Развиваем ребенка играя
Как известно, основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Именно играя малыш учиться находить выход из различных жизненных ситуаций, в игре он развивает и различные психические процессы – восприятие, память, мышление, внимание, воображение. Вступая в различные игры со сверстниками и взрослыми, ребенок приобретает социальный и коммуникативный опыт взаимодействия в обществе, развивает речевые навыки.
К сожалению, многие родители не всегда осознают всю важность игры и пытаются силком «усадить» ребенка на занятия, которые ребенку дошкольного возраста кажутся скучными, нудными и вызывают ярый протест. Как итог – испорченное настроение, как у взрослых, так и у малыша, и абсолютная потеря интереса к любой образовательной деятельности у дошкольника.
Что же делать? Ведь каждому родителю хочется, чтобы его ребенок много знал, получал все навыки и был развитым, успешным, талантливым.
Всего этого можно добиться не только записывая сыновей и дочерей на многочисленные кружки и секции (конечно, водить дошколят на различного рода «развивашки» очень полезно и даже нужно, но стоит знать меру и не перезагружать детей). А вот для получения желаемого результата развития в домашних условиях вовсе не обязательно самим выполнять роль строгих учителей, проводящих урок.
Для полноценного и гармоничного интеллектуального и эмоционального развития дошкольника самое главное удовлетворять его любознательность – не отмахиваться от вопросов, которые задает Вам ребенок, даже если они кажутся Вам нелепыми, глупыми или непонятными. Приведу два примера ответа мамы на вопросы дочери:
Маленькая Таня идет с мамой домой из детского сада. Девочка видит интересное облако в форме собачки:
- Мама, смотри! Облачко похоже на собачку! – с восхищением говорит Таня – А откуда берутся облака? А почему они все такой разной формы?
1-й ответ мамы:
- Нам торопиться надо, автобус уходит, а ты тут со своими глупостями пристала!
2-й ответ мамы:
- Да, ты задала очень интересный вопрос. Давай сейчас как можно быстрее пойдем на автобус, а дома попытаемся найти информацию об облачках!
Думаю, очевидно, при каком раскладе Таня вырастет любознательным и гармонично развитым ребенком, тянущимся к знаниям.
Вообще, любую прогулку, даже в близлежащий магазин, при желании можно превратить в увлекательное и познавательное путешествие: рассуждать можно о чем угодно – обо всем, что видите: «Почему днем солнышко такое яркое?», «Почему подброшенный камушек летит вниз, а не вверх, в небо?», «Из чего паучок плетет паутинку?», «Каким образом питается дерево?», «Почему зимой идет снег?».
Обсуждайте, выдвигайте предположения, а при самых сложных вопросах вместе с ребенком ищите ответы в Интернете, энциклопедиях, спрашивайте у родственников и знакомых.
На прогулках можно развивать воображение: «Интересно, а куда летит эта снежинка? Может, придумаем сказку о ней?», внимание, восприятие, память: попросите у ребенка прислушиваться и запоминать все звуки, окружающие его по пути, а затем рассказывать вам о них.
Таким же образом можно и попросить обратить внимание, постараться запомнить и озвучить то, что ребенок видел, какие запахи его окружали.
При обучении и закреплении навыков чтения и счета также можно попросить ребенка находить знакомые буквы или слова на вывесках магазинов, рекламных плакатов или объявлений, посчитать, сколько он увидел машин, домов, камней, деревьев и прочего.
Развивать ребенка в игровой форменужно и дома. Для этого достаточно вспомнить свои игры из детства и адаптировать их под актуальные на данный момент потребности.
Так, известная всем игра «Съедобное-несъедобное» может заиграть новыми красками: ее можно проводить как в классической форме, так и изменять, превращая ее в «Летает-не летает», «Дикое-домашнее животное», «Хищник-травоядный», «Гласная-согласная буква», «Четное-нечетное число» и так далее – достаточно включить воображение и Ваш ребенок получит необходимое развитие легко и весело.
Не стоит забывать и о настольных играх или доступных в Интернете, многие из которых направлены на развитие познавательных процессов
Развивающие игры можно делать своими руками: например, напишите или напечатайте крупным шрифтом цифры, а затем, спрятав одну из карточек или поставив какое-либо число не на свое место, поиграйте с ребенком в «потерявшуюся» или «заблудившуюся» цифру. При обучении буквам и чтению можно пользоваться схожим методом: буква потерялась в слове, гласная буква заблудилась среди согласных и т.д.