Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Основной деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Методические рекомендации для родителей:

«Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Подготовила:

Педагог-психолог

Казанцева Е.Ю.

2018 – 2019 г.

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного

поведения, складывается характер.

Основной деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные

и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью

дошкольника. Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка – стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Функции игры:

Поскольку детская игра – явление универсальное, ее функции разнообразны. Рассмотрим наиболее важные функции игры:

1) Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые

Направлены на усвоение определенного материала и правил, которым должны следовать

играющие. Важны обучающие игры также для нравственного, эстетического воспитания детей.

2) Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

3) Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, учиться проявлять речевую активность.

4) Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет

Устранить нежелательные проявления в характере маленьких играющих.

5) Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

6) Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.

7) Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали во все сферы жизни детей, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Существует множество примеров, доказывающих игровой деятельности для детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них:

- подвижные игры – самые обычные догонялки, салки и прятки развивают выносливость, ловкость, укрепляют здоровье;

- командные игры, такие как футбол или другие игры с мячом – помимо укрепления здоровья и физического развития полезны тем, ребенок учится действовать в коллективе, общаться

сверстниками, находить компромиссы и т.д.;

- творческие игры с применением рисования, аппликации – помогают развивать фантазию ребенка, воображение, способствуют приобретению целого ряда важных навыков (например, работа с цветом или подготовка руки к письму при рисовании);

- спокойные игры (домино с картинками, тематическое лото) – учат ребенка усидчивости, помогают ему получить новые знания, а также научиться вырабатывать собственную стратегию и соблюдать заданные правила;

- компьютерные игры – помогают в обучении чтению, счету, тренируют внимательность, развивают логическое мышление;

Особенности игровой деятельности дошкольников.

Важным различием игр является возраст играющих, степень их подготовленности к игре и особенности здоровья. Во что играть дошколенку? Во многом выбор игры будет определяться конкретной ситуацией: тем, где именно находится ребенок, какое у него настроение, что из «подручных средств» есть в его распоряжении. Здесь стоит вспомнить о том, что дошкольный возраст – это возраст от 3 до 7 лет. Между тем, и по своим интересам, и по уровню развития дети младшего и старшего дошкольного возраста очень различаются между собой. Также различаются и особенности их игровой деятельности. Например, сложно ждать, что трехлетнего малыша заинтересуют сложные сборные модели – ему больше понравится пальчиковая гимнастика или занятия с игрушками или цветными картинками. В то же время шестилетний ребенок вряд ли увлечется играми, рассчитанными на малышей – скорее он заинтересуется обучающими или спортивными играми. Соответственно, предлагая ребенку те или иные игры, стоит учитывать его возраст – это один из важнейших факторов в выборе детских развлечений. Если ребенок находится в возбужденном, «взвинченном» состоянии, предлагать ему активные игры не стоит – лучше переключить его внимание на более спокойные занятия, игры с игрушками и обучающими пособиями, лепку или рисование.

Спокойные игры также хороши перед сном – они помогают ребенку немного «сбросить» темп, расслабиться. Подвижные игры более уместны днем, до обеда, после дневного сна – с их помощью ребенок сможет избавиться от накопленной энергии, хорошенько устать. Детям действительно нужно уставать в течение дня, как минимум для того, чтоб у них не было проблем со сном.

Общие характерные черты детей дошкольного возраста:

любознательность, подражательность, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. У этих детей весьма высок авторитет взрослого или старшего товарища. Все предложения взрослых принимаются и выполняются чаще всего охотно. В этом возрасте можно научить детей умению действовать под руководством взрослых – родителей или воспитателей, это и есть самая необходимая ступень на пути создания в будущем настоящего детского самоуправления, что и составляет одну из важнейших задач в

воспитании и работе с детьми. Родители, воспитатели, организаторы игр с детьми, чтобы не допустить ошибок, должны знать некоторые физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Так, у шести-семилетних детей сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от развития других органов и систем. А это приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений. У детей трех-четырех лет невелик запас прочности опорного аппарата, слаба мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр. Поэтому подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений. Недопустимы в дошкольном возрасте игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом. Особое внимание нужно уделить детям с особенностями в развитии. Игровая деятельность таких детей должна осуществляться только в соответствии с рекомендациями врачей. Игры для детей с особыми потребностями должны отличаться от общепринятых игр для данного возраста, адаптироваться и упрощаться в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного ребенка.

Классификация игр для дошкольников

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр: (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская). Современная отечественная педагогика делит игры на творческие игры (к ним относятся сюжетно-ролевые, театрализованные игры, строительные игры), игры с правилами (к ним относятся дидактические и подвижные игры) и народные игры. Творческие игры Они составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми. Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Для возникновения замысла игры необходимы яркие, волнующие впечатления. Однако возникновение замысла еще не говорит о том, что ребенок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него еще нет навыков и умений самостоятельно планировать свои действия. Но уже с младшего дошкольного возраста, взрослые должны развивать игровое творчество у детей. Творческая игра учит обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Сюжетно-ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры «во что-нибудь» или «в кого-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм возникает у ребенка в возрасте 3-4 лет. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли, однако он подражает не полностью в силу уровня знаний, умений и маленького жизненного опыта. В сюжетно-ролевой игре ребенок выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы условно заменяет теми, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», стул – «автомобиль» и т.д.). Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по-настоящему переживают свои роли, показывают свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, работе и вообще к жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. Однако существует и обратная связь – ролевые отношения становятся выше под влиянием добрых взаимоотношений в группе. Ребенок значительно лучше выполняют свою роль в игре,

если чувствует, что другие хорошо к нему относятся. Театрализованные игры или игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или представления. В этой игре ребенок как режиссер организовывает театрально-игровое поле, актерами которого являются куклы или сами дети. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев, проникаться их чувствами и переживаниями. Взрослый должен стать активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движение. В процессе работы у детей развивается воображение, формируется речь, интонация, мимика, двигательные навыки. Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувства партнерства и творческие способности.

Строительные или конструкторские игры направляют внимание ребенка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков, привлечению к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, желание научиться работать с этими предметами. Материалами для таких игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, шишки, камешки), из которого дети создают различные вещи по собственному замыслу или по заданию взрослого. Очень важно, чтобы взрослый помог ребенку совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек. В процессе строительных игр ребенок активно и постоянно создает что-то новое, видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточное количество строительного материала, различных конструкций и размеров. При всем разнообразии творческие игры имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, выбирают необходимые предметы и игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии. Игры с правилами Данные игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга, много из них передается из поколения в поколение. Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей детей, поскольку содержат задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила руководят действиями детей, а не взрослый, организатор или воспитатель. Правила помогают

всем участникам игры действовать в одинаковых условиях.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют несколько видов дидактических игр:

- игры с предметами – те, в которых используются игрушки и предметы. Играя в эти игры, дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие между ними. Дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, размером. По мере овладения новыми знаниями, игры усложняются, что очень важно для развития логического мышления;

- настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, и т.п. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

- словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, а также углубляют знания, так как в этих играх требуется использование приобретенных раннее знаний. С помощью словесных игр у детей формируется желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления Возникает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, они способствуют их Гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры делятся на сюжетные игры и игровые упражнения. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом.

Большинство сюжетных игр – коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и особенностями здоровья детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то вовремя выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения. Следует обратить внимание, что далеко не все подвижные игры могут быть использованы в коллективе, где присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям и физическим возможностям каждого ребенка. Народные игры Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времен и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть в жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый. К.Д.Ушинский высоко оценивал народные игры как способ воспитания детей, подчеркивая ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подается в игровой форме. Народные игры имеют огромное значение в физическом и моральном воспитании дошкольников. С давних времен игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря этим играм формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивалась сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. В народной отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, патриотизма. Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребенка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. По своей структуре народные игры в большинстве своем простые, одноплановые, завершенные; в них в единое соединяется слово, движение, песня.

Рекомендации по организации игры

Задачи:

- Необходимо рассматривать каждого ребенка, независимо от его особенностей, как индивидуальность, способного проявить свое личное «Я». При этом нужно поощрять любые попытки проявления ребенком самостоятельности, положительно оценивать маленькие победы участника игры, особенно, если дело касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

- Ни в коем случае в процессе игровой деятельности не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, а весь реквизит, используемый в работе, должен быть гигиеничен, безопасен и удобен;

- Проводиться игры должны с учетом возрастных и физиологических особенностей участников или участника;

- Каждая игра должна нести положительный заряд эмоций, не только для выигравших, но и для проигравших детей, поэтому взрослый должен найти подходящие слова для того, чтобы подбодрить проигравшего ребенка и помочь ему не разочароваться в своих возможностях;

Методика объяснения игры:

- Методически неверно обращаться к ребенку или коллективу со словами: «А теперь поиграем» или «Я сейчас проведу с тобой (с вами) игру». Не следует также начинать игру с ее названия. Название нужно только организатору;

- Начинать игру взрослый должен со вступления, которое будет связано с темой игровой ситуации;

- Объяснения должны даваться четко, ясно и выразительно, не зависимо от количества игроков, играет ли взрослый с одним ребенком или группой детей. Дополнительные, вспомогательные объяснения даются по ходу игры;

- Если играет группа детей в присутствии зрителей, то вся аудитория должна видеть, слышать, знать, что происходит на месте игры. К аудитории нужно относиться с уважением, иначе она потеряет интерес к происходящему и станет неуправляемой. Особенно это заметно в коллективе детей с нарушениями психического развития;

- Следуя пословице «Лучше один раз показать, чем сто раз рассказать», объяснение лучше вести на максимальном показе. В этом участвуют, в зависимости от игры и количества играющих, или сам организатор, или с помощью детей.

Психолого-педагогические аспекты проведения коллективной игры:

- Организатор должен представить приглашенного в игру участника, чтобы вся аудитория могла поддерживать конкретного человека;

- Организатор должен прийти на выручку, если играющий затрудняется в выполнении задания;

- Нельзя ставить участников игры в неловкое положение. Есть задания, которые предназначены только для девочек или для мальчиков;

- Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания, вступать с ним в спор;

- Задание должно быть безопасно, дошкольники играют эмоционально, забывают об осторожности, поэтому нужно следить за заданиями. Нельзя проводить игры с открытым огнем, острыми или тяжелыми предметами;

- После завершения игры необходимо похвалить всех участников за успех или поддержать в случае невыполнения задания.

Методика проведения коллективной игры:

- В ходе игры между организатором и участниками возникает диалог. Организатор направляет весь разговор ко всему коллективу детей, не только к играющим, но и к зрителям и болельщикам, если они есть. Ответ, независимо от того, правильный он или нет, нужно повторить для всех;

- Должен быть высокий темпоритм, не следует делать неоправданных пауз. Игру нужно вести в хорошем настроении и с улыбкой. Продолжительность игры определяется зрелищным запасом, т.е. тем временем, пока игра интересна аудитории. Многократное повторение одного и того же задания снижает ритм игры, «убивается» зрелищный момент;

- Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для ее проведения и тех, кто нужнее (мальчиков или девочек). Можно приглашать в игру тех, кто ошибся или проиграл в предыдущей игре.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области