исполнительское мастерство игры на любых струнных инструментах - это координация правой и левой руки – одновременное зажатие струны пальцем левой руки на ладу и ударом медиатора (пальца) в правой руке (руки должны как будто «дружить» между собой).  

«Проблема формирования двигательно-технических умений и навыков сложна и многообразна. Со всей остротой она стоит не только перед музыкантами-исполнителями, но и перед педагогами-практиками. С точки зрения большинства учеников, техника-это беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», - и при этом крепко, четко, уверенно. Техника-это ясная, отчетливая, исполнительская дикция. Единственно возможным путем приобретения техники считается пальцевый тренаж. Техническая база исполнителя закладывается в детстве, формируется на первоначальном этапе.»

И так, у нас на уроке первоклассник, который пока ничего не умеет, но очень хочет учиться. В начале обучения нотной грамоте предшествует донотный период, где уже можно начинать работу над техникой, постановкой рук, которая имеет в дальнейшем огромное значение и должна быть такой, чтобы ребёнку было удобно, максимально комфортно.

 Ребенок, который впервые входит в класс к преподавателю обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для обучения на музыкальном инструменте являются скоординированные движения плеча, предплечья и кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Поэтому важно научить маленького музыканта выполнять самостоятельные изолированные движения пальцев и свести до минимума хватательный рефлекс.

 При игре на домре, необходима так называемая цепкость кончиков пальцев левой руки, техника которой состоит из движений пальцев (падение и подъем их, скольжение, растяжений и сужение, движение большого пальца) и движений руки (плеча, предплечья, локтя и кисти). Оба вида движений тесно связаны друг с другом, причем в следующей зависимости: перемещение руки с одного места на другое производится для того, чтобы обеспечить пальцам возможность естественного падения на струны в различных частях грифа. В форме игры подходим к упражнению на скольжение по грифу с остановкой на второй палец (лифт).

По высказыванию А.А. Александрова: “Струнные народные инструменты, особенно домра, требует при игре значительных мышечных усилий. При отсутствии умения экономично распределять их, неполадки в руках могут возникнуть быстрее, чем на любом другом музыкальном инструменте”.

 «В педагогической практике используются различные виды упражнений. Упражнения ведут музыканта к освоению типовых, наиболее распространенных фактурных формул и комбинаций. Упражняясь, исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся способы выполнения тех или иных игровых действий. Начальный период обучения игре на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником немало сложных проблем.» (И.Стасевич)

Существует немало подготовительных к игре упражнений, которые развивают и координацию, и свободу рук во всех отделах, и ощущение кончиков пальцев. («Буратино», «В гости к пальчику», «Зайчик», «Краб», «Раз – два, три…» и много других). На инструменте начинаем играть поэтапно. Сначала пьески упражнения на 2 палец. Затем 3, 1 и 4.

Многие пьески в дальнейшем используем как упражнения, «досочиняя» продолжение. Пример могут служить ноты Ольги Моисеевой, такие пьесы как «Парад», «Зарядка», которые удобно играть от каждого лада. Так же заслуга их в том, что они имеют слова, что очень удобно в разучивании. С первых дней берем в работу упражнения М.А. Ижболдина. Подбираем слова к ним для удобности в работе. Начинаем работу с малышом с первых двух упражнений, постепенно прибавляя следующие.

Очень полезны упражнения Г.Шрадика. Здесь можно поработать над крепостью, цепкостью пальцев.

Необходимы упражнения и для правой руки. Важен правильный захват медиатора, движение руки, включая кисть и предплечье. Начиная с медленного движения очередным штрихом, доводим движение до тремоло. И наоборот. При этом звук может идти от P к f и от f к P.

Работая над произведениями, мы часто встречаемся со сложностями в исполнении тех или иных мест. Очень полезно сделать из них упражнения и довести их до автоматизма.

Иногда возникает ситуация, когда ученик хочет играть быстро, а пальцы не слушаются, и, пытаясь их заставить двигаться быстрее, он зажимает руку. Это происходит потому, что отсутствует или недостаточно развиты технические навыки  у учащегося. Выход из этой ситуации достаточно простой: педагогом определяется, какой конкретно технический навык необходимо развить ученику и подбирается соответствующее специальное упражнение.

Каждый педагог хорошо знает комплекс упражнений, охватывающий основные домровые приёмы, их сущность и градацию каждого из упражнений —  от простейшего (первый класс) до виртуозного (выпускной класс). Главное правильно их использовать. Правильность заключается в своевременной подаче и предложению данного материала, который способствует плавному и быстрому развитию учащегося.  

Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место на грифе. Упражнения Г. Шрадика и Т. Вольской как нельзя лучше подходят для этого.

Ни один самый яркий, самый сильный талант в музыкальном исполнительстве не сможет раскрыться, не располагая необходимым для этого арсеналом виртуозно-технических средств. Поэтому на ранней стадии обучения следует уделять технике больше внимания, чем в дальнейшем.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области