Разработка занятия по внеурочной деятельности на тему: «Поговорим о дружбе»
Цели: формировать нравственные качества обучающихся;
раскрыть сущность понятия «дружба»;
показать какую роль играют друзья в нашей жизни;
развить стремление дружить с окружающими;
способствовать формированию дружного классного коллектива
Задачи: выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и
самосозидания личности учащихся;
научить различать привязанность и настоящую дружбу;
воспитывать чувство ответственности за окружающих людей, уважения друг к другу;
Оборудование: Надпись на плакате, аудио запись песен о дружбе, пословицы в разрезанном виде, детские ладошки из бумаги, рисунок солнышка, Маша и медведь.
Ход мероприятия
Звучит песня «Чему учат в школе» В. Шаинского.
(на доске)
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожитьУчат в школе, учат в школе, учат в школе.
— Сегодня к нам на урок пришли гости, чтоб доказать, что дружба может быть разной и узнать, умеем ли мы дружить! Это Маша и медведь! Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!
— Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, ко мне подкрался наш четвероногий друг и перепутал все слова в пословицах…
-Поможете мне их собрать?
-Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает ее.
1-я группа «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
2-я группа «Без друга на душе вьюга»
3-я группа «Старый друг лучше новых двух»
Каждый ряд после составления читает пословицу.
-Молодцы!
-Прочитайте хором еще раз пословицы и скажите:
1.Какая общая тема пословиц?
2.А как вы понимаете слово «дружба»?
-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.
-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!
Учитель. Давайте послушаем стихотворение, и скажем, согласны ли вы с такой дружбой?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг –
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
—Что такое дружба по мнению автора?
-С какими его мыслями следует согласиться?
-к сожалению грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
“Два козла”
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один разгорячился, лягнул, что было сил
Другой его рогами под брюхо зацепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в всерьёз
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
-Да, такие отношения дружескими не назовешь.
-А сейчас, ребята, обсудим ситуации: «Как бы я поступил»
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Викторина «Кто с кем дружит»
Зеленый крокодил Гена и …(Чебурашка)
Доверчивый Буратино и …(Мальвина)
Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
Мальчик по имени Малыш и …( Карлсон)
_А с кем вы дружите?
-как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгой?
-Дружите ли вы со своими родителями?
-Должны ли родители быть друзьями детства?
-Итак ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда-наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
-Сейчас мы с вами поиграем.
-Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами.
1.чесность
2. вранье
3. доброта
4. верность
5. грубость
6. взаимовыручка
7.предательство
8.драчливость
9. справедливость
10. задиристость
11. ответственность
12. сострадание.
13. артистичный14. безобидный15. ворчливый
Молодцы!
-У вас на партах есть ладошки-символ дружбы! Сейчас мы вырастим цветок дружбы. Напишите качества, которыми должен обладать друг и прикрепите вокруг сердцевины цветка (на доске)
Звучит музыка («Если с другом вышел в путь»)
-Давайте прочитаем пословицу:
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
—Школа-это наш второй дом, где мы учимся, общаемся, играем. И дружим. Еще мы школу называем ДОМ ДРУЖБЫ.
-Что же надо делать, чтобы дружба не распалась? (Соблюдать правила дружбы)
1. Один за всех и все за одного.
2. уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
-Вы согласны с этими законами?
-Принимаем их?
-Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Итог.
Чтение стихотворения «Что такое дружба»
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
-Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое настоящая дружба, и кто такой-настоящий друг! А с настоящим другом, можно даже на медведя пойти!
-Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего кот Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»
-Спасибо вам за работу, и в этом нам помогла дружба!
-Всего вам доброго! Хороших вам и верных друзей! Сейчас я открою дверь и мы выпустим нашу дружбу и доброту в МИР!!!!!