Тема урока: «Профессия – Родину защищать»
Класс: 6 и
Тип занятия: комбинированный
Задачи:
- образовательные – познакомить учащихся с профессией военного через реконструкцию костюмов воинов Руси и установить связь поколений;
- развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;
- воспитательные – развитие познавательного интереса, воспитание патриотизма, профориентация, воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины.
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Межпредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Оборудование:
- реквизит реконструктора
- карта «Древнерусское государство в IX-XII веках»
- компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Оргмомент
Основная часть.
Учитель. Ребята, просмотрите, пожалуйста, слайды и ответьте на вопрос: «О чем пойдёт речь на нашем уроке?»
(Дети отвечают на поставленный вопрос)
Учитель. Какие профессии людей вы знаете? (Ответы детей)
Учитель. Одни профессии людей уходят в прошлое. Появляются новые профессии. Есть профессии, которые существовали, существуют и будут существовать. (Учащиеся приводят примеры таких профессий: лечить людей (врач), учить детей (учитель), защищать Родину (военный)).
Учитель. Да, ребята, есть такая профессия – Родину защищать. (Кадр из фильма «Офицеры»)
Дети формулируют тему урока и записывают ее.
Учитель: А как вы думаете, приходилось ли нашим предкам защищать свой дом? (Ответы детей) Приходилось ли жителям нашей территории защищаться от набегов врагов? (Ученики дают свои ответы).
Сообщение ученика. Наша местность совсем в недавнем прошлом была границей Русского государства. Город Елец - старейший город в Липецкой области, был в составе Белгородской засечной черты, которая защищала Россию от набегов татар с XVI – XVIII век. Вокруг Ельца располагались несколько дозорных станов. Это Чернавский, Талицкий, Засосенский, Бруслановский и другие станы. Бруслановский стан был основан елецкими служивыми людьми и упоминается в документах от 1620г. Как вы видите, на нашей территории была юго-восточная граница Русского государства. Если посмотреть вглубь веков, то мы видим что первые упоминания о Ельце относяться к 1146 году, а по некоторым данным он построен по приказу князя Святослава в 986 году, что бы охранять восточную границу Руси.
Учитель. На территории Краснинского района производились археологические раскопки и были найдены предметы материальной культуры жителей нашего региона, давай те же взглянем на них. (Учитель показывает копье найденное в близь с.Яблоново. Ученики рассматривают его, трогают копьё руками).
Учитель. Ребята, как вы думаете, какое оружие имели наши предки в то время? (Ответы детей). Показ слайдов (оружие средневековья.)
Вопрос ученика. Как войны защищали себя в бою от такого оружия?
Учитель. Действительно, а как они были защищены? (ответы детей)
Учитель. Внимание дети на экран. Посмотрите, как выглядели воины в средние века и ответьте на вопрос: «Из какого материала были сделаны доспехи воинов той эпохи»? (Ответы учащихся)
(Стук в дверь)
Учитель. Ребята, а к нам пришли гости. (Входит ученик в костюме древнерусского воина)
Витязь: Здравы будете, красны девицы да добры молодцы!
Дети: Здравствуйте.
Витязь: Я витязь русский, зовут меня Мирослав, шёл я из Новгорода до Киева града, по пути варяжскому да заплутал маленько, не подскажите, где я очутился?
Дети: В школе села Ищеино Краснинского района Липецкой области.
Витязь: Да. Далеко мне видимо до Киева. А чем же вы здесь занимаетесь?
Дети: Учимся.
Витязь: Я тоже в юность свою учился. (Подходит к парте смотрит на тетрадь и ручку). Да хорошие у вас береста и кресало. (Дети удивлены).
Витязь: А скажите мне какой год на дворе?
Дети: 2018.
Витязь: Так вы что из прошлого?
Дети (удивлённо): Как из прошлого?
Витязь: Вы с 2018, а я с 6440 от сотворения мира, что больше 2018 или 6440? Скажите, что вы одеты так странно? Не доспехов на вас, не мечей булатных у вас нет. А из чего одежда ваша сделана не из шерсти, не изо льна вижу, в черном да белом все?
Дети: Форма у нас школьная такая.
Витязь: А годков вам сколько?
Дети: 12. (Дети примеряют элементы костюма)
Входит второй воин в класс. (Ученик в костюме знатного воина)
Витязь 2: Молодец Мирослав, вижу, поднабрал нам в дружину воинов. Только вот малы они что то.
Дети: Мы большие, нам уже 12.
Витязь 2: Это уже года через два добрым молодцам на службу княжескую заступать. А умеют ли, добры молодцы, оружие в руках держать? (Даёт меч в руки одному из мальчиков, затем ещё нескольким).
Мальчики: Тяжёлый у вас меч.
Витязь 2: Конечно, тяжёлый меч, чтобы доспехи вражьи разрубать.
Учитель организовывает элементы постановочного боя на мечах (в форме игры с пластиковыми мечами).
Витязь: (обращается к другому витязю). Ну, что, берём их к себе в дружину?
Витязь 2: Возьмём, готовьте себе доспехи и учитесь хорошо.
Витязь: Ну что пора нам с вами и прощаться, поход нас ждёт, а после похода вернемся и проверим, как вы к службе готовы.
Дети: До свидания.
Сообщение ученика. В годы ВОВ наши земляки, как и все советские люди, защищали Родину. Использовали более грозное оружие: танки, реактивные пусковые установки, самолёты, зенитные орудия и многое другое.
Учитель. Ребята, а может быть, кто из вас расскажет о своём родственнике защищавшим родину в годы войны?
(Сообщение Кулакова)
Учитель. А сейчас востребована профессия военного? (Ответы детей)
Учитель. Какими качествами должен обладать защитник Отечества. (Ответы детей) Почётна ли эта профессия? Нужны ли военному знания?
Учитель. Ребята, мальчики, а может, и некоторые девочки вашего класса встанут на путь служения своей родине. А нам есть с кого брать пример. В нашей школе учился Герой Советского Союза Морковин Михаил Васильевич, который прошёл путь от солдата до генерал-лейтенанта.
Подведение итогов. (Дети сами делают выводы).