Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.

Моделирование представляет собой процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников была доказана психологами: А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и др. Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. Модели – это любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.д.) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве «заменителя».

Н. А. Амосов в своем труде «Здоровье и счастье ребенка» дает следующее определение модели: «Модель – это некая конструкция, система, образ, отражающий объект». Игрушечный автомобиль – модель настоящей машины, рисунок – модель, фотография человека – модель. Словесное описание предмета – модель. Разными средствами, разным кодом отражена в модели система – оригинал. Если он сложен, то модель обязательно упрощает его и искажает, потому что невозможно отразить все детали, которые зачастую даже неизвестны. И еще больше, «модель несет печать субъективности ее создателя. Когда необходимо упрощать, то приходится жертвовать подробностями и у каждого свои оценки и представления, чем можно пренебречь».

П. Г. Саморукова немного упрощает определение модели и рассматривает моделирование как совместную деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. По мнению А. А. Алексеевой и В. Я. Яшиной, модель = это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Наглядные модели – особый вид изображений, в которых связи и отношение между предметами и явлениями передаются при помощи определенного пространственного расположения их заменителей (схемы, чертежи, диаграммы и т.п.). При этом образная память фиксирует средства и результаты действий восприятия, образного мышления и воображения, т.е. все виды образов. Анализируя понятие «образ» и «модель», С. Д. Смирнов показывает, что между ними существуют различия. Образ является результатом взаимодействия двух систем, это соответствие оригинала и его воображения. Модель же вносится извне и не находится в причинной связи с объектом.

Формирование образа предполагает непрерывное присутствие в сознании некоторых мнемических схем. Ж. Пиаже подчеркивал активный характер схемы – это канва действия. «Схема – это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность. Указанная последовательность обязательно представляет собой прочно взаимосвязанное целое». Впоследствии О. М. Дьяченко использовала схему как подвижные рамки, последовательно прилагаемы к содержанию литературного текста. Именно схема выполняет роль своеобразного посредника – средства.

У Н. Г. Смольниковой распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. А. Ткаченко. Сначала дети обучаются конструированию моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

В исследовании Г. П. Беляковой определение слова осуществляется с помощью специально разработанного моделирования словесного состава предложения. Такое моделирование направляет внимание детей непосредственно на речевую действительность, отделяя ее от предметной действительности. Оно позволяет ребенку выделить главные всеобщие свойства речи – последовательность речевых единиц (линейность) и членораздельность (дискретность).

Известны различные виды моделей, используемые в работе по совершенствованию навыков связной речи:

Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных: плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве.

При помощи предметных моделей формируются умение воспроизвести представления об объекте или явлении, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь;

Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов и графических знаков. Этот вид моделей дети с удовольствием осваивают за короткий срок.

Таким образом, для развития связной речи дошкольников используются специальные предметно-схематические модели:

- схема-план для обучения дошкольников последовательности при составлении описательных рассказов Т. Ткаченко;

- модели для обучения детей пересказу и творческому рассказыванию «Рамки» О. М. Дьяченко.

Графическая модель (графики, формулы, схемы и т.п.).

Чтобы модель как наглядно-практическое средство выполнила свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- быть простой для восприятия и доступной для действия с ней;

- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- облегчать познание.

Т. Ткаченко считает возможным использование модели «схема-план» для детей 5-6 лет и особенно в речевых группах. Модель служит детям планом для составления описательного рассказа об игрушках, планом для составления загадки, а также для описания предметов одежды, посуды, овощей и фруктов, времен года.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи Л. А. Венгер предлагает использовать схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала предлагается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение, обеспечивающее формирование умения строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности в тексте, на которую он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Как отмечает А. В. Запорожец, такого рода предметные модели, которые можно видеть и осязать и с которыми можно производить различные манипуляции, соответствуют наглядно-образному мышлению ребенка.

Результаты различных исследований показывают, что речь может «вызвать в жизни» сложившееся раньше образное содержание, стимулировать создание нового образа и служить его выражением. Речь может участвовать и в процессах наглядного моделирования, построения модельного отображения действительности и выражать уже сложившиеся модельные представления.

Модельные представления позволяют ребенку выделять в образном плане те свойства деятельности, которые существенны для решения задачи. Модель, схема фиксируют соотношение частей в предмете, предметов между собой или даже последовательность основных действий, ведущих к достижению целей. Использование модели ориентирует ребенка на понимание структуры мира, что, в вою очередь, раскрывает перед ним объективную «логику» строения предметов, действий, событий. Построив модельное представление, ребенок тем самым открывает для себя эту «логику».

Есть два основных фактора, облегчающих процесс освоения связной речи: наглядность и плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе; схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Рекомендуется обучать детей самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: составление рассказа по демонстрируемому действию; по серии сюжетных картин; по одной сюжетной картине; на основе сравнения предметов, составление описательного рассказа о предметах. Наибольшие затруднения возникают у детей при составлении описательного рассказа о предметах. Однако использование схем облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме тго, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Н. В. Семенова предлагает знакомить детей со структурой текста с помощью моделирования. Первая модель – пирамидка, у которой нижняя часть – тезис, средняя – доказательство, а верхняя – вывод.

Вторая модель представлена в виде трех геометрических фигур: круг – это тезис, прямоугольник – доказательство, а треугольник – вывод.

Третья модель – ромашка, каждый лепесток которой представляет одно доказательство.

Для развития связной монологической речи старшего дошкольного возраста широко используются серии сюжетных картин. Решение задачи формирования связности высказывания предполагает и обучение различным типам связи: между словами, предложениями, между частями текста, а также обучение построению различных синтаксических конструкций.

Поэтому работа над обучением рассказыванию по серии сюжетных картин включает в себя лексические, грамматические и фонетические упражнения.

Методика работы по использованию серии картин, объединенных одним сюжетом, дает возможность в наглядной форме продемонстрировать общую структуру, строение повествовательного и творческого рассказа, сюжета сказки; сформулировать элементарные знания, представления о развитии сюжета, о композиции повествования – завязке, кульминации, развязке. Выступает в качестве своеобразной схемы, модели структуры повествовательного текста, что способствует развитию у детей большей осознанности при построении своего рассказа.

Выполнение различных упражнений, связанных с содержанием изображенного на картинках, вырабатывает у детей умение связывать слова в простых и сложных предложениях, связывать между собой смысловые части высказывания, четко соблюдать структуру рассказа, использовать разнообразные зачины, высказывания, использовать синонимическую замену для названия героев рассказов, их действий, состояния.

Таким образом, моделирующий характер рассказывания по серии сюжетных картин концентрирует в себе решение всех речевых и развивающих задач в единстве, формируется высокая выразительность и образность речевых высказываний.

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования у дошкольников умения моделировать:

моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученных на занятиях или в обыденной жизни;

при обучении целесообразно начинать с моделирования в единичных конкретных ситуациях, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщенный характер;

следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

следует начинать с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т.д.;

обучение моделированию осуществляется легче, если оно начинается с применения готовых моделей, а затем идет их построение;

процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действия, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Таким образом, использование моделирования служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребенка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

Таким образом, мы познакомились с мнением различных авторов. Их идеи разнообразны, но все они сводятся к одному пониманию: развитие речи дошкольника достигается более высокого уровня, в ходе систематической организации занятий по обучению рассказыванию, где приоритетным приемом выступает метод моделирования. Организация такой системы работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность, а также позволяет непринужденно формироваться планирующей функции речи, одной из составляющих готовности ребенка к школе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области