Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад № 3 общеразвивающего вида г. Зея
Консультация:
" Формы и методы взаимодействия с семьёй по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников."
" Любовь к Родине начинается с семьи"
Ф. Бекон
Подготовила: Воспитатель Тюрюханова Е. В
В современных условиях проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушных к близким людям, в том числе товарищам по группе, редко сострадают к чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье. В настоящее время задачи и цели нравственно- патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья- источник и звено передачи ребёнку социально- исторического опыта. В ней ребёнок получает первые уроки нравственности закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Неслучайно основная задача нравственно- патриотического воспитания- любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой Родине. Решение задач нравственно- патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Основные цели и задачи:
Цель: Формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.
Задачи: 1. Привлечь родителей к обсуждению и решению в вопросах
нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
2. Раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и
педагогов по патриотическому воспитанию детей;
3. Познакомить с формами и методами проведения мероприятий,
направленных на решение задач патриотического воспитания;
4. Показать родителям роль семьи в нравственно- патриотическом
воспитании;
5. Выработать согласованные действия педагогов и семьи по
вопросам патриотического воспитания.
Все эти задачи важны и актуальны и решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками. Такая работа невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников. Взаимодействие и общение с родителями- процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении. Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнёрства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляются через различные формы сотрудничества.
1. Проведение общих ( групповых, индивидуальных ) собраний;
2. Педагогические беседы с родителями;
3. Круглый стол с родителями;
4. Тематические консультации;
5. Конференции с родителями;
6. Совместные досуги;
7. Диспуты;
8. Открытый НОД с детьми в детском саду для родителей;
9. Организация уголков для родителей;
10. Посещение семьи;
11. Дни открытых дверей;
12. Использование ИКТ;
13. Работа с родителями, активом групп;
14. Семейные клубы;
15. Родительская почта и телефон доверия;
16. Семинары- практикумы;
17. Совместная экскурсия;
18. Родительские конференции.
Актуальным является метод " Семейных проектов" , суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные, познавательные интересы и приоритеты, готовят материал по заранее выбранной теме.
1. Проектный метод в работе с семьёй по нравственно- патриотическому воспитанию.
Проект " Родной свой край, люби и знай!"
Проект " Маленький патриот"
Проект " Мой город в истории Победы"
Проект " Дружат дети всей семьи"
Семейно- художественные творческие проекты: " Дети - цветы жизни", " Птицы семейного счастья", " Моя семья", " Мой город в моём окне", оформление семейных альбомов, выставок
2. Нетрадиционные формы родительских собраний в работе с семьёй " Гражданин воспитывается с детства", " Влияние природы на всестороннее развитие личности ребёнка", " Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?", " Воспитание любви к родному городу и семье", круглый стол: " Задачи семьи и детского сада в воспитании ребёнка едины", " Из чего складывается трудолюбие?".
3. Консультации для родителей " Воспитание самостоятельности и ответственности", " Актуальность патриотического воспитания в обществе", " Как организовать труд дома?", " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников", " Как воспитать патриота?", " Азбука общения", " Как приучить детей охранять природу?", " Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне?", " Вместе с ребёнком смотрим телепередачи о природе", " Скоро в школу".
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики " Спрашивали- отвечаем", " Это интересно знать", " От всей души", " Папки- передвижки", " Моя семья".
Фотомонтажи: " Из жизни группы", " Моя бабушка лучше всех", " Мама и я, счастливые мгновения". Оформления семейных и групповых альбомов ( " Наша жизнь день за днём", " Семейный вернисаж", " Семья- здоровый образ жизни".
4. Тематические и традиционно- календарные праздники " Осенняя ярмарка", " День народного единства", " День матери", " Новогодний праздник", рождественские праздники: " Пришла коляда, открывай ворота", " День Защитника Отечества", "8-е марта", " Масленица", " Встреча весны - фольклорный праздник", " День Победы", " День города". Организация мероприятий , посвящённых " Дню Победы", так как на этих мероприятиях обязательно присутствуют ветераны и участники ВОВ. Спортивные мероприятия.
5. Музейная педагогика, как форма взаимодействия с семьёй по патриотическому воспитанию. В учреждениях необходимо создать музей " Русская изба", " Изделия из бересты", " Ёлочные игрушки наших бабушек", " Музей часов", " Чайная церемония", " Игрушки- забавы", " Бабушкин сундук", " Ложечка, ложечка", " Пуговичная история" и.т.д.
6. Использование наглядно-информационных и агитационных форм. Проведение акций: " Берегите первоцветы", " Мы за чистый город", " Земля- наш общий дом".
Оформление тематических стендов: фотовыставки семейной тематики " Фронтовики оденьте ордена";
Тематические дни " Синичкин день", " День Здоровья", " Международный День Театра", " День Дошкольного работника", " День смеха", " День Защиты Детей". Размещение методических материалов, фотоматериалов, информации, поздравления на сайте детского сада. Использование личной электронной почты для обобщения и обратной связи.
7. Участие в конкурсах различного уровня. Конкурсы учреждения: " Моя мама рукодельница", " Столовая для птиц", конкурсы рисунков " Старинный город", " Зимняя сказка- новогоднее оформление", конкурс плакатов " Берегите природу", " Наши дети- это наше будущее", " Дары осени", " Мой гербарий, поделки из природного материала", поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ например: "Новогодние игрушки".
8. Экскурсии : по городу, в музеи, библиотеки и.т.д
9. Фотовыставки: " Зея- вчера, сегодня, завтра", " Путешествие по России".
Вывод: Наша задача заинтересовать родителей показать важность воспитания нравственных основ, гражданских и патриотических качеств в обществе и культуре. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад установит тесную связь с семьёй. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителе не только, как помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности педагогов и семьи.