Раннее обучение английскому языку в детском саду - педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.
В современном мире все больше родителей стремятся, как можно раньше приобщить своих детей к изучению английского языка. Тем более что дошкольный возраст признан педагогами и психологами (Е. А. Аркин, Е. И. Негневицкая, З. Я. Футерман, И. Л. Шолпо и др.) наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться взрослый за несколько лет».
Необходима программа, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков.
К раннему изучению английского языка допускаются дети, которые чисто говорят на родном языке. Отбор детей дошкольного возраста на занятия по английскому языку, необходимо осуществлять под контролем учителя-логопеда.
Цели раннего обучения английскому языку:
ознакомления детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
презентации элементарных языковых конструкций;
воспитания и развития личности благодаря приобщению к культуре англоязычных стран.
знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет и на общее психическое развитие ребенка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению. Таким образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне.
развитие игровых, эмоциональных и творческих способностей ребенка, его фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания);
Характерной особенностью внимания дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность. Один из основных принципов, положенных в основу построения английских занятий - метод опоры на физические действия (Total Physical Response – TPR), что очень важно в данном возрасте. Чтобы понять, как действует этот метод, вспомните первые "диалоги" между маленькими детьми и их родителями. Мама обращается к ребенку, говорит с ним, и он постепенно начинает откликаться на ее призывы: поворотом головы, улыбкой, смехом, каким-то движением тела - то есть физическим действием. Эти диалоги могут продолжаться несколько месяцев, прежде чем малыш произнесет первые слова. До этого момента ребенок молча впитывает звуки и строение языка. Только когда ребенок «накопил» достаточный запас слов, возникает речь.
Данный метод, предусматривает использование мимики и жестов при работе с детьми. При этом необходимо стремится к тому, чтобы дети откликались на призывы педагога действиями, например: заучивая слово fox (лиса), педагог произносит слово, дети слово повторяют и показывают рукой хвостик.
Принципы эффективного обучения английскому языку детей дошкольного возраста.
Принцип №1 - Мотивация. Это главная движущая сила наших действий и поступков. Для формирования мотивации нужно представить конечный результат и то, что он даст, какие преимущества вы получите, освоив английский язык, какие перспективы откроются при этом.
Принцип №2 - Регулярность. Главное заниматься английским языком регулярно. Только тогда будет заметный прогресс.
Принцип №3 – Повторение. Осваивая новые темы, нельзя забывать периодически возвращаться к уже пройденному материалу и повторять выученную лексику и типичные разговорные выражения. В этом случае вы создадите прочную основу для запоминания нового материала.
Принцип №4 - Естественность. Многие родители уверены, что не нужно начинать занятия с ребёнком до пяти лет, следует подождать, пока он пойдёт в школу, иначе эти уроки «отнимают у ребёнка детство». На самом деле, если занятия будут организованы правильно, они будут проходить естественно - и ребенок не будет чувствовать никакой учебной нагрузки.
При раннем обучении английскому языку детей дошкольного возраста в достижении поставленных целей большую роль играет два вида речевой деятельности: аудирование и говорение.
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной английского языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой, а также усвоить лексический состав языка и его грамматическую структуру. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Как справедливо отмечают ученые (Н. И. Верещагина [5], Е. И. Негневицкая [3], З. И. Никитенко [3], Г. В. Рогова [5] и др.) ребенок, который понимает звучащую речь, в школе значительно легче ориентируется в графической речи английского языка.
У дошкольников развитие умения понимать на слух начинается не с единиц языка, а с речевой единицы, например: приветствия Good morning, Good evening; знакомства My name is … Здесь же осуществляется проверка понимания сказанного путем постановки вопроса (And what is your name). Ответ ребенка, называющего свое имя, будет свидетельствовать о понимании вопроса. Вопрос же задается многим малышам. Таким образом обеспечивается многократное восприятие и непроизвольное усвоение – фиксация в памяти сказанного.
Поскольку аудирование на начальном этапе занимает большое место, воспитание у детей умения слушать является залогом успеха в изучении английского языка.