Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья «Интеграция и проектно-иccледовательская деятельноcть при обучении русскому языку как основа системно-деятельнocтного пoдхода в образовании»

Цель: осуществление системно-деятельнocтного пoдхода в обучении, через интеграцию и проектно-исследовательскую деятельность Задачи: - формировать различные умения у обучающихся для осуществления проектной деятельности - создавать проблемные ситуации на уроках; -трансформировать уроки для формирования у обучающихся целостной картины мира; -применять различные виды проектной деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Интеграция и проектно-иccледовательская деятельноcть при обучении русскому языку как основа системно-деятельнocтного пoдхода в образовании»

Автор: учитель русского языка Верхнебешкильской ООШ филиала МАОУ Слобода-Бешкильской ООШ Конюковой Халилы Хутчатовны

«Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».

Цель: осуществление системно-деятельнocтного пoдхода в обучении, через интеграцию и проектно-исследовательскую деятельность

Задачи:

- формировать различные умения у обучающихся для осуществления проектной деятельности

- создавать проблемные ситуации на уроках;

-трансформировать уроки для формирования у обучающихся целостной картины мира;

-применять различные виды проектной деятельности

«Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Системно- деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования, основа новых образовательных стандартов. Данный подход дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Проектно-исследовательская деятельность – основа системно-деятельностного подхода, при которой, формируются различные умения у обучающихся.

1.Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

5. Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

6. Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

артистические умения;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

На научно- практических конференциях разного уровня, где мы представляли свои исследовательские проекты, часто члены жюри задавали выступающим вопрос: «Почему вы занялись этим исследованием?». Юные исследователи редко обосновывают свой выбор темы. Чаще говорят об актуальности темы. Отсюда напрашивается вывод: актуальные темы для исследования обучающимся навязываются педагогами. Иногда, эта тема юному исследователю даже не интересна. За годы проектно-исследовательской деятельности с обучающимися я пришла к выводу, что ученика мы должны подвезти к этому открытию через проблемную ситуацию на уроках, во внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях. Можно интегрировать эти виды деятельности для формирования у обучающихся целостной картины. Интеграция – (Integration) – это термин, в основе которого лежит латинское слово integer – «целый». В данной таблице представлены примеры трансформации урока из моего личного опыта.

Интегрированный урок

Форма урока

Тема урока

Класс

Литература/классный час

Интегрированный урок-исследование

«Нужны ли добру кулаки» по произведению Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

7

Русский язык/внеурочная деятельность –Тема «Дружба»

Интегрированный урок-проект

Обращение. Письмо другу

5

Литература/История

Интегрированный урок

А.Герцен. «Былое и думы». Восстание декабристов

7

Русский язык/кружок «Юный краевед»

Тема «Профессии в нашем селе»

Урок-проект

Профессиональная лексика моих родителей

8

Русский язык/география

Интегрированный урок

Несклоняемые существительные. Виды географических карт

6

Проблемная ситуация используется мною на этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем, при постановке учебной задачи, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.

Содержание предмета русского языка заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием естественных предметов. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Таким образом, ученики совершают не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Интегрированные уроки могут вылиться в интегрированные исследовательские проекты. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.

Тема

Ин Интеграция

«Эпидейктическая речь»

Русский язык, литература, риторика

Речевой портрет моего класса»

Русский язык, информатика

«Образы березы в поэзии Сергея Есенина»

Литература, русский язык

«Топонимы села Верхнебешкиль»

Русский язык, краеведение, география

«Этимология слова лодырь»

Русский язык, социология, культурология

Интегрированные исследовательские проекты развивают у учащегося умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, важно помогать ученику не только на уроках, но и в обычной жизни.

Это позволяет создать благоприятные условия для развития личности обучающегося, помогает осуществлять системно-деятельностный подход в процессе обучения и стимулирует и школьника, и педагога для дальнейшего сотрудничества.

Можно выделить следующие виды проектов:

1.Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

3. Информационные проекты.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в молодежном общении», «Язык развлекательных передач», Язык уличных афиш», «Этимология слова СЭЛФИ» ….

Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. К этому виду работы можно отнести следующие наши исследования: «Диалектизмы Тюменской области в словаре В.И. Даля», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой».

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки. На моем личном опыте, можно сказать, удались коллективные творческие проекты: «Судим Троекурова» по произведению А.С.Пушкина «Дубровский», «Ах, душа цыганская!» по мотивам рассказа М.Горького «Макар чудра». Учащиеся чаще выбирают такие творческие проекты. Результатом «вхождения в образ» является повышение интереса к произведениям данных авторов.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцать первого столетия» или составление словаря неологизмов. Можно составить «Речевой портрет класса» или определить: «О чем говорят наши имена».

При завершении группового проекта обязательна рефлексия. Где каждый оценивает свое участие в проекте. Учащимся нравится такая форма самооценки, выведенная на интерактивную доску, для заполнения смайликами.

Участие в проекте

Замечательно

Хорошо

Я мог бы сделать лучше

Я подобрал нужные картинки и фотографии для нашего проекта

Я описал проделанный мною опыт

Я представил доказательства из своего собственного опыта

Я ответил на вопросы проекта

Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта

Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики

Я высказываю при обсуждении свое мнение и прислушиваюсь к мнению других

Я наблюдал за собой и понял, что поможет мне стать успешным учеником

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области