Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инновационные технологии как условие образовательной деятельности преподавателя ССУЗа

В статье уточняется место инноваций в образовательном процессе, выявляются причины внедрения преподавателями современных образовательных технологий и условия их эффективного применения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37.0

Старшова Ольга Николаевна, преподаватель общественных дисциплин ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко».

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ССУЗА

В статье речь идет об инновационных технологиях в системе образования. Уточняется место инноваций в образовательном процессе, выявляются причины внедрения преподавателями современных образовательных технологий и условия их эффективного применения.

In the article it is spoken about innovative technologies in the education system. The role of innovations in the educational process is specified, the reasons for the introduction of modern educational technology by teachers and the conditions for their effective use are identified.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, технологии обучения, образовательный процесс, совершенствование образовательного процесса.

Keywords: innovations, innovation activity, technologies of training, educational process, information, improvement of educational process.

Особенностью современной жизни являются динамизм и сопутствующая ему модернизация, поэтому для поступательного развития общества необходимы постоянные инновации. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека, особенно велика роль образовательного процесса. Инновации в образовании должны явиться основой модернизации российского общества XXI века. Современные тенденции развития ориентируют на ведущую роль информационных технологий в системе образования.

Нынешний этап развития нашей страны ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения доступности и качества образования.

Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. По своему содержанию, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило широкого распространения, можно считать инновацией.

Проводимые по этому поводу исследования позволили выявить различные подходы к рассмотрению сущности инновационной деятельности. Например, Н.И. Лапин предлагает определить понятие «нововведение» (innovation) как процесс создания и использования какого-либо новшества, возникающего в ответ на определенную общественную потребность [1]. А.И. Пригожин рассматривает понятие «инновация» (лат. in – в, novus – новый) как форму управляемого развития, целенаправленного изменения, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы [2]. А.В. Хуторской определяет инновационную деятельность как средство повышения качества образования с учетом, прежде всего, привлечения дополнительных ресурсов, как комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования [3, с.78].

Что касается инновационной деятельности преподавателя среднего специального учебного заведения (далее по тексту – ссуз) необходимо подчеркнуть следующее – это процесс, который предполагает использование прогрессивных, оригинальных дидактических и воспитательных технологий, являющихся новыми для организации педагогического процесса и, тем самым, выступающих важнейшим фактором в развитии всей образовательной системы.

В целом инновационная деятельность обеспечивает изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п. [3, с.78].

Одним из важнейших направлений развития инновационной деятельности преподавателя ссуза является использование в образовательном процессе интерактивных технологий, которые способствуют развитию у студентов инициативности, глубокому осмыслению получаемых знаний; формированию разнообразных умений и навыков; учат мыслить самостоятельно.

Характерное для традиционной системы субординированное положение обучаемого по отношению к преподавателю в условиях современности больше не функционирует. Если в соответствии с традиционными образовательными технологиями преподаватель был наделен единственной информирующей функцией, то в настоящее время повышается статус обучаемого до равноправных отношений с преподавателем. Причина в появлении множества конкурентов, таких как современные СМИ и другие носители информации. Задача перешла в плоскость совместного поиска и производства новых знаний. Оба субъекта образовательного процесса в настоящее время являются партнерами в рефлексивном добывании знаний.

Интерактивная модель обучения имеет целью организацию комфортных условий образовательной деятельности, при которых студенты активно взаимодействуют с педагогом и друг с другом. Использование этой модели преподавателем говорит о его стремлении выстроить инновационную образовательную систему, обеспечивающую непрерывное развитие личности обучающегося. Включение современных технологий в процесс обучения свидетельствует о высоком профессионализме преподавателя, создает ситуацию постоянного поиска, активности, способствует гибкой и заинтересованной работе обучающихся, подчеркивает инновационный характер учебной деятельности.

Специфика образования в начале ХХI столетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, т.к. их продукт нацелен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций несопоставима с промышленным производством. Поэтому наряду с технологизацией образовательной деятельности неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит широкое внедрение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования в нашей стране, и во всём мире, ведут к формированию новой методологии - методологии инновационного образования. Вот почему инновационные технологии обучения необходимо рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [4, с.67-69].

Учитывая переход человечества к глобальному информационному обществу, об адекватности получаемого образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться на изменениях в содержании и технологиях подготовки кадров. Как важнейший социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дает возможность постоянно ускорять процесс поиска и передачи информации, преобразовывать характер интеллектуальной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любого предприятия. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние. [5, с.33-36].

На основании вышеизложенного следует отметить, что потребность в использовании преподавателями ссузов современных образовательных технологий заключается в необходимости постоянных изменений в сфере образования с учётом быстрого развития всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной. Это предполагает использование инноваций, целенаправленно влияющих на уровень сформированности компетенций студентов, что позволило бы выпускникам не только найти себя в профессиональной сфере, трудоустроиться, но и продолжить обучение в вузе, возможно, углубленно заниматься научной деятельностью, внести свой вклад в развитие науки и техники. Традиционные технологии обучения, при имеющихся в них педагогических возможностях, могут не дать желаемого результата. К тому же, учитывая нынешний контингент студентов, уровень их подготовки, информированности следует использовать инновационные решения для достижения образовательного эффекта.

Выдвигаемые требования к подготовке современных, мобильных во всех смыслах кадров, предполагают формирование конкурентоспособных специалистов, готовых к трудовой деятельности в современном постоянно меняющемся мире.

При подготовке кадров в настоящее время недостаточно передавать профессиональные знания и умения, надо уметь выстроить таким образом образовательный процесс, чтобы развивать социальные навыки взаимодействия, коммуникативные способности, навыки само-презентации, способности к самопознанию. Интерактивные технологии включают обучающихся в активную деятельность, позволяющую не только осмысливать содержательные области, но и развивать умения «подать» себя, предоставить аргументы.

Характер обучения должен стать непрерывным. Чтобы учащийся с уровня начального профессионального образования смог перейти на уровень среднего профессионального образования, он должен иметь соответствующую подготовку: владеть предметным материалом, который осваивается с использованием современных технологий.

Инновационные технологии требуют от преподавателя особых профессиональных умений, стимулирующих активную мыслительную деятельность обучающихся, деловую коммуникацию, решение актуальных профессионально ориентированных задач. В частности, преподаватель должен организовать и направить процесс обмена информацией, способствовать выявлению многообразия точек зрения, выстроить обращение к личному опыту студентов, поддерживать их активность, взаимообогащение опыта обучающихся, помогать облегчению восприятия, усвоения изучаемого материала, поощрять самостоятельность и творчество субъектов взаимодействия.

Интерактивное обучение рассматривается как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта; обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий; обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог» [6, с.19].

При использовании интерактивных форм и технологий меняется логика учебного процесса: у студентов формируется новый опыт, а затем происходит его теоретическое осмысление.

В свою очередь, опыт, приобретённый студентами, служит источником для их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь им, студенты берут на себя часть функций преподавателя, что способствует большей продуктивности обучения. Данная модель обучения эффективна в системе среднего профессионального образования в силу возраста и имеющегося жизненного опыта студентов.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования диктуются рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики [7, с.229-232].

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Работа в образовательном учреждении предусматривает системный подход и учет потенциала преподавателя, обучающихся и особенностей всех компонентов учебного процесса для организации инновационной деятельности; готовность обучающихся гибко адаптироваться в меняющихся обстоятельствах, самостоятельно критически мыслить; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; наличие у обучающихся умений грамотно работать с информацией – уметь собирать и анализировать факты, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.

Глубинный смысл применения современных инновационных технологий в образовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов для достижения целей профессионального обучения, оптимальности выбираемых для этого методов и средств.

Активное и широкое применение интерактивных технологий в образовательной практике – уникальный путь реализации идей педагогической инноватики, «средство повышения педагогического мастерства педагогов и эффективности деятельности учащихся или студентов в достижении более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов» [3, с.59].

Современное состояние системы образования позволяет наметить задачи на перспективное развитие. Необходимо совершать следующие действия:

- интенсивно внедрять результаты педагогических исследований в образовательную практику;

- от когнитивной практики перейти к поведенческой модели модернизации отношений: преподаватель-студент, студент-студент на основе социокультурной компетентности.

На основе инновационного развития образование сможет дать «опережающий ответ на стратегические требования времени».

Библиографический список

1. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 328 с.

2. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: Ленанд, 2017. – 848 с.

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 256 с.

4. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – 79 с.

5. Бычков, А.В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. – 2005. – № 6. – 83 с.

6. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие/ Ступина С.Б. – Саратов, Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области