Приложение №1
Тема урока: Выборы: моя жизненная позиция
Цели:
Углубление и расширение знаний учащихся в области конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Формирование гражданской компетентности в сфере отношений, урегулированный избирательным правом, готовности к реализации конституционных прав на участие в выборах.
Расширение знаний основных понятий избирательного права и процесса, процедуры выборов.
Дата и время проведения: 21 февраля 2012 г., 14. 00 – 14.45
Оформление:
Эпиграфы «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» (Имануил Кант 1724 – 1804гг.)
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Джорж Джин Нейтан американский критик (1882 – 1958)
Информационные плакаты: 9 сентября 2016 г.– Выборы в Государственную Думу РФ, 18 марта 2018 г. – Выборы Президента РФ;
Флаг РФ, избирательная кабина, избирательная урна, агитационные материалы выборов 2018г.
Оборудование: Мультимедиа, СД «Тебе судьбу свою вершить!», видеоролик «процедура выборов», дидактический материал «Азбука избирателя», Конституция РФ.
Участники: учащиеся 11 класса, учителя МБОУ СОШ №9, председатель УИК Антонова Т. А.
Ход занятия:
Учитель: Молодость – это пора становления человека как личности, как гражданина, пора мировоззренческого взросления, формирования твердых жизненных принципов. Вы молодежь - будущее страны. Именно от вашего настроя зависят многие решения, принимаемые государством. Поэтому важно, чтобы каждый из вас чувствовал причастность к судьбе своей страны и ответственности за неё. (Слайд №1, обращение к эпиграфам)
То есть важно с «младых ногтей» формировать правовую культуру вас будущих избирателей, так как именно молодежь и входит в число самых пассивных избирателей.
У нас в гостях присутствуют члены участковой избирательной комиссии: председатель УИК – Антонова Т. А., Мезин А. С., Толстова А. А.
Учитель: Сегодня, наше занятие посвящено теме демократических выборов (эпиграф, цели занятия). Проблема: Зачем необходимо выбирать? Какова процедура выборов.
Каждый человек, который является гражданином России, должен принимать участие в делах страны, показывать свою гражданскую позицию.
У нас в гостях присутствуют члены участковой избирательной комиссии: председатель УИК – Антонова Т. А., члены УИК: Мезин А. С., Толстова А. А.
Беседа:
Какие права принадлежат человеку как гражданину (избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; участвовать в референдуме
Имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей).
В каком нормативном документе РФ закреплены гражданские права? ( Конституция РФ, ст. 32)
Как называется конституционное право граждан РФ избирать быть избранным в органы гос. власти и органы местного самоуправления (избирательное право)
Какое избирательное право называется пассивным, а какое активным?
Что такое выборы?
Выборы - форма всеобщего равного и прямого волеизлияния граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, уставом муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Выборы – главный способ формирования власти правового государства с республиканской формой правления.
Выборы – это возможность выбирать из различных кандидатур того, кто может защитить наши интересы, помочь отстоять наши права и свободы.
6. Кого мы выбираем?
- Главу местного самоуправления
- Депутата Гос. Думы
- Депутата Законодательного собрания субъекта
- Президента РФ
- Депутата представительного органа муниципального образования
- Губернатора субъекта
7. Какие выборы уже прошли и какие предстоят у нас в государстве? (выборы в Гос. Думу 6 созыва 4 декабря 2011 г., выборы Президента 4 марта 2012 г.)
Граждане нашей страны участвуют в выборах на основе особых правил, которые называются принципами избирательного права. Существует закон «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» В 3 ст. этого закона говорится, что каждый гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и при тайном голосовании.
Задание: Объясните, что означает каждый принцип избирательного права. Как вы его понимаете? И давайте сравним с правильной трактовкой, согласно конституции. (Слайд 2)
Учитель: Но как происходят выборы непосредственно, какова их процедура?
Процедура – это тот же порядок, без которого в любом деле возможны различные нарушения. Процедура должна быть четкой, точной, все должны неукоснительно её соблюдать
Что означает периодичность выборов? (должны проходить через определенные законом промежутки времени.
