Конспект образовательной ситуации
в старшей группе
по познавательному развитию (математика)
«Путешествие по стране Сказок»
Подготовил воспитатель:
Лытнева Н.В
Образовательные области: познавательное, речевое, физическое развитие.
Цель: формирование элементарных математических представлений
Образовательные задачи:
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7
Совершенствовать знания геометрических фигур
Закрепить знания цвета.
Совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание.
Закрепить ориентировку на плоскости.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материал:
К пяти шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях.
Плоскостные изображения сказочных героев.
Плоскостные изображения конфет в количестве 7 шт., разного цвета.
Корзинка с конфетами плоскостная.
Мешочек, геометрические фигуры(4шт. - синего цвета, 4шт. – красного цвета)
Плакат с изображением зайца из геометрических фигур.
Картон белого цвета и геометрические фигуры разного цвета.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, прием активизации самостоятельного мышления детей.
Деятельность детей: игровая, коммуникативная , практическая.
Ход деятельности
1.Вводно- организационный этап. Приветствие: «Круг радости».
Дети выстраиваются в круг, выполняют действия согласно тексту.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы пойдем сейчас направо.
А теперь пойдем налево.
В центр дружно соберёмся.
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Путешествовать начнем.
2.Мотивационно – побудительный этап.
Сюрпризный момент.
Дети стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на шары с прикрепленными к ним конвертами.
- Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шариков!
- Как узнать сколько их? (Нужно шарики посчитать)
- Давайте их сосчитаем. Сколько их? (5)
- Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Мы сможем встретиться с героями сказок, если правильно
отгадаем загадки.
3. Организационно- поисковый этап
Порядковый и количественный счет в пределах 7
Дети стоят полукругом.
Воспитатель берет красный воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней … (Красная Шапочка)
- А вот и сама Красная Шапочка
На доске выставляется фигура Красной Шапочки
- Она идет к бабушке. Что она несет ей? (Ответы детей)
- Молодцы, а еще она несет ей конфеты. (Показ корзинки с конфетами)
- Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)
- Давайте сосчитаем. Сколько конфет?
Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает их (количественный счет).
- Сколько всего конфет?(7 конфет)
- Молодцы! Какая по счету желтая конфета? (Желтая конфета по счету 3) (порядковый счет)
- Какая по счету голубая конфета?
- Какого цвета пятая конфета?
- Какая конфета находится перед малиновой?
- Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
Закрепление знаний геометрических фигур с помощью игры «Танграмм»
Воспитатель берет зеленый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Сейчас, отгадав загадку, узнаем, с кем нас ждет встреча.
Он не знает ничего.
Вы знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?.. (Незнайка)
Воспитатель помещает фигуру Незнайки на фланелеграф.
- Незнайке нужно помочь собрать из геометрических фигур посмотрите кого. Кто это? (Заяц)
- Для выполнения этого задания давайте создадим пары. Сейчас из нашего волшебного мешочка вытащим геометрические фигуры. Посмотрите у кого какие геометрические фигуры. А теперь найдите свою пару. Теперь пройдите к столу, и из геометрических фигур соберите зайку. (работа по образцу в парах)
- Незнайка очень доволен за то, что вы помогли ему, и хочет с вами поиграть. . 4. Динамическая пауза (движения выполняются согласно тексту)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
- Попрощаемся с Незнайкой и отправимся в следующую сказку.
Воспитатель берет желтый шар, читает.
Составление и решение задач
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый …(Чебурашка)
На фланелеграфе выставляет фигуру Чебурашки.
- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание: решить задачи. Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке. Присядьте на коврик. И так, будьте внимательны.
Дети работают сидя на коврике.
1. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел,
На пенек потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)
2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (шесть кошечек)
3.Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (три щенка)
- Молодцы!! Чебурашка благодарит нас за помощь. А мы продолжаем путешествие по стране Сказок.
- В какой же сказке мы теперь можем оказаться?
Воспитатель берет синий воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса.
Даже дырку на картине
Носом сделал … (Буратино)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигуру Буратино
- Здравствуйте, ребята! Молодцы, догадались кто я. Мальвина дала мне задание – украсить коврик, но я никак не могу справиться. Помогите мне, пожалуйста.
Игра: «Укрась коврик»
Дети работают сидя за солом, после выполнения задания сравнивают свою работу с образцом.
- Ребята, пройдите, сядьте за столы. Перед вами лежи картонный лист бумаги и наборы геометрических фигур. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:
- в верхнем левом углу положите треугольник синего цвета;
- в правом нижнем углу – кружок зеленого цвета;
- в центре положите прямоугольник красного цвета;
- в левом нижнем углу - квадрат синего цвета.
- А сейчас проверим по образцу.
-… Каким цветом положил треугольник в правом верхнем углу? Что расположено в центре? И т.д.
- Буратино благодарит за помощь, и дарит нам шарик (фиолетовый) с конвертом в котором есть здания для следующего путешествия.
4. Оценочно – рефлексивный этап
- Вам понравилось путешествовать по Стране Сказок? (ответы детей)
- Вспомните, в каких сказках мы побывали? (Ответы детей)
- Ребята, у нас сегодня получилось большое занятие, мы многим смогли помочь. Давайте вспомним, чем мы помогли сказочным героям? (ответы детей)