ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Статья содержит информацию об опыте формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе муниципального дошкольного образовательного учреждения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Таптыкова Е.Н

воспитатель ГБДОУ№ 61 г. Санкт- Петербург, Приморский район.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

Аннотация: Статья содержит информацию об опыте формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Результаты многочисленных научных исследований последних десятилетий свидетельствуют о наличии низкого уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, что проявляется в их беспомощности в отношениях со сверстниками, неспособности разрешать простейшие конфликты, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. Поэтому неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на необходимости развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников представлена в трудах таких исследователей, как: Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Л.Н. Галигузова, О.А. Горлова, О.Л. Куликова, О.И. Муравьёва, О.С. Новикова, Е.О. Смирнова и др. По мнению педагогов и психологов, коммуникативные умения не являются врожденными, они формируются в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Именно в раннем возрасте наблюдается наиболее интенсивное развитие функций коры головного мозга ребенка, формируются первые устойчивые качества личности, все компоненты коммуникативной деятельности находятся в стадии становления (М.И. Лисина). Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются (или не формируются) основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения человека, которые могут сохраниться до конца жизни [1]. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста, который, по Д.Б. Эльконину, охватывает период жизни ребенка от года до трёх лет [3] . Исследования проведенные в процессе работы с детьми, свидетельствуют о недостаточном количестве ясельных групп в муниципальных детских дошкольных образовательных учреждениях, что повлекло за собой рост частных детских садов, центров раннего развития, детских развивающих центров. .В этих центрах более малочисленные группы и занятия с детьми позволяют уделить достаточно времени каждому ребенку. Но и в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях занятия направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В ходе работы было выявлено, что педагогические коллективы детских садов г. Санкт-Петербурга ведут активный поиск новых методов, приемов, средств, которые бы позволяли осуществлять всестороннее развитие детей разного возраста. Преимущественно работа строилась в моей группе на основе концепции и практики свободного саморазвития ребенка, идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого и развивающего обучения Л.С.Выготского.

Основными формами учебной работы являются:

- свободные занятия детей, когда каждый ребенок может выбрать любой материал и работать с ним;

- индивидуальные занятия с ребенком, во время которых ему передается способ деятельности с тем или иным материалом, сжато, но достаточно ёмко, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребенка и получаемые им чувственные впечатления, дается необходимая информация;

- общегрупповые занятия, которые проводятся в течение 15-20 минут, когда педагог целенаправленно организует совместную деятельность детей.

Помещение группы разделено на ряд специально организованных зон:

- зона практической жизни, где расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами;

- зона сенсорного развития, которая дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира: он может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться с их свойствами; - языковая, математическая, естественнонаучная зоны, где находятся материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Большое внимание работе отводится развитию коммуникативных умений дошкольников., В работе с детьми я использовала разработанную и апробированную программу Г.А. Кравчук «Семена дружбы», состоящую из четырех блоков.Первый блок включает в себя целенаправленное побуждение детей к общению со сверстниками. В него входят ритуалы приветствия и прощания, песенки-инсценировки, совместные игры с различными предметами и игрушками, способствующие развитию общения между детьми. Второй блок содержит игры -потешки и хороводные игры, основанные на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Они помогают малышам пережить чувство общности, формируют умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие. Третий блок состоит из сюжетных игр, которые подготавливают ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками. С помощью взрослого они включаются в воображаемый контекст и принимают новую смысловую ситуацию. В четвертый блок входит совместная предметно-продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различные поделки. Занятия проводились в младшей группе (дети до трех лет). В период адаптации были привлечены и родители.. В качестве основных принципов проведения занятий нами были определены: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, выразительные воздействия педагога на детей, позиция педагога как равноправного партнера, поощрение инициативы ребенка, создание благоприятного эмоционального климата, принцип свободного участия. На начальном этапе апробации программы возникла трудность при реализации совместной предметно-продуктивной деятельности. Дети не имели опыта совместной работы, мешали работе сверстников, часто возникали конфликтные ситуации по поводу материалов. У большинства малышей не было опыта работы с пластилином и красками. В ходе работы наблюдались положительные изменения: дети учились договариваться, делиться, просить, замечать и уважать работу сверстников, более старшие стали оказывать помощь младшим. С большим интересом к этой деятельности подключались родители. Многие участники эксперимента просили повторить понравившиеся аппликационные работы. Особенно позитивно было воспринято как детьми, так и взрослыми использование песенок-инсценировок и игр - потешек. Родители оказывали активную помощь в организации сюжетных игр на прогулках, вовлекая в них как своих, так и чужих детей. Сюжетные игры вызывали у малышей положительный эмоциональный отклик. Все игры и совместная деятельность детей и взрослых проводились в свободной форме, участие в них каждого ребенка было добровольным. Доброжелательное отношение воспитателя к детям, отсутствие отрицательной оценки их действий было необходимым условием проведения занятий. Об эффективности программы «Семена дружбы» свидетельствуют полученные нами результаты сформированности коммуникативных умений у детей раннего возраста, под которыми мы понимаем личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия. Они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить своё поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. В настоящей статье мы не претендуем на исчерпывающий анализ всех результатов, но считаем важным отметить, что уровень сформированности данных умений вырос по всем определенным нами критериям (коммуникативная инициатива, эмоциональное отношение (чувствительность) к воздействиям партнера, владение средствами общения, преодоление конфликтов). Таким образом, мы считаем, что продуктивными условиями развития коммуникативных умений у детей раннего возраста могут быть:

- включение ребенка в сюжетные игры; - использование игр- потешек и хороводных игр;

- целенаправленное побуждение детей к общению со сверстниками;

- использование совместной предметно-продуктивной деятельности.

Данные условия предполагают обязательное взаимодействие воспитателя, детей и их родителей.

Использованные источники: 1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.