Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»
Разработка учебного занятия с использованием модульной технологии.
для студентов специальности 12.02.01. «Авиационные приборы и комплексы»
Дисциплина "Электрорадиоизмерения" .
Разработал: Коломийцев А.Н.,
преподаватель спецдисциплин
г.Арзамас
Использование модульной технологии в преподавании учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»
В дисциплину «Электрорадиоизмерения» вошли следующие модули:
Модуль «Виды и методы измерений».
Модуль «Устройство и работа аналоговых приборов»
Модуль «Комбинированные и термоэлектрические приборы»
Модуль «Цифровые измерительные приборы»
Модуль «Измерительные генераторы»
Модуль «Электронно-лучевые осциллографы»
Модуль «Цифровые осциллографы»
Модуль «Измерительные генераторы»
Модуль «Электронные частотомеры»
Модульная схема выдается на занятии на каждый стол учащихся. Схема состоит из небольших блоков – учебных элементов (УЭ). Каждый учебный элемент может содержать в себе разные структурные элементы. В каждом учебном элементе указаны цели, содержание работы, вид учебной деятельности учащихся. Такие схемы помогают обеспечить индивидуальный подход к обучающимся, оказать им конкретную помощь, организовать работу в парах, группах, самостоятельное освоение материала, взаимопроверку.
Модуль «Виды и методы измерений»
Дидактическая цель заключается в том, что в результате овладения содержанием этого модуля обучающиеся должны проводить измерения электрических и радиотехнических величин с помощью современных методов и приборов.
УЭ-0 связан с интегрирующей целью, которой предусмотрено, что в результате работы обучающихся должны изучить основные виды и методы измерений, научиться производить простейшие измерения электрических параметров.
УЭ-1 определяет исходный уровень знаний («входной контроль знаний»). Для этого студенты выполняют тестовые задания по двум вариантам:
Вариант № 1
В каком веке впервые был изобретен электроизмерительный прибор:
А. XX;
Б. XIX;
В. XVIII;
Г. XVII.
2. Дайте определение измерению:
А. Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины;
Б. Нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств;
В. Качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины;
Г. Г. Техническое средство, используемое при измерениях.
3. Дайте определение средствам измерения:
А. Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины;
Б. Нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств;
В. Качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины;
. Г. Техническое средство, используемое при измерениях.
Какая из перечисленных единиц СИ относится к основным?
А. Мощность (Ватт);
Б. Сопротивление (Ом);
В. Разность потенциалов (Вольт);
Г. Сила электрического тока (Ампер).
5. Дайте определение постоянной погрешности:
А. Непрерывно возрастающая или убывающая погрешность;
Б. Длительное время сохраняет своё значение;
В. Погрешность, значение которой является периодической функцией времени;
Г. Изменяется вследствие совместного действия нескольких систематических погрешностей.
Вариант № 2
Кто впервые изобрёл электроизмерительный прибор:
А. Фарадей;
Б. Тесла;
В. Попов;
Г. Ломоносов.
Дайте определение точности измерения:
А. Качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины;
Б. Нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств;
В. Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины;
Г. Г. Техническое средство, используемое при измерениях.
Дайте определение погрешности измерения:
А. Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины;
Б. Нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств;
В. Качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины;
Г. Техническое средство, используемое при измерениях.
Какая из перечисленных величин не относится к электрической?
А. Сопротивление;
Б. Электроемкость;
В. Освещенность;
Г. Индуктивность.
Дайте определение прогрессивной погрешности:
А. Непрерывно возрастающая или убывающая погрешность;
Б. Длительное время сохраняет своё значение;
В. Погрешность, значение которой является периодической функцией времени;
Г. Изменяется вследствие совместного действия нескольких систематических погрешностей.
Из предложенных четырех вариантов ответа обучаемые должны выбрать верный.
После выполнения этого и всех последующих заданий учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения по коду, предоставленному преподавателем. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Цель УЭ-2 заключается в измерении электродвижущей силы (ЭДС) аккумуляторной батареи телефона (смартфона) с помощью мультиметра.
Из своего телефона (смартфона) извлекается аккумуляторная батарея. В мультиметре «Род измерений» устанавливается в положение «-U». Соблюдая полярность - произвести измерение ЭДС аккумуляторной батареи. За выполнение задания – 2 балла.
Цель УЭ-3 заполнить таблицу измерений и провести анализ показаний результатов.
№ п/п | Показания прибора | Тип батареи | Емкость батареи | Заряд батареи в % |
1 | ||||
2 |
Обучаемые, проводят анализ результатов измерений. Результат фиксируется в тетради.
УЭ-4 составить простейшую схему для измерения напряжения участка цепи.
Обучаемые самостоятельно составляют электрическую схему для измерения напряжения с использованием предложенных приборов и оборудования. За правильно собранную схему - 3 балла. При допущении незначительных ошибок – 2 балла. При помощи преподавателя -1 балл.
УЭ-5 произвести измерение напряжения с помощью амперметра.
Так как измерительные механизмы у амперметра и вольтметра аналогичные, то «зашунтировав» амперметр (подключив между клеммами магазин сопротивлений) и отградуировав его с помощью блока питания, можно использовать данный прибор для измерения напряжения.
Обучающие изучают основные методы измерений. И на практике производят измерения электрических параметров методом сравнения – нулевым методом. За правильно выполненное задание без помощи преподавателя – 5 баллов. При допущении ошибок - 3 балла.
УЭ-6 подведение итогов учебного занятия. Обучаемым предлагается:
1) Прочитать цель занятия.
2) Проанализировать, достигли ли цели занятия? В какой степени?
3) Оценить свою работу на занятии путем подсчёта баллов, полученных каждым обучаемым за занятие.
УЭ-7 включает в себя домашнее задание.
Ответить на вопросы
1. Определить какой из изученных методов измерения является наиболее точным?
2. Какие существуют виды погрешности? В чём их отличие?
3. Условные обозначения на измерительных приборах.
4. Класс точности измерительных приборов.
Литература:
1. Шишмарев В.Ю. Электрорадиоизмерения: – М.: Издательский центр «Академия», 2014
2. Нефедов В.И. Электрорадиоизмерения: – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М , 2012
Интернет-ресурсы (ИР)