Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста »

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Н. В. Зайцева

Воспитатель МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»

«Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста »

Аннотация: в статье представлено сюжетно-ролевая игра как средство формирования дружеских взаимоотношений старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: сюжетно-ролевые игры, дружеские взаимоотношения, творческие игры, общение, играть.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.

Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся» [4,с. 45]. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются впоследствии в сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов - внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально - этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

В сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, развивает коммуникативные способности детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желание сделать приятное другим, готовность оказать помощь, проявить уважения к сверстникам, доброжелательность. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения[1,с.76]. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения взаимодействий и взаимоотношений. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх: игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы,  не испытывая прямой зависимости от взрослого. Становление ребенка как  личности происходит в играх, организуемых в детских группах, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению Д.Б. Эльконина  [3,с.125] между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена  известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, А.П.Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В.  Краснощековой [3,с.256]. Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.

Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения приобретенные ранее.

Во многие игры дети играют на протяжении всего дошкольного возраста. Например: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин» – в эти игры играют дети всех возрастов. В старшем дошкольном возрасте общение детей становится более взвешенным, вербальным, рациональным. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.Обсуждение содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). Например, дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?» Дети начинают спорить: одни говорят — в Москву, другие — на север. Сережа предлагает — по Иртышу в Омск. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе мы используем различные формы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепку, рисование, оформление тематических альбомов.

Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «Семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основой формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.).  

Новыми играми старших дошкольников являются игры в «Школу», «Библиотеку».  Ребенок в этом возрасте (особенно в подготовительной группе) готовится к новому этапу своей жизни, к новой деятельности — учению в школе. Он с нетерпением ждет того дня, когда станет учеником. Интерес к игре объясняется привлекательностью познавательного материала, умением проявить свои организаторские способности. И это желание ребенка учиться находит выход в любимой игре детей старшего возраста — в «Школу».Приемы руководства этой игрой различные: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Перед каждой игрой с детьми проводится разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет.  Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Характер таких игр разнообразен (сюжетные, строительные и др.).Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний, развитию творческих игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми. Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой  и источником различных творческих актов, разыгрывает продуктивность воображения детей, помогает накоплению их  эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира. В ней дети отражают свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающему и прежде всего к деятельности взрослых.

Список литературы:

1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. /Сб. статей  под ред.А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Феникс, 2005.

2. Воспитание и обучение детей в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2001.

3. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Наука, 1995.

4. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования.\\ Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975.-с 106-123

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области