Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Ёжик» № 84
Мастер класс «Моя семья — радость моя»
Подготовила педагог — психолог Т.Г. Белецкая
г. Ульяновск 2018 год
Пояснительная записка.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои...
Игровой сеанс тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Данный тренинг направлен на детей, которым уже более-менее доступен высокий уровень вербализации. Упражнения построены на взаимодействии родителя и ребенка в комфортной ситуации - так, чтобы они могли пообщаться в другой атмосфере и таким образом узнать что-то новое о потребностях, к которым до этого они, возможно, были глухи.
Время проведения: 60 мин
Место проведения: музыкальный зал
Адресат: родители, дети старшего дошкольного возраста
Оборудование и материалы: бэйджи с именами участников, маркеры, цветные карандаши, фломастеры, листы формата А4 и А3, картинки взрослых и детей, магнитофон, музыкальные записи.
Ведущий: педагог — психолог
ЦЕЛЬ:
1. Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации.
2. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.
3. Описание родителей «глазами» детей
4. Создать положительный эмоциональный фон в детско-родительских отношениях
ЗАДАЧИ:
• Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
• Активизация коммуникаций в семье;
• Повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
• Формировать представление у детей о семье, воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
• Активизировать словарный запас детей «семья», «семейные ценности», «забота», «любовь», «уважение»
Ход ЗАНЯТИЯ
Психолог:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья
Психолог
Дорогие наши родители и дети, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о семье, добре, любви… Но для начала давайте познакомимся. Сейчас дети по очереди встаньте и представьте своих родителей, но не просто а со словом которое у вас ассоциируется с родителем, например, мама - нежная или папа -грозный, защитник и т. д, так же родители представляют своих детей.
(дети представляют своих родителей, а родители своих детей)
Психолог: Ребята, а что такое семья?
Ответы детей/родителей: это улыбки на лицах, родные люди, веселье, уют…
Психолог: А что нужно для того, что бы семья была крепкая, дружная?
Ответы детей/родителей: нужно любить родных, уважать, помогать, верить друг, друга стоять стеной за семью и т. д.
Психолог: Конечно, вы молодцы. Семью можно сравнить с цветком, её нужно удобрять любовью, лелеять уважением, оберегать от невзгод и радоваться новым победам.
Психолог: А сейчас я предлагаю поиграть в игру
1. «Встаньте те, кто…» (участникам предлагается вставать, если описание подходит)
- вместе читают книжки;
- вместе гуляют;
- вместе моют посуду;
- вместе играют.
- имеют общее увлечение;
- помогают маме мыть посуду;
- помогают маме выносить мусор;
- вместе путешествую и т. д.
2. Игра «Обнималочка»
Чтобы начать эту подвижную игру с родителями, дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и родительницы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять ее раньше остальных детей.
3. «Герб семьи» С давних пор люди составляют гербы из разных символов, которые придают уверенность силу. В этом гербе имели отражение: имя, сильная черта, общая особенность, внешняя сила (что или кто поддерживает извне, «подвиг»(ситуации, в которых члены семьи были «на высоте», мечта. Нарисуйте герб своей семьи.
Ключевые вопросы к рисунку.
• Как члены семьи договариваются друг с другом, умеют ли это делать? Обсуждают ли общий план работы?
• Решения принимаются коллективно или единолично, кто принимает решение?
• Чьему мнению в семье отдается предпочтение, кто уступает?
• Кто является основным генератором идей (придумщиком, кто воплощает идеи в жизнь?
4. «Опиши своего ребёнка».
Поочередно каждый участник родитель рассказывает о своём ребёнке. При этом родителю задаются вопросы: «Какой ваш ребёнок?», «Что она/он любит?», «Что она/он не любит?», «Что ей/ему нравится?», «Что ей/ему не нравится?», С каким вопросом или просьбой он/она к вам обращается чаще всего? «Какая любимая игра/игрушка у вашего ребёнка?», «Что он/она больше всего любят делать?»
5. Психолог: А кто знает пословицы о семье:
Дети/родители:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Семья сильна, когда крыша одна
На что и клад, коли в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Человек семьею крепок
В семье любовь да совет, так и нужды нет
6. Пальчиковая гимнастика “Моя семья”.
Все встают в круг и сжимают пальцы ведущей руки в кулак. Вместе с педагогом повторяют текст и выполняют движения:
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
7 Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…
Наша встреча подошла к концу. Давайте мы все сядем в один большой круг, и каждый расскажет, в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало
Рефлексия: с помощью смайликов: грустный - синий, веселый - зелёный красный-не знаю, что сказать родители оценивают итог тренинга.
Литература
Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 72 с.
Лопанина О.Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников // Справочник педагога – психолога детский сад №4, 2012 – стр.65-79
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.