Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребёнка - "Детский сад № 88 "Антошка"
Стендовый доклад
«Реализация исследовательского проекта
«Как сделать полезную зубную пасту»
на основе методики А.И. Савенкова
Авторы: Леонтьева Татьяна Андреевна -
воспитатель высшей
квалификационной категории
Дерюга Марина Николаева –
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Северодвинск
2018 год
Методика организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы
- уметь доказывать
- делать выводы
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
С целью развития исследовательской деятельности у детей нашей группы мы изучили и систематизировали материалы соответствующей методической литературы по данной теме.
За основу работы взяли методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения».
Цель данной методики заключается в развитии познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Для развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста мы поставили следующие задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие исследовательского поведения.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Этапы реализации исследовательской деятельности.
- самостоятельная исследовательская практика;
- тренинг исследовательских способностей;
- мониторинг исследовательской деятельности детей.
Самостоятельная исследовательская практика.
Основное содержание работы на этом этапе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска и творческого проектирования постепенно возрастает.
Тренинг исследовательских способностей.
В ходе данного тренинга дети должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться:
-видеть проблемы
-ставить вопросы
-выдвигать гипотезы
-давать определения понятиям
-классифицировать
-наблюдать
-проводить эксперименты
-делать умозаключения и выводы
-структурировать материал
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Мониторинг исследовательской деятельности детей.
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, все, что им обнаружено и изучено, очень важно для всех, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Этапы детских исследований (по методике А.И. Савенкова)
Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:
-выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования)
-выработку гипотез
-поиск и предложение возможных вариантов решения
-сбор материала
-обобщение полученных данных
-подготовку материалов исследования к защите
-защиту.
Специфика организации обучения исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:
Обучение исследовательской деятельности детей мы проводим в два этапа:
Содержание Подготовительного этапа:
-оборудование развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие исследовательского поведения: создание центра «Опыты и эксперименты», подбор литературы по данной тематике, подбор тем для исследования, изготовление пособий, картотек опытов.
- знакомство с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением.
Примерное оборудование центра:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
«Сундучок юного исследователя» - для исследовательской деятельности в природных условиях.
-ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности.
Практический этап - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым.
Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом.
Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме.
Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения.
В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных способностей детей. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся мыслить, доказывать, спорить и т.д.
Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития. Дети вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят экспериментальный анализ и представляют результаты работы в различных формах выступлений:
- сообщения
- макеты
- стендовые доклады
-презентации
- выставки
Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.
Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. Важным является ежемесячное проведение детско-родительских дней, где родители принимают активное участие в групповых исследовательских проектах, которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.
Значение исследовательской деятельности для детей:
Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
Развивается речь ребенка.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Таким образом, методика, предложенная А.И.Савенковым, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию интеллектуального потенциала ребенка.
Использование этой методики позволяет успешно решать задачи по подготовке к обучению в школе (развитие познавательной активности и интереса, психических процессов – анализа, синтеза, классификации и др., самостоятельности, творчества, коммуникативных навыков, проявление волевых качеств), т.е. целый спектр универсальных учебных действ
Считаем, что данный материал будет полезен работникам дошкольных учреждений.