Роль упражнений в развитии техники
в младших классах домры.
Начало обучения игры на домре – очень ответственный этап в формировании музыканта-домриста. И с самых первых шагов необходимо уделять большое внимание работе над техникой.
Техника – понятие обобщенное. Оно включает в себя работу над гаммами, арпеджио, упражнениями, различными штрихами, аккордами и т.п.
Технические навыки необходимее в работе над образом в произведении. Чем лучше техническая подготовка, тем легче добиться желаемого результата.
«Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания» - Г. Нейгауз.
«Исполнительская техника – это совокупность сформировавшихся специальных навыков и умений, а так же координированных слухомоторных действий и образов движений, активно участвующих в процессе звукоизвлечения и художественного интонирования. » (И.Стасевич)
Исполнительское мастерство игры на любых струнных инструментах - это координация правой и левой руки – одновременное зажатие струны пальцем левой руки на ладу и ударом медиатора (пальца) в правой руке (руки должны как будто «дружить» между собой).
«Проблема формирования двигательно-технических умений и навыков сложна и многообразна. Со всей остротой она стоит не только перед музыкантами-исполнителями, но и перед педагогами-практиками. С точки зрения большинства учеников, техника-это беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», - и при этом крепко, четко, уверенно. Техника-это ясная, отчетливая, исполнительская дикция. Единственно возможным путем приобретения техники считается пальцевый тренаж. Техническая база исполнителя закладывается в детстве, формируется на первоначальном этапе.»
И так, у нас на уроке первоклассник, который пока ничего не умеет, но очень хочет учиться. В начале обучения нотной грамоте предшествует донотный период, где уже можно начинать работу над техникой, постановкой рук, которая имеет в дальнейшем огромное значение и должна быть такой, чтобы ребёнку было удобно, максимально комфортно.
Ребенок, который впервые входит в класс к преподавателю обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для обучения на музыкальном инструменте являются скоординированные движения плеча, предплечья и кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Поэтому важно научить маленького музыканта выполнять самостоятельные изолированные движения пальцев и свести до минимума хватательный рефлекс.
При игре на домре, необходима так называемая цепкость кончиков пальцев левой руки, техника которой состоит из движений пальцев (падение и подъем их, скольжение, растяжений и сужение, движение большого пальца) и движений руки (плеча, предплечья, локтя и кисти). Оба вида движений тесно связаны друг с другом, причем в следующей зависимости: перемещение руки с одного места на другое производится для того, чтобы обеспечить пальцам возможность естественного падения на струны в различных частях грифа. В форме игры подходим к упражнению на скольжение по грифу с остановкой на второй палец (лифт).
По высказыванию А.А. Александрова: “Струнные народные инструменты, особенно домра, требует при игре значительных мышечных усилий. При отсутствии умения экономично распределять их, неполадки в руках могут возникнуть быстрее, чем на любом другом музыкальном инструменте”.
«В педагогической практике используются различные виды упражнений. Упражнения ведут музыканта к освоению типовых, наиболее распространенных фактурных формул и комбинаций. Упражняясь, исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся способы выполнения тех или иных игровых действий. Начальный период обучения игре на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником немало сложных проблем.» (И.Стасевич)
Существует немало подготовительных к игре упражнений, которые развивают и координацию, и свободу рук во всех отделах, и ощущение кончиков пальцев. («Буратино», «В гости к пальчику», «Зайчик», «Краб», «Раз – два, три…» и много других). На инструменте начинаем играть поэтапно. Сначала пьески упражнения на 2 палец. Затем 3, 1 и 4.
Многие пьески в дальнейшем используем как упражнения, «досочиняя» продолжение. Пример могут служить ноты Ольги Моисеевой, такие пьесы как «Парад», «Зарядка», которые удобно играть от каждого лада. Так же заслуга их в том, что они имеют слова, что очень удобно в разучивании. С первых дней берем в работу упражнения М.А. Ижболдина. Подбираем слова к ним для удобности в работе. Начинаем работу с малышом с первых двух упражнений, постепенно прибавляя следующие.
Очень полезны упражнения Г.Шрадика. Здесь можно поработать над крепостью, цепкостью пальцев.
Необходимы упражнения и для правой руки. Важен правильный захват медиатора, движение руки, включая кисть и предплечье. Начиная с медленного движения очередным штрихом, доводим движение до тремоло. И наоборот. При этом звук может идти от P к f и от f к P.
Работая над произведениями, мы часто встречаемся со сложностями в исполнении тех или иных мест. Очень полезно сделать из них упражнения и довести их до автоматизма.
Иногда возникает ситуация, когда ученик хочет играть быстро, а пальцы не слушаются, и, пытаясь их заставить двигаться быстрее, он зажимает руку. Это происходит потому, что отсутствует или недостаточно развиты технические навыки у учащегося. Выход из этой ситуации достаточно простой: педагогом определяется, какой конкретно технический навык необходимо развить ученику и подбирается соответствующее специальное упражнение.
Каждый педагог хорошо знает комплекс упражнений, охватывающий основные домровые приёмы, их сущность и градацию каждого из упражнений — от простейшего (первый класс) до виртуозного (выпускной класс). Главное правильно их использовать. Правильность заключается в своевременной подаче и предложению данного материала, который способствует плавному и быстрому развитию учащегося.
Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место на грифе. Упражнения Г. Шрадика и Т. Вольской как нельзя лучше подходят для этого.
Ни один самый яркий, самый сильный талант в музыкальном исполнительстве не сможет раскрыться, не располагая необходимым для этого арсеналом виртуозно-технических средств. Поэтому на ранней стадии обучения следует уделять технике больше внимания, чем в дальнейшем.