Тема: «Интеграция и проектно-иccледовательская деятельноcть при обучении русскому языку как основа системно-деятельнocтного пoдхода в образовании»
Автор: учитель русского языка Верхнебешкильской ООШ филиала МАОУ Слобода-Бешкильской ООШ Конюковой Халилы Хутчатовны
«Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».
Цель: осуществление системно-деятельнocтного пoдхода в обучении, через интеграцию и проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
- формировать различные умения у обучающихся для осуществления проектной деятельности
- создавать проблемные ситуации на уроках;
-трансформировать уроки для формирования у обучающихся целостной картины мира;
-применять различные виды проектной деятельности
«Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Системно- деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования, основа новых образовательных стандартов. Данный подход дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Проектно-исследовательская деятельность – основа системно-деятельностного подхода, при которой, формируются различные умения у обучающихся.
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
На научно- практических конференциях разного уровня, где мы представляли свои исследовательские проекты, часто члены жюри задавали выступающим вопрос: «Почему вы занялись этим исследованием?». Юные исследователи редко обосновывают свой выбор темы. Чаще говорят об актуальности темы. Отсюда напрашивается вывод: актуальные темы для исследования обучающимся навязываются педагогами. Иногда, эта тема юному исследователю даже не интересна. За годы проектно-исследовательской деятельности с обучающимися я пришла к выводу, что ученика мы должны подвезти к этому открытию через проблемную ситуацию на уроках, во внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях. Можно интегрировать эти виды деятельности для формирования у обучающихся целостной картины. Интеграция – (Integration) – это термин, в основе которого лежит латинское слово integer – «целый». В данной таблице представлены примеры трансформации урока из моего личного опыта.
Интегрированный урок | Форма урока | Тема урока | Класс |
Литература/классный час | Интегрированный урок-исследование | «Нужны ли добру кулаки» по произведению Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» | 7 |
Русский язык/внеурочная деятельность –Тема «Дружба» | Интегрированный урок-проект | Обращение. Письмо другу | 5 |
Литература/История | Интегрированный урок | А.Герцен. «Былое и думы». Восстание декабристов | 7 |
Русский язык/кружок «Юный краевед» Тема «Профессии в нашем селе» | Урок-проект | Профессиональная лексика моих родителей | 8 |
Русский язык/география | Интегрированный урок | Несклоняемые существительные. Виды географических карт | 6 |
Проблемная ситуация используется мною на этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем, при постановке учебной задачи, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
Содержание предмета русского языка заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием естественных предметов. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Таким образом, ученики совершают не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.
Интегрированные уроки могут вылиться в интегрированные исследовательские проекты. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.
Тема | Ин Интеграция |
«Эпидейктическая речь» | Русский язык, литература, риторика |
Речевой портрет моего класса» | Русский язык, информатика |
«Образы березы в поэзии Сергея Есенина» | Литература, русский язык |
«Топонимы села Верхнебешкиль» | Русский язык, краеведение, география |
«Этимология слова лодырь» | Русский язык, социология, культурология |
Интегрированные исследовательские проекты развивают у учащегося умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, важно помогать ученику не только на уроках, но и в обычной жизни.
Это позволяет создать благоприятные условия для развития личности обучающегося, помогает осуществлять системно-деятельностный подход в процессе обучения и стимулирует и школьника, и педагога для дальнейшего сотрудничества.
Можно выделить следующие виды проектов:
1.Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
3. Информационные проекты.
4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в молодежном общении», «Язык развлекательных передач», Язык уличных афиш», «Этимология слова СЭЛФИ» ….
Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. К этому виду работы можно отнести следующие наши исследования: «Диалектизмы Тюменской области в словаре В.И. Даля», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой».
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в виде постановки. На моем личном опыте, можно сказать, удались коллективные творческие проекты: «Судим Троекурова» по произведению А.С.Пушкина «Дубровский», «Ах, душа цыганская!» по мотивам рассказа М.Горького «Макар чудра». Учащиеся чаще выбирают такие творческие проекты. Результатом «вхождения в образ» является повышение интереса к произведениям данных авторов.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцать первого столетия» или составление словаря неологизмов. Можно составить «Речевой портрет класса» или определить: «О чем говорят наши имена».
При завершении группового проекта обязательна рефлексия. Где каждый оценивает свое участие в проекте. Учащимся нравится такая форма самооценки, выведенная на интерактивную доску, для заполнения смайликами.
Участие в проекте | Замечательно | Хорошо | Я мог бы сделать лучше |
Я подобрал нужные картинки и фотографии для нашего проекта | |||
Я описал проделанный мною опыт | |||
Я представил доказательства из своего собственного опыта | |||
Я ответил на вопросы проекта | |||
Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта | |||
Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики | |||
Я высказываю при обсуждении свое мнение и прислушиваюсь к мнению других | |||
Я наблюдал за собой и понял, что поможет мне стать успешным учеником |