МБДОУ «Детский сад №102»
Утверждена
Заведующей МБДОУ
___________Л.В. Рябинина
__________________2018 г.
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Кузьминой Ирины Александровны
Тема: « Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »
Г. Дзержинск
2018.
ЛИЧНАЯ КАРТА
ФИО педагога: Кузьмина Ирина Александровна
Дата рождения: 07.11.1967г.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):
Среднее специальное, Дзержинский педагогический колледж
Специальность по диплому: Воспитатель ДОУ
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №102»
Занимаемая должность: Воспитатель
Общий трудовой стаж: 32 лет
Педагогический стаж: 32 лет
Дата последней аттестации: апрель 2015 г.
Пояснительная записка
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и « научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это еще и радость, и удовольствие для ребенка. Все дети любят играть и от взрослого зависит на сколько игра будет содержательной и полезной.
В настоящее время разработана система обучающих игр. Игры, содержание которых ориентированно на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника.
Задачи:
Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
Спроектировать и реализовать систему дидактических игр, обеспечивающую формирование элементарных математических представлений.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5.Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
Источники самообразования :
СМИ, специализированная литература, интернет, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер- классы, вебинары, курсы повышения квалификации с целью саморазвития и расширения кругозора.
Формы самообразования:
Индивидуальная- через индивидуальный план ; групповая- через участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения ( педсоветы, семинары, консультации ), через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
Повышение своей компетентности в вопросах формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
Разработка и апробирование дидактических игр, карточек , создание педагогических разработок по теме.
Проведение родительских собраний и консультаций, мини- проекты, выставок по исследуемой теме.
Продолжать работу над повышением научно- теоретического уровня в образовательной области « познавательное развитие»
Сообщения, выступления на педагогических советах .
Продвижение персональной страницы в сети Интернет.
Планируемые результаты самообразования:
Выступление на педагогических советах, обмен опытом с воспитателями на своем сайте.
Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам.
№ п/п | Тема, содержание работы | Сроки | Форма результатов |
1 | Раздел 1. Изучение и анализ научно-методической литературы, создание условий | ||
Подбор и изучение методической литературы по теме, опыт работы педагогов. | Сентябрь 2018г. | ||
Обзор информации в сети Интернет по вопросу «Активизация познавательного интереса у старших дошкольников к формированию математических представлений через дидактические игры» Разработка картотеки дидактических игр | В течение 2018-2019гг. Октябрь 2018 г. | Разработка программно-методического обеспечения процесса. Разработка конспектов занятий. Составление перспективного плана работы на год. | |
Создание центра « Занимательная математика» | В течение 2018-2019гг. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для занимательного уголка дома». | |
Ознакомление родителей с занимательными и развивающими играми по математике (исследование педагогической компетентности родителей) | Декабрь 2018 г. | Анкетирование родителей на тему: «Как вы играете с детьми?» | |
Изучение методик по теме с учетом программы «Детство» | В течение 2018-2019гг. | Саморазвитие педагога. | |
2 | Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | ||
Разработка проекта, НОД, тематического планирования | В течении учебного года – летний период | Семейный мини-проект: «Играем с удовольствием!» | |
Подбор медиатеки по тематике самообразования (подбор ДВД дисков по изучаемой теме) | Постоянно | Использование медиатеки в работе с детьми на занятиях и вне их, на прогулках. | |
Разработка консультаций, семинаров-практикумов для родителей, родительских собраний по теме исследования | Ноябрь 2018г. | Оформление консультаций в родительском уголке. | |
Оформление выставки « Математические игры и упражнения для старших дошкольников» Разработка методических памяток для воспитателей | Март - апрель 2019г. Постоянно | Консультация « Занимаемся - играя » Памятки по возрастным группам «Какие разные цветы?» | |
Разработка электронных презентаций для детей | В каждой возрастной группе постоянно | Медиатека | |
Разработка и создание макетов по теме | Постоянно | Лэпбук «Лето», «Изготовление самодельных игрушек, предназначенных для игр с водой, песком». Календарь природы. Макет «Наши любимые букеты» | |
Разработка дидактических игр по теме | Постоянно | Медиатека | |
Изготовление памяток для работы | Постоянно | ||
«Хочу все знать» Поиск интересной информации о математических представлениях» | Папка – передвижка для родителей и детей, презентации на мультимедийной технике. | ||
3 | Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||
Участие в педагогических советах, показ открытого занятия на уровне МДОУ, всероссийских конкурсах в сети интернет | Постоянно 2018 -2019г.г. | Протоколы, электронные сертификаты. Конспект занятия по ФЭМП через дидактические игры. | |
Продвижение персональной страницы сайта в сети Интернет, размещение на нем своих материалов в портфолио сайта | Постоянно | Ссылка на мою страницу на Маам: 754335Ссылка на мой сайт: | |
Интернет-обмен передового опыта (обмен опытом на сайтах «Ты - гений», «Время знаний», «Уч.мед.»), участие в группе по проектной деятельности в позновательном развитии. | Постоянно | Консультация для воспитателей по обмену опытом | |
Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности | Постоянно | Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ | |
Разработка пакета методического материала в электронном виде | Постоянно | Медиатека метериалов | |
Обобщение и оформление материалов в копилку ДОУ | 2018-2019гг. | Папка по самообразованию. | |
Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи | Постоянно | Выставка работ, день добрых дел, конкурсы. | |
Подбор материалов для работы с родителями | Постоянно | Медиатека материалов | |
4 | Раздел 4. Участие в системе методической работы | ||
Сообщения на педагогических советах | Постоянно | Протоколы собраний | |
Участие в работе сетевых сообществ | Постоянно | Ссылка на мою страницу на Маам: 754335 Ссылка на мой сайт: | |
Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет | Постоянно | Получение авторских сертификатов, диплом за призовые места. | |
5 | Раздел 5. Повышение квалификации | ||
Освоение компьютерных программ | Постоянно | ||
Работа на своих сайтах, прохождение мастер-классов, обсуждение проблем, участие в комментариях в сети Интернет | Постоянно | ||
Курсы повышения квалификации Квалификационная аттестация | Апрель 2017г. Апрель 2015г. | Удостоверение Удостоверение | |
6 | Раздел 6. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера | ||
Расширение педагогической эрудиции через обобщение опыта работы других воспитателей по теме | Постоянно | Картотека памяток опыта работы по теме. | |
Самоанализ (педагогическая рефлексия) по изучаемой теме (оценка знаний) | 2019 г. | Прогноз на будущее. | |
Список литературы: