Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»
г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Конспект ООД по развитию речи
в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «СКОРО В ШКОЛУ»
Воспитатель: Иванова Н.К.
Дата проведения: 10.04.18.
Задачи:
Обучающие:
Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Школа. Школьные
принадлежности».
Совершенствовать грамматический строй, закреплять умение делить слово на слоги, закреплять имена характеристики предмета.
Развивающие:
Совершенствовать умения отвечать на вопрос полным предложением.
Развивать умение анализировать загадки для определения отгадки.
Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, связную монологическую речь, мышление, воображение.
III Воспитательные:
3.1 Продолжать воспитывать интерес к народному творчеству.
3.2 Продолжать воспитывать у детей навыки сотрудничества, чувства
ответственности, аккуратности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Слайдовая презентация; картинки школьные принадлежности, колокольчик, мяч, карточки «настроение», обруч, карточки характеристики предмета к игре «Карусель».
Раздаточный материал: красные круги по количеству детей, счётные палочки.
Предварительная работа: заучивание стихотворения Алексея Плещеева «Весна», чтение пословиц, поговорок, примет о весне.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Стоя на ковре)
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, и каждый назовёт своего соседа справа ласковым именем.Дети по цепочке называют стоящего ребёнка справа ласковым именем.
Воспитатель: Молодцы. Отгадав загадки, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. А отгадавшие загадку будут выставлять изображение отгадки на доску.
На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь.Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я —…(пенал)
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь: Солнце, реки, горы пляж. Что же это? (карандаш)
То я в клетку, то в линейку.Написать по ним сумей-ка!можешь и нарисоватьЧто такое я... (Тетрадь)
Ему работу если дашь –Зря трудился карандаш. (Ластик)
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (Букварь)
Воспитатель: Как можно назвать все эти предметы?
Дети: (Школьные принадлежности)
В: Молодцы, ребятки, все отгадали загадки! Вы хотели бы сейчас оказаться в школе?
Д: да
В: Давайте все вместе произнесем волшебные слова чистоговорки, и вы все превратитесь в школьников.
ЛУ – ЛУ – ЛУ - мы приходим в школу
КИ – КИ – КИ - мы ученики
ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок
ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу
АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать!
В: Всё — сейчас вы настоящие ученики — первоклассники. А это наш класс. В нём есть парты, прошу вас занять места. Здесь у нас с вами есть доска, и даже дневник для оценок. (На слайде)
В: Как называются дети, которые учатся в школе?
Д: Ученики
В: Кто учит детей?
Д: Учитель.В: Я буду учителем, а вы моими учениками. У нас будет несколько уроков, и за каждый урок мы будем получать оценки. Какая оценка самая лучная в школе? А какие качества нужно проявить что бы получить 5?
Звенит звонок.
1 урок — грамота.
В: Задания со звуком А. Первое задание «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, если вы услышите звук А, хлопните в ладоши.(А, О, У,О, Ы, А, О, У, И, Ы, А, О) молодцы.(экраном закрыть рот)
- А сейчас поиграем в игру «Регулировщики». Я буду произносить слова, если вы услышите, что слово начинается на звук А, поднимите красный круг.(Апельсин, дом, лук, ананас, Аня, лак, автобус) Молодцы, все справились.Следующее задание: злой Звукоедик съел первые звуки А в словах. Вам нужно узнать эти слова.(__брикос, __нанас, __квариум, __втобус, __втомобиль, __пельсин, __вгуст, __ртём, __збука)- Припомните слова, которые начинаются на звук А.
В: Посмотрите на изображения. Скажите, о чем они нам напоминают? Звуки мы слышим ушами, произносим ртом. (Схема «ухо-рот»), а буквы мы видим, пишем, читаем. (Схема Глаз – буква).
- Звук А обозначают буквой А. (Выставляется буква).
Пальчиковая гимнастика
В: А пальчиковую гимнастику сейчас проведёт Лада.
Лада: Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
В: Я предлагаю вам написать букву А в воздухе, а сейчас мы выложим букву А из счетных палочек. (Дети самостоятельно выкладывают букву А) Урок закончен. Молодцы! Кстати, звук А является самым распространенным в языках мира. Нет языка, в котором не было бы такого звука. Давайте поставим в свой дневник 5! (на слайдовой презентации, а затем каждый у себя «в дневнике»).
Звонок. Урок физкультуры.
В: Урок физкультуры у нас пройдёт в форме физминутки. А проведёт её с вами Алина.
Ф/минутка:
Раз, два, три, раз, два, три — (движение по кругу спортивным шагом)В гости в школу мы пришли.На носочки мы встаём — (ходьба на носках)И растём, растём, растём —(руки медленное поднимание рук вверх)Мы встаём и приседаем — (дети поочерёдно приседают и встают)И нисколько не устанем.Мы немножко подрастём — (наклоны туловища влево — вправо)В школу с радостью пойдём —(все шагаю по кругу).
