Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Волшебные магниты»
Средняя группа
Составила и провела
Воспитатель: Шумакова О.А.
Программное содержание.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.
- Продолжать формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие задачи:
-Развивать внимание, память и логическое мышление.
-Развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать доброжелательные отношения, учить работать в команде.
-Воспитывать желание трудиться.
Методы и приемы: Наглядные: демонстрация опытов воспитателем; иллюстрации свойства магнита. Словесные: объяснения воспитателя; художественное слово.Практические: опыты – эксперименты; физминутка.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: сказочный герой Карлсон. Мольберт, иллюстрации свойства магнита. Тарелка с крупой и болтиками.
Раздаточный материал: магнит, кусочек ткани, деревянный кубик, бумажный лист, скрепка, монетка; тарелочка с водой;
Ход занятия:
Ребята, заходят в зал под музыку.
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)
Приветствие:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
I. Введение в учебно-игровую ситуацию.
Появляется Карлсон (недовольный, ворчащий).
Карлсон: Здравствуйте, ребята! (грустно)
Воспитатель: Карлсон. Почему ты такой грустный?
Карлсон: Беда у меня, пропеллер совсем не хочет работать, там какая- то железка застряла, я её отрываю, а она обратно прицепляется!
Воспитатель: Давай-ка посмотрим, что там у тебя такое. Ой, Карлсончик, да это же к пропеллеру магнит прилип, поэтому он и не работает. (Воспитатель достаёт магнит из- под пропеллера)
Карлсон: Ура! Я снова могу летать! А к этому вашему Гимниту близко приближаться не буду!
Воспитатель: Камень называется магнит, он волшебный!
Карлсон : Почему этот камешек так называется, в чём заключается его волшебство?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона. (Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сесть на стульчики)
II. Основная часть.
Воспитатель:
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- Возьмите магнит в руки, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
-Что такое магнит? (это камень, который умеет притягиватьметаллические предметы).
Давайте продолжим исследовать магнит и еще раз убедимся, какие предметы притягивает магнит?
Опыт №1
Воспитатель:
-Посмотрите, на столах лежат разные материалы. Какие? (Кусочек ткани, деревянный кубик, бумажный лис, скрепка, монетка)
- Давайте поднесем магнит сначала к ткани. Что получилось?
Ткань не примагнителась.
- А теперь попробуем примагнитить деревянные предметы (кубики). Что получилось? И кубики не примагнителись.
-А теперь у нас остались скрепка и монетка. Давайте попробуем примагнитить их.
-Ну что же у нас получилось? И скрепка и монетка примагнителись.
-Какой вывод мы можем сделать? А как вы думаете, почему притянулись монетки и скрепки. Что у них общего? (если затрудняются ответить, стимулировать такими вопросами: подумайте ещё, а как думают другие, как сказать по-другому).
-Правильно, молодцы, все они металлические.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель держит в руках монетку и скрепку и нечаянно роняет скрепку в (тарелочку) с водой.
Опыт№2 «Достань предмет не намочив руки»
Задание-загадка. Нужно достать скрепку из стакана с водой, не намочив при этом руки. Как это сделать?
Вывод: Жидкость не мешает действию магнита на предмет.
Физминутка:
«Разноцветная игра»
- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
(Воспитатель предлагает образовать круг и выполнять движения под текст песни)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам пройти и присесть на ковер.
- Сейчас я расскажу вам сказку. (Достает две настольные театральные куклы).
«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька»
Мачеха Машеньку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла.
Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит: «Приходите ко мне во дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
- Куда? - закричала злая мачеха.
- Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
- Да я уже все сделала.
- Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала вместе.
- Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
- Сказала, села в карету и укатила на бал.
- Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Опыт №3 «Прятки»
Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом? (Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные гаечки, а горох останется. Воспитатель показывает, как это надо сделать).
Опыт №4 «Бабочки»
На столе приготовлены листы картона с приклеенными на них цветами, по которым будут перелетать бабочки с одного цветка на другой, при помощи магнита.
-А разве магнит притягивает бумагу?
-А как же полетят наши бабочки?
-Да, на них металлические скрепки. И так вперед!
Вывод: бабочки двигаются, повторяя движения магнита.
III. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята давай те подведем итоги.
На мольберте воспитатель выставляет картинки со свойствами магнита
1. Магниты притягивают только металлические предметы.
2. Магнит действует сквозь препятствие.
3. Магнит действует через воду.
Карлсон: Спасибо вам ребята теперь я все знаю о магните и смогу рассказать о нем своему другу Малышу.
-А у меня для вас есть подарочек.
(Отдает коробку с играми по экологии, прощается с детьми)
Воспитатель: Ну вот, ребята, и закончились наши исследования.
Вам понравилось? А какой опыт вам запомнился больше? Спасибо за работу!