Образ дома в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей
Задачи:
Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения
Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать;
Ход урока
На доске эпиграф : «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их»
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Что такое Дом? Это не просто стены и потолки, не просто вещи, встречи, расставания и праздники. Это прежде всего люди, его населяющие, мир дружной семьи, его традиции, устои, нравы.
Не зря говорится «Мой дом_ моя крепость». Уставший тянется к домашнему очагу, чтобы обрести душевный покой и уют. Дом – это традиции, норма жизни, не разрушенная культура.
Но почему тогда в русской литературе появляются герои-скитальцы, талантливые, порядочные герои как Чацкий, Онегин, Печорин, которые не озабочены созданием своего домашнего очага? Почему рушатся дома героев Гоголя поэма «Мертвые души»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»), Островского («Гроза»)?
Итак, тема нашего урока «Образ дома в романе Гончарова «Обломов»
Выясним, обрели ли домашний очаг герои романа?
Если нет, то почему?
Если да, то какой покой?
Дом. Какой он у Обломова и других персонажей?
(ученики рассказывают о квартире Обломова)
- Почему такой «холодный»?
Отчий дом Обломова.
(Богато обставленная комната. Но все запущено, небрежно. Необжитой вид.
Вывод: нет хозяйского тепла. Не чувствуется, что здесь живет человек)
- Что привлекает внимание?(забытые фамильные портреты)
- Раньше в каждом доме можно было увидеть фотографии на стене. А сейчас мы этого не увидим, дабы не не испортить интерьер дома)
_ Что такое фамильные портреты, фотографии?
(Это запечатленные, остановленные мгновения нашей истории
- Какой синоним можно подобрать к слову «потерялся»?
(забыт, заброшен)
(Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно)
- Откуда такой холодный и рассеянный взгляд?
(Мы не увидели в квартире Обломова ничего, что связывало бы его с отчим домом)
_Забытые портреты, эабытый отчий дом. Может быть отсюда?
- Какой дом у знакомых Обломова?
(Тюменевых - веселый,
У Муссинских- все говорят,
У Мездровых- говорят об искусстве)
- Но Обломову скучно. Обломов: «Век об одном и том же — какая скука!»
-Почему?
(Из разговоров посетителей мы узнаем, как они проводят время. Обломов понимает, что у них пустые желания, мысли. «В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? …»
(раздробляется и рассыпается – разрушается, мельчает духовный мир)
Вывод: теряется чувство дома, с утратой связи с прошлым. Разрушается человек.
- Мы говорили, что дом – это люди, его населяющие.
-Кто же населяет дом Обломова? Какой он человек? Почему он стал таким?
Русская литература, признавая связь человека и среды, всегда обращается к дням детства, годам воспитания и образования своих героев.
- Какое воспитание было у Обломова? (патриархальное)
Нельзя не обратиться к воспитанию Штольца. Он воспитывался совершенно по-другому, чем Обломов. Воспитание его трудовое, практическое.
- Как прошло его детство?(ответ уч-ся)
(Гончаров рассказывает, что Андрей рос в семье немца и русской дворянки и каждый родитель внес в формирование личности Штольца большой вклад. Мать привила любовь к искусству,к музыке и книгам, она хотела, чтобы ее сын вырос образованным, умным человеком, которого будут уважать в светском обществе. Отец научил Андрея любить труд, быть сдержанным и целеустремленным. Штольц был очень любопытным ребенком и часто мог на несколько дней уйти из дома, отец спокойно к этому относился. Андрей не находился под чрезмерной опекой, как его друг, что способствовало тому,что Андрей рано стал самостоятельным и упорным человеком, он понял, что нужно добиваться всего своим трудом.)
- А Обломов?( учился по необходимости, серьезное чтение утомляло, « зато поэты задели за живое»
- По мнению Гончарова, первые бессознательные впечатления формируют натуру будущего человека.
- Согласны ли вы с этим мнением? ( ответ уч-ся. Ему снится то, что осталось, запомнилось. Это идеал Обломова. Всей своей жизнью он доказывает это. В Обломовке нет места духовности. Символ этой жизни – всепоглощающий сон. Это не просто физическое состояние, но и духовное)
И вместе с тем именно в Обломовке сложилась его поэтическая мечтательность- важная черта его характера.
Эта мечтательность ставит его на один уровень с Маниловым Гоголя. Если бы этой черте прибавить еще и практическое воспитание Штольца.
Но увы, мечта остается мечтой, как старинные кресла в гостиной родителей, с вечно покрытыми чехлами.
- О чем мы узнали из письма старосты?
(что сонное царство Обломовки рушится)
- Почему?( ответ уч-ся)
Вывод: духовная леность приобретенная с детства является тому причиной.
В романе герои проходят жизненные испытания. Одно из них – испытание любовью.
- Выдержал ли Обломов испытание любовью?( нет)
- Почему? Что значит любовь для Обломова?( ответ уч-ся)
- Какой представляется будущая жизнь (разговор Обломова и Штольца) (спокойной, безмятежной)
- Что значит любовь для Ольги? (долг)( Она чувствует себя путеводной звездой)
- Но она не стала ею Обломову. Почему?
(Ольга: «Да у меня, - говорит она Обломову, - кажется, достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь».
«Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя , она верила в него и потому любила,а переставала верить -переставала и любить....»)
- Любовь для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком. «Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».
- Обрел ли свой домашний очаг Обломов? ( Он обрел то, что в нем было запрограммировано в детстве. Нашел свой идеал дома, без бурь, потерь, движений. Ему тепло и хорошо)
- Полная противоположность Ольги –квартирная хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына. Она далека от размышлений, которыми полна Ольга: о назначении любви, о цели жизни. Агафья как бы растворена в круговорот будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье, без которого не обходится никакая жизнь, какой бы она не была.
Так же просто она полюбила, не подозревая о высоком значении этого чувства, полюбила Агафья Матвеевна Обломова и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».
Она до встречи с Обломовым просто существовала а, а сейчас пробудилась живая душа, человеческий смысл жизни. Это - любовь, любовь рядовой женщины, проникнутая материнским началом, овеяна глубоким авторским сочувствием.
- А теперь сравним квартиру Обломова на Гороховой улице и на Выборгской. И здесь суета, и там суетно. Но в первом много гостей, начиная с утра.
- Какая это суета? (холодная)
В доме на Выборгской тоже суета. Но суета какая-то теплая, домашняя. В доме Штольца мы не видим ни той, ни другой. Эту семью мы видим вне быта
Агафья Матвеевна Пшеницына в романе «Обломов» – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни. - Значит, согласны ли вы с мнением Штольца: «Человек создан сам устраивать себя...» *(ответ уч-ся)
Каждому свое. Каждый обрел то, о чем мечтал. Если обрел желаемый покой, то, наверно, можно сказать, что он обрел свой ДОМ. В конце романа Обломов обретает Дом, который становится для него идеальным, олицетворяет пример идиллического существования.