Тема самообразования:
«Экологическое воспитание дошкольников»
изучаемая с 01.09.2018г. по 01.09. 2019г.
Цель: Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Создать условия для развития у детей биологических представлений.
3. Познакомить с природными особенностями человека.
4. Обеспечить условия для развития у детей экологического сознания.
Этапы:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
3. Ознакомиться с инновационными методами, технологиями в среде ИТК.
4. Подготовить и провести открытое занятие для воспитателей на тему «Осень золото роняет».
5. Принять участие в конкурсах методических разработок разного уровня.
6. Создать дидактический материал, картотеки и конспекты занятий по темам: «Экологическое воспитание дошкольников»
Этапы работ над темой самообразования по годам
Этапы | Направления работы | Формы представления результата |
1-й год Диагностико-прогностический | анализ затруднений выявление противоречий изучение литературы по проблеме прогнозирование результатов знакомство с ППО, наработанным коллегами в городе, регионе, стране фиксация библиографии по теме уточнение задач | Карта творческого роста Обоснование выбора методической темы |
2-й год Организационно-практи ческий | составление программы работы подготовка материально-технической базы самообразование методическое обеспечение отслеживание промежуточных результатов выборка теоретического материала основы будущей работы подбор методов практической части | Карта творческого роста, Картотека Мониторинг качества Открытое занятие для педагогов ДОУ. |
3-й год Коррекционно-обобщающий | проведение контрольно-диагностических процедур корректировка деятельности описание результатов адаптация теоретического материала к конкретной ситуации апробирование на практике выбранных методов, соотнесение полученных результатов с планируемыми мониторинг, отслеживание результативности создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал, рекомендации | Карта творческого роста, Мониторинг качества Проект представления результатов. Участие в конкурсах. |
4-й год Итоговый | применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности распространение данной технологии, методики при наличии запроса на неё выбор формы подведения итогов подведение итогов систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде портфолио подготовка к распространению опыта | Карта творческого роста Портфолио Сборник электронных дидактических и методических материалов Участие в конкурсах Презентация итогов (представление собственного пед. опыта): - открытые мероприятия - мастер-классы для педагогов |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018 – 2019 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выводы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Н. В. Дубровская «Природа», С.Н. Николаева «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», О.А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2», Г.А. Горбунова «Развитие экологической культуры дошкольников». М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду». Э.К. Гульянц И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала». М.Д. Маханева «Театрализованные игры и занятия в детском саду». Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас». В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». | Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми | Сентябрь | Работа по проекту «Мы на Севере живём». Образовательная деятельность по экологическому воспитанию: моделирование ситуаций. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Чтение В. Н. Танасийчук «Экология в картинках» | Опыты с песком и глиной |
Октябрь | Образовательная деятельность по экологическому воспитанию: Беседа: «Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство страны». Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, исследование свойств воды во время режимных моментов, повседневно – бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Знакомство с Красной книгой РФ. Чтение. Н. Т. Бромлей «Охотник». | Опыты с водой | |
Ноябрь | Развлечение «Каша – здоровье наше». Образовательная деятельность по экологическому воспитанию: Изучение свойств воздуха, снега в повседневно – бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Чтение. Ю. Демянская «Дом Земли».Заучивание наизусть: Н. Забило «Любимый край, моя земля» | Опыты с воздухом, снегом. | |
Декабрь | Экологическая акция: «Зеленая елочка – живая иголочка».Инсценирование сказки «Где и как зимуют насекомые».Образовательная деятельность по экологическому воспитанию: Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время занятий, опытно – экспериментальной деятельности. Чтение. Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия».Заучивание наизусть: В.Орлов «Живой букварь». Викторина «Знатоки природы». | Опыты с магнитом | |
Январь | Беседа: «Значение воды в жизни людей». Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального роста и развития растений. Чтение. В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». | Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Февраль | Беседа: «Зимующие птицы». Экологическая акция:«Птичья столовая». Чтение. Г. Серебрецкий «Берегите птиц»Заучивание наизусть. П. Воронько «Журавль». | ||
Март | Проект «Огород на подоконнике». Беседа: «Лес и наше здоровье». Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок о природе.Чтение. С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», | ||
Апрель | Проект «Узумбарская фиалка». Экологическая акция:«Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля» Беседа: «Овощи и фрукты – лучшие продукты». Чтение: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Про комара Комаровича», «Серая шейка», | ||
Май | Беседы: «Мы друзья природы»,«Что значит беречь природу?» Чтение. В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»Заучивание наизусть. В. Орлов «Общий дом» | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи: оборудовать уголок ёмкостями для опытов, собрать природный материал. Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенний калейдоскоп». | Картотека опытов. | |
Ноябрь | Консультация «О здоровой и вкусной пище» | ||
Декабрь | Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам. Консультация «Ребенок и природа». | ||
Январь | Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах | ||
Февраль | Привлечение родителей к созданию альбомов: «Растения нашего края», «Животный мир ЯНАО». | ||
Март | Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая». | ||
Апрель | Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских и региональных конкурсах, | ||
Май | Подготовка фотографий для выставки «Познавательно – исследовательская деятельность | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация | Сентябрь - май | Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию: периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;изучение методической литературы.Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5 – 6 лет. |
Октябрь | Создание эколого-развивающей среды | Уголки природы | |
Ноябрь | Информация на сайт ДОУ «Каша – здоровье наше». Участие в окружном конкуре «Нордум». | Информация на сайт Департамента образования г.Салехард; сайт ДОУ Диплом за 1 место; Диплом за 3 место | |
Декабрь | Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии | Картотека игр по экологии для детей 5 – 6 лет. | |
Январь | Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическомувоспитанию. | ||
Февраль | Изучение нормативно-правовых документов;ознакомление с публикациями в печатных изданиях | ||
Март | Оформление папки: «Люби и охраняй окружающую природу». | ||
Апрель | Информация на сайт ДОУ | ||
Май | Информация на сайт ДОУ |