Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Образ дома в романе Гончарова "Обломов"

понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Образ дома в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей

Задачи:

Образовательная: на материале  романа  добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем  нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения

Развивающая: развивать у учащихся  умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.

Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать;

Ход урока

На доске эпиграф : «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их»

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Что такое Дом? Это не просто стены и потолки, не просто вещи, встречи, расставания и праздники. Это прежде всего люди, его населяющие, мир дружной семьи, его традиции, устои, нравы.

Не зря говорится «Мой дом_ моя крепость». Уставший тянется к домашнему очагу, чтобы обрести душевный покой и уют. Дом – это традиции, норма жизни, не разрушенная культура.

Но почему тогда в русской литературе появляются герои-скитальцы, талантливые, порядочные герои как Чацкий, Онегин, Печорин, которые не озабочены созданием своего домашнего очага? Почему рушатся дома героев Гоголя поэма «Мертвые души»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»), Островского («Гроза»)?

Итак, тема нашего урока «Образ дома в романе Гончарова «Обломов»

Выясним, обрели ли домашний очаг герои романа?

Если нет, то почему?

Если да, то какой покой?

Дом. Какой он у Обломова и других персонажей?

(ученики рассказывают о квартире Обломова)

- Почему такой «холодный»?

Отчий дом Обломова.

(Богато обставленная комната. Но все запущено, небрежно. Необжитой вид.

Вывод: нет хозяйского тепла. Не чувствуется, что здесь живет человек)

- Что привлекает внимание?(забытые фамильные портреты)

- Раньше в каждом доме можно было увидеть фотографии на стене. А сейчас мы этого не увидим, дабы не не испортить интерьер дома)

_ Что такое фамильные портреты, фотографии?

(Это запечатленные, остановленные мгновения нашей истории

- Какой синоним можно подобрать к слову «потерялся»?

(забыт, заброшен)

(Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно)

- Откуда такой холодный и рассеянный взгляд?

(Мы не увидели в квартире Обломова ничего, что связывало бы его с отчим домом)

_Забытые портреты, эабытый отчий дом. Может быть отсюда?

- Какой дом у знакомых Обломова?

(Тюменевых - веселый, 

У Муссинских- все говорят,

У  Мездровых- говорят об искусстве)

- Но Обломову скучно. Обломов: «Век об одном и том же — какая скука!»

-Почему?

(Из разговоров посетителей мы узнаем, как они проводят время. Обломов понимает, что у них пустые желания, мысли. «В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? …»

(раздробляется и рассыпается – разрушается, мельчает духовный мир)

Вывод: теряется чувство дома, с утратой связи с прошлым. Разрушается человек.

- Мы говорили, что дом – это люди, его населяющие.

-Кто же населяет дом Обломова? Какой он человек? Почему он стал таким?

Русская литература, признавая связь человека и среды, всегда обращается к дням детства, годам воспитания и образования своих героев.

- Какое воспитание было у Обломова? (патриархальное)

Нельзя не обратиться к воспитанию Штольца. Он воспитывался совершенно по-другому, чем Обломов. Воспитание его трудовое, практическое.

- Как прошло его детство?(ответ уч-ся)

(Гончаров рассказывает, что Андрей рос в семье немца и русской дворянки и каждый родитель внес в формирование личности Штольца большой вклад. Мать привила любовь к искусству,к музыке и книгам, она хотела, чтобы ее сын вырос образованным, умным человеком, которого будут уважать в светском обществе. Отец научил Андрея любить труд, быть сдержанным и целеустремленным. Штольц был очень любопытным ребенком и часто мог на несколько дней уйти из дома, отец спокойно к этому относился. Андрей не находился под чрезмерной опекой, как его друг, что способствовало тому,что Андрей рано стал самостоятельным и упорным человеком, он понял, что нужно добиваться всего своим трудом.)

- А Обломов?( учился по необходимости, серьезное чтение утомляло, « зато поэты задели за живое»

- По мнению Гончарова, первые бессознательные впечатления формируют натуру будущего человека.

- Согласны ли вы с этим мнением? ( ответ уч-ся. Ему снится то, что осталось, запомнилось. Это идеал Обломова. Всей своей жизнью он доказывает это. В Обломовке нет места духовности. Символ этой жизни – всепоглощающий сон. Это не просто физическое состояние, но и духовное)

И вместе с тем именно в Обломовке сложилась его поэтическая мечтательность- важная черта его характера.

Эта мечтательность ставит его на один уровень с Маниловым Гоголя. Если бы этой черте прибавить еще и практическое воспитание Штольца.

Но увы, мечта остается мечтой, как старинные кресла в гостиной родителей, с вечно покрытыми чехлами.

- О чем мы узнали из письма старосты?

(что сонное царство Обломовки рушится)

- Почему?( ответ уч-ся)

Вывод: духовная леность приобретенная с детства является тому причиной.

В романе герои проходят жизненные испытания. Одно из них – испытание любовью.

- Выдержал ли Обломов испытание любовью?( нет)

- Почему? Что значит любовь для Обломова?( ответ уч-ся)

- Какой представляется будущая жизнь (разговор Обломова и Штольца) (спокойной, безмятежной)

- Что значит любовь для Ольги? (долг)( Она чувствует себя путеводной звездой)

- Но она не стала ею Обломову. Почему?

(Ольга: «Да у меня, - говорит она Обломову, - кажется, достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь».

«Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя , она верила в него и потому любила,а переставала верить -переставала и любить....»)

- Любовь для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком. «Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

- Обрел ли свой домашний очаг Обломов? ( Он обрел то, что в нем было запрограммировано в детстве. Нашел свой идеал дома, без бурь, потерь, движений. Ему тепло и хорошо)

- Полная противоположность Ольги –квартирная хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына. Она далека от размышлений, которыми полна Ольга: о назначении любви, о цели жизни. Агафья как бы растворена в круговорот будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье, без которого не обходится никакая жизнь, какой бы она не была.

Так же просто она полюбила, не подозревая о высоком значении этого чувства, полюбила Агафья Матвеевна Обломова и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». 

Она до встречи с Обломовым просто существовала а, а сейчас пробудилась живая душа, человеческий смысл жизни. Это - любовь, любовь рядовой женщины, проникнутая материнским началом, овеяна глубоким авторским сочувствием.

- А теперь сравним квартиру Обломова на Гороховой улице и на Выборгской. И здесь суета, и там суетно. Но в первом много гостей, начиная с утра.

- Какая это суета? (холодная)

В доме на Выборгской тоже суета. Но суета какая-то теплая, домашняя. В доме Штольца мы не видим ни той, ни другой. Эту семью мы видим вне быта

Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни. - Значит, согласны ли вы с мнением Штольца: «Человек создан сам устраивать себя...» *(ответ уч-ся)

Каждому свое. Каждый обрел то, о чем мечтал. Если обрел желаемый покой, то, наверно, можно сказать, что он обрел свой ДОМ. В конце романа Обломов обретает Дом, который становится для него идеальным, олицетворяет пример идиллического существования.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области