Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Психологический практикум на уроках обществознания в старшей школе, как средство развития регулятивных универсальных учебных действий»

Новизна представляемого педагогического опыта заключается не в формировании принципиально новой технологии, методов и приёмов деятельности учителя, а в попытке наиболее полной реализации возможностей сочетания различных компонентов образовательного процесса, внедрения психологического сопровождения в занятия практической направленности. Следует отметить, что новизна инновационного педагогического опыта заключается в следующем: 1. Приведение в систему и объединение в единый комплекс целей, методов, средств обучения для осуществления личностно - ориентированного подхода в преподавании обществознания как дисциплины, обеспечивающей формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных школьных возрастов. 2. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся на то, чтобы учение из каждодневной принудительной обязанности превращалось для них в часть общего знакомства с собственным внутренним миром, что является составляющей частью социализации личности. 3. Применение системного анализа содержания учебного предмета, что позволяет оперативно подобрать оптимальную технологию обучения для каждого урока практической направленности. 4. Разработка новых технологий развивающего обучения через внедрение в учебные занятия проективных психодиагностических методик и форм тренинговой групповой работы. 5. Достижение высокого уровня обобщения материала личностно - ориентированного содержания путём его ситуативной вариативности. 6. Модернизация урока - практикума. Предпочтение отдаётся его нетрадиционным формам (групповая дискуссия, психологические этюды, вербализация процесса самопознания). 7. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности учителя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения. 8. Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы класса в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях. Основная цель инновации. Создание психолого – педагогических условий на учебных занятиях по обществознанию в 10-11 классах для формирования способов самопознания и социально положительной продуктивной саморегуляции через активное усвоение учащимися значимой социально-психологической информации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

«Психологический практикум на уроках обществознания в старшей школе, как средство развития регулятивных универсальных учебных действий»

Срок реализации 2 года

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 4»

Писцова Лидия Александровна

I категория «учитель»

г. Корсаков

2014

Содержание

Содержательная часть…………………………………………………….....3

Описание промежуточного результата, полученного в ходе инновационного проекта на момент подачи заявки……………………………...9

Финансово - экономическое обоснование необходимых затрат на реализацию инновационного проекта……………………………………………13

Библиографический список………………………………………………...14

Приложения………………………………………………………………….15

- словарь терминов;

-план мероприятий в рамках инновационного проекта на 2014-2016 гг.;

-проективные упражнения, используемые в рамках инновационного проекта;

-тематика проектов по обществознанию в рамках инновационного проекта (авторская разработка);

-рабочая программа учителя обществознания с применением данной инновации (авторская разработка);

-календарно - тематическое планирование учителя обществознания с применением данной инновации (авторская разработка);

- разработки уроков с применением данной технологии.

Содержательная часть.

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» — эти замечательные слова Ш. А. Амонашвили ставят перед учителем самую главную задачу: ребенок должен хотеть прийти на урок.

Актуальность инновации:

Перспективы развития современного общества закономерно обусловливают значимость гуманитарного образования как инструмента самопостроения растущей личности школьника, что способствует социализации на каждом возрастном отрезке и особенно важно для оформляющегося эколого-информационного пространства; учит современным формам общения, эффективным стратегиям разрешения межличностных и социальных конфликтов; развивает способность осваивать информацию и принимать рациональные решения. Приоритеты складывания гражданского общества, укрепления правового государства требуют обеспечить самоопределение выпускника средней школы, создать условия для его самореализации: сегодня востребован определённый тип личности, обладающий качествами, необходимыми для построения профессионального плана действий, обеспечения высокой социальной мобильности: умением приспосабливаться к изменениям; гибкостью; способностью работать больше, чем в одной профессии; любознательностью; способностью сохранять самообладание в условиях неопределенности; умением накапливать опыт в нескольких областях; способностью к созиданию и творчеству. Следовательно, существуют противоречия:

- между нормативными требованиями общества и регулятивными возможностями растущей личности;

- между возрастными потребностями школьника кризисного периода и образовательно-развивающими возможностями учебно-воспитательного процесса.

В современной школе первоочередная роль отводится формированию операционных и функциональных компетентностей, метапредметности знаний и умений, которые создают основу гражданско-правового образования и воспитания. В центре внимания педагогического коллектива остаётся проблема социализации личности каждого ребенка. Под постоянным контролем администрации и социально-психологической службы находится уровень обучаемости и социального интеллекта школьников. Преподавание, руководствующееся принципами личностно-ориентированного и развивающего обучения базируется на психолого-педагогической компетенции. В силу этого данный инновационный проект является актуальным. Его применение возможно не только учителями обществоведческого цикла. Технология опыта может быть использована гибко как опытными, так и молодыми учителями, а также в классах разного уровня обучаемости и обученности.

Учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10 -11 класс предоставляет прекрасную возможность ответить на все эти вопросы, но тех дидактических материалов, которые предлагают авторы учебного пособия, по мнению автