Тренинг для замещающих родителей "Радость воспитания"

Цель: повышение компетентности замещающих родителей. Задачи: • помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка • способствовать становлению родительской компетентности • формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тренинг для замещающих родителей «Радость воспитания»

Задачи:

помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка

способствовать становлению родительской компетентности

формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Оборудование: мяч, цветы и бабочки из бумаги, ватман А1 раскрашенный в зеленый цвет, доска, ленточки, фломастеры, листы бумаги формата А4.

Ход мероприятия.

Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться.

Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Мы будем называть свое имя и бросать друг другу мяч, задавая вопросы. Вопросы могут быть абсолютно любыми: какое у вас сегодня настроение, какие качества цените в людях, какое время года вам больше всего нравится и т.д.?

Приветствие «Передай мяч»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать к совместной деятельности, помочь родителям узнать друг друга.

Ну вот мы с вами и пообщались, и заново познакомились! А теперь давайте сформулируем правила, по которым мы будем общаться.

Формирование правил группы.

Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях. 

На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга!

Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.

Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.

Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? (Участники называют имена своих детей и рассказывают, почему выбрано такое имя).

Упражнение «Бабочки и цветы»

Цель: найти положительные качества своего ребенка.

Инструкция: участникам раздаются бумажные цветы и бабочки. На лепестках цветов следует написать положительные качества своего ребенка, на крыльях бабочки – ласковые слова, которыми родители называют своих детей. Затем цветы и бабочек приклеивают на «поляну» (зеленое панно из ватмана, расположенное на доске).

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

- Легко ли вам было заполнять? Почему?

Несомненно, мы очень любим своих детей и желаем им только самого лучшего. И с высоты своего жизненного опыта именно мы изо всех вил стараемся руководить жизнью наших детей, разрешая или запрещая им что-либо.

Игровое упражнение «Запрет».

Цель: помочь участникам осознать необоснованность запретов для ребенка и найти конструктивный выход из положения.

Инструкция: ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Итак, вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не пачкался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к валяющимся веткам на улице, собирать камни (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс.

Обсуждение упражнения с замещающими родителями для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка.

Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Сказкотерапия «Фиолетовый котенок» (Д. Соколов)

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

- Ну что мне с ним делать? - Кошка всплескивала лапами. Ведь хороший, Фиолетовый котенок, а тут, ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши - ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

- Нечего с ним цацкаться? - Рычал кабан. Макни его головой в солнечный Ушат или просто в речку!

- Ишь ты, все котята как котята, а этому лунный свет подавай! Он просто глупый, - каркала ворона. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

- Милый котенок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?

- А как бывает еще? - Удивлялся котенок.

- У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

- Он похож на тебя? Конечно, хочу.

- Тогда не ложись спать, когда я стану исчезать на небе, ты немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

- Ух, какой ты теплый! - Воскликнул котенок.

- А я знаю твою сестру Луну!

- Передавай ей привет, - сказал Солнце, - когда встретитесь. А то мы редко с ней видимся.

- Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь в один момент стал мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Ну и что?

Рефлексия:

- О чем сказка?

- Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому бывает так, что мы не можем сдержать эмоций и кричим на ребенка. Что же чувствуют дети в этот момент?

Упражнение «Возвращение в детство»

Цель: помочь участникам понять чувства ребенка на направленную агрессию.

Инструкция: участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? O чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать?

Рефлексия: обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний.

Вывод: следует всегда контролировать свои эмоции, не позволять им управлять собой, ведь таким образом мы делаем несчастными не только себя, но и своих детей!

Мы обсудили как контролировать свои эмоции, не позволять негативу выплескиваться наружу, а сейчас займемся творчеством.

Упражнение «Испорченный рисунок»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость формирования окружения ребенка.

Инструкция: группа работает в двух подгруппах (семья). Каждая подгруппа с помощью фломастеров создает «прекрасное» будущее для своих детей на рисунке. Затем подгруппы меняются своими работами. Задача следующей подгруппы – «окружения» испортить рисунок. Нельзя рвать, мять, делать дырки. Работы возвращаются к «семьям». Задача «семей» - исправить испорченное.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Дети живут в семье. Но есть еще и окружение – учителя, одноклассники, друзья, соседи, бабушки с дедушками. И это окружение тоже влияет на становление нашего ребенка. Влияние может быть нейтральным, положительным или негативным. Мы должны быть внимательны по отношению к своим детям и замечать то влияние, которое оказывают на него окружающие.

Помните наше предыдущее упражнение «Запреты»? Не запрещать, но объяснять и помогать!

Рефлексия: высказывания участников о мероприятии.

Упражнение «Я хочу тебе подарить…»

Работа в режиме большого круга: участники по очереди обращаются к сидящему справа и дарят ему свой воображаемый подарок.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.