Консультация для родителей
Тема- развитие мелкой моторики рук как средство развития речи
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, т. е. уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. Ребенок с раннего возраста интенсивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми доступными ему предметами именно с помощью рук.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально положительной реакции на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками. Занятия с ребенком очень важно проводить систематически с целью закрепления основных приемов игр и упражнений. Именно родители являются связующим звеном в усвоении знаний между педагогом и ребенком. Важным моментом является привлечение родителей к активной деятельности по выполнению заданий педагога в домашних условиях. Так, обученые конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельную деятельность ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию малыша.
По мере роста ребенка и овладения им первыми играми потешками ему даются все более сложные – пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхностях которых находится много нервных окончаний. Параллельно родителям необходимо поощрять всякую деятельность ребенка, направленную на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, нужно постепенно предлагать ребенку для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающейся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию развитию речи.
К основным, доступным в домашних условиях формам работы по развитию мелкой моторики рук можно отнести следующие:
Традиционные формы:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
игры с пальчиками с речевым сопровождением;
пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс);
графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
Нетрадиционные формы:
самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, воздушными шарами, перчатками с нашитыми пуговичками;
игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой).
Игровые упражнения:
«Котенок кусается» (бельевые прищепки);
«Забавные узелки» (веревка с узелками);
«Фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);
игры с мячом (мяч-прыгун);
«Рисуем пальчиками»;
«Рассказываем стихи руками» и т. д.
Таким образом, чем раньше родители ребенка начнут уделять внимание развитию моторики рук, тем больше у него будет возможностей для активизации и развития речевой деятельности.
Использованная литература:
Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ / И. Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.
Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников\ Е. С. Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель, 2006.Н
Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада\ Т. М. Бондаренко.- Воронеж: Учитель, 2004.
Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев\ О. А. Новиковская.- М.: Сова, 2006.