В: Молодцы. Ставим себе 5 по физкультуре, и присаживаемся на свои места.
Следующий урок — математика.
В: Ребята, а из чего же состоят предложения?
Д: Из слов.
В: Посчитайте, сколько слов в следующем предложении, и поднимите соответствующую цифру: «Солнце светит».
Д: 2
В: «На дереве поют птички».
Д: 4
В: «Облака плывут по небу».
Д: 4
В: Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова.
Д: Из звуков.
В: На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Д: На гласные и согласные.
В: Как произносятся гласные звуки?
Д: Легко, свободно, поются, тянутся.
В: Давайте назовём гласные звуки:
Д: А,О,У,И,Ы,Э
В: А согласные?
Д: С преградой, не поются.
В: Какие бывают согласные звуки?
Д: Твёрдые и мягкие.
В: Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Давайте встанем в круг. Я “кидаю” вам мяч и называю твёрдый звук, вы мне обратно, и называете такой же звук, но “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок, обратно кидая, говорит мягкий звук.)
В: Молодцы, присаживаемся на свои места. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Один — много». Посмотрите на изображение: у мальчика портфель, а в магазине портфели. Я буду называть какую-нибудь школьную принадлежность, и говорить, например: «У меня ластик, а вы отвечаете: «А в магазине — ластики». (Карандаш, ручка, альбом, тетрадь, учебник, пенал, портфель, линейка.
В: Молодцы! Давайте поиграем в Игру «Наоборот»
Карандаш короткий, а линейка….(длинная)Тетрадь тонкая, а книга ….(толстая)Ластик маленький, а пенал ….. (большой)Альбом лёгкий, а портфель… (тяжелый)Зелёный карандаш острый, а синий … (тупой)
В: А сейчас давайте посчитаем слоги в словах. Считаем и поднимаем соответствующую цифру (карандаш, ручка, мел, книга). Какое слово самое длинное, короткое?
В: А вы знаете, как называется самое большое число в мире - это центилион. Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свой дневник 5!
Звонок. Большая перемена.
-На большой перемене мы с вами покатаемся на карусели. Игра вам уже знакома, выходите и вставайте вокруг обруча.
Игра "Карусель". (ТРИЗ)
Ход: Обруч, в котором расположены по краю 12 карточек характеристики предмета и в центре предмет – книга о Башкортостане.
Воспитатель предлагает детям встать по кругу, и начинает считать: 1,2,3-беги. ( Дети бегут по кругу.) Воспитатель::1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка – характеристика предмета. По очереди дети называют значок, и характеризует по нему выбранный предмет.
В: А о чём эта книга?
Д: О Республике Башкортостан.
Дополнительное задание если останется время.
Звонок на урок. Следующий урок — природоведение.
В: Как вы думаете, что изучают на этом уроке?
Д: Природу
В: А поговорим мы о природе весной.Учёные выяснили, оказывается весной дети растут быстрее,…чем в другое время года.
В: Весна, какая?
Д: теплая, ласковая, веселая, светлая, ранняя, радостная, шумная, солнечная, долгожданная, дружная.
В: Молодцы. Давайте вспомним весенние приметы. А помогут нам в этом картинки подсказки.
Дети:
– Март холодный – год хлеборобный.– Длинные сосульки – к длинной весне.– Поют синицы – жди тепла.– Ласточки низко летают – дождь обещают.– Если весной много мышей, год будет неурожайным.– Ласточки высоко летают – теплый день обещают.– Высоко плывут облака – к хорошей погоде.– Увидел скворца – знай весна у порога.
Воспитатель. Молодцы ребята, много весенних примет знаете. А стихи о весне помните? “Весна”. Алексей Плещеев.
Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине. “Гостья милая, здорово!”– Говорят они весне.Уже теплее солнце греет, Стали краше небеса... Скоро все зазеленеет – Степи, рощи и леса. Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик... В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг.
В: Молодцы! Давайте поставим в свой дневник 5
В: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Произнесём наши волшебные слова: «Покружись, покружись в дошкольника превратись!» Вот мы и в саду!
Итог занятия:
В: Кем мы сегодня были на занятии?
Д: Учениками.
В: Сколько было уроков? А что было между уроками?
В: Какие задания вам сегодня было легко делать?
В: С каким заданием вам было тяжело справиться?
В: Что вам понравилось, а что нет?
В: Кто сегодня был самым активным?
В: (Карточки «Настроение») Кто сегодня на занятии испытывал радость? Почему? Грусть? Удивление?
В: Совсем скоро вы все пойдёте в школу, где вас встретит первая учительница. Она будет для вас самая умная, красивая, добрая и строгая, заботливая. Я уверена, что вы будете хорошо учиться и получать новые знания.