Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Стендовый доклад на тему "Реализация исследовательского проекта"Как сделать зубную пасту" на основе методики А.И.Савенкова

Целью данного материала является: поделиться практическим опытом с коллегами в области познавательно-исследовательской деятельности на основе методики А.И. Савенкова, используя все им предложенные этапы познавательной деятельности. Задачи материала: -помочь развить у детей познавательную активность; интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребёнка - "Детский сад № 88 "Антошка"

Стендовый доклад

«Реализация исследовательского проекта

«Как сделать полезную зубную пасту»

на основе методики А.И. Савенкова

Авторы: Леонтьева Татьяна Андреевна -

воспитатель высшей

квалификационной категории

Дерюга Марина Николаева –

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Северодвинск

2018 год

Методика организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

“Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню, 

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица 

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы

- уметь доказывать

- делать выводы

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

С целью развития исследовательской деятельности у детей нашей группы мы изучили и систематизировали материалы соответствующей методической литературы по данной теме.

За основу работы взяли методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения».

Цель данной методики заключается в развитии познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.      

 Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

 Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

 Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Для развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста мы поставили следующие задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие исследовательского поведения.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Этапы реализации исследовательской деятельности.

- самостоятельная исследовательская практика;

- тренинг исследовательских способностей;

- мониторинг исследовательской деятельности детей.

Самостоятельная исследовательская практика.

Основное содержание работы на этом этапе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска и творческого проектирования постепенно возрастает.

Тренинг исследовательских способностей.

В ходе данного тренинга дети должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться:

-видеть проблемы

-ставить вопросы

-выдвигать гипотезы

-давать определения понятиям

-классифицировать

-наблюдать

-проводить эксперименты

-делать умозаключения и выводы

-структурировать материал

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, все, что им обнаружено и изучено, очень важно для всех, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Этапы детских исследований (по методике А.И. Савенкова)

Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:

-выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования)

-выработку гипотез

-поиск и предложение возможных вариантов решения

-сбор материала

-обобщение полученных данных

-подготовку материалов исследования к защите

-защиту.

Специфика организации обучения исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

Обучение исследовательской деятельности детей мы проводим в два этапа:

 Содержание Подготовительного этапа:

-оборудование развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие исследовательского поведения: создание центра «Опыты и эксперименты», подбор литературы по данной тематике, подбор тем для исследования, изготовление пособий, картотек опытов.

- знакомство с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением.

Примерное оборудование центра:

приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

«Сундучок юного исследователя» - для исследовательской деятельности в природных условиях.

-ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности.

Практический этап - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым.

Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом.

Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме.

Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения.

В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных способностей детей. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся мыслить, доказывать, спорить и т.д.

Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития. Дети вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят экспериментальный анализ и представляют результаты работы в различных формах выступлений:

- сообщения

- макеты

- стендовые доклады

-презентации

- выставки

Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. Важным является ежемесячное проведение детско-родительских дней, где родители принимают активное участие в групповых исследовательских проектах, которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

Значение исследовательской деятельности для детей:

 Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

Развивается речь ребенка.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Таким образом, методика, предложенная А.И.Савенковым, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию интеллектуального потенциала ребенка.

Использование этой методики позволяет успешно решать задачи по подготовке к обучению в школе (развитие познавательной активности и интереса, психических процессов – анализа, синтеза, классификации и др., самостоятельности, творчества, коммуникативных навыков, проявление волевых качеств), т.е. целый спектр универсальных учебных действ

Считаем, что данный материал будет полезен работникам дошкольных учреждений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области