В промежутках времени жители оценивают действия того или иного политика, политической партии, а на выборах только отдают свой голос. То есть решение должно приниматься заранее, до выборов)
Правовая основа выборов (нормативные документы) (Слайд 3)
Задание: Назовите этапы выборов. (Слайд 4)
Слово предоставляется председателю участковой избирательной комиссии на базе МБОУ СОШ №9 Антоной Т. А. (фильм «Процедура выборов», выступление Антоновой Т. А.)
Учитель: Ребята, задавайте вопросы Татьяне Анатольевне.
Игровой момент (релаксация).
Учитель: И так наступил день голосования. Мы с вами находимся на избирательном участке. (3 человека избирательная комиссия, 3 человека наблюдатели, 3 кандидата, избиратели)
Задания по группам:
Группа: Избирательная комиссия
Задания:
а) найти в словаре понятия избирательная комиссия, урна, тайное голосование, камера наблюдения, списки кандидатов и прокомментировать их;
б) решить ситуацию:
Ситуация 1.
В городе К-ке в день голосования на избирательный участок номер 486 пришли граждане, зарегистрированные в новостройках, расположенных на территории избирательного участка, но их фамилии не были занесены в список избирателей на этом участке.
Как такое могло произойти и как поступить членам избирательной комиссии, чтобы не нарушить права избирателей?
Ситуация 2.
У избирателей накануне дня голосования изменился адрес места жительства. Вправе ли он голосовать на избирательном участке по новому месту жительства?
Группа: Наблюдатели
Задания:
а) найти в словаре понятия наблюдатель, бюллетень и прокомментировать их;
б) решить ситуацию:
Ситуация 3.
Наблюдатели от общественного экологического движения уже подали две жалобы на нарушение в участковые избирательные комиссии. Наблюдатели утверждают, что некоторые избиратели проголосовали сразу на нескольких избирательных участках. «Поскольку я передвигался с участка на участок, у меня была возможность заменить небольшие группы молодых людей и девушек возрастом около 18 лет, которые голосовали сразу на нескольких участка» - заметил кандидат в депутаты по избирательному округу.
В одном из случаев по спискам удалось установить, что одна увиденных девушек – Екатерина Д. 1990 года рождения – смогла проголосовать дважды на разных участках в 693 округе. В обоих случаях ее имя было внесено в список избирателей, при этом были указаны разные адреса проживания.
Какой принцип избирательного права был нарушен? Кто ответственен за подобное нарушение закона?
3 Группа: Кандидаты
Задания:
а) найти в словаре понятия кандидат, агитация, депутат и прокомментировать их;
б) решить ситуацию:
Ситуация 4.
Кандидат N выпустил агитационные листовки и начал распространять их по городу. В своем округе кандидат расклеивал листовки на подъездах жилых домов, заборах, столбах, размещал в магазинах, агитаторы раскладывали их в почтовые ящики жителей, раздавали на улице. В некоторых домах избирательного округа листовки кандидата N появились в субботу, накануне дня голосования.
Какие действия кандидата правомерны, а в каких случаях он допустил нарушение закона?
в) написать предвыборную «президентскую» программу и представить её «избирателям»
«Если бы я был кандидатом в президенты, то я бы……….»
4. Группа: Избиратели
Задания:
а) найти в словаре понятия и прокомментировать их избиратель, бюллетень;
б) решить ситуацию:
Ситуация 5.
Избиратели Игорь и Анна – молодая семья. Голосовать на выборах они пришли вместе. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали заполнять бюллетени, обмениваясь мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал Игорю и Анне замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором.
Правильно ли действовал член комиссии?
в) написать на «бюллетене» причины вашего участия в выборах «Я голосую потому, что………»
Итог игры: Заслушать каждую группу. Кандидаты предлагают свои программы. Ребята решают ситуации. Затем каждый участник отдает свой голос тайно (в избирательной кабине) за одного из «кандидатов» в президенты. «Избирательная комиссия» подсчитывает голоса.
Итог занятия:
Вопрос участникам: Необходимо ли участвовать в выборах?
Вывод: Несмотря на то, какие выборы проходят, не стоит забывать о том, что участием в выборах мы реализуем свое активное избирательное право и высказываем свою позицию к тем процессам, которые идут в обществе. Не участвуя в выборах, не вникая в происходящее вокруг нас, мы не реализуем в полной мере свои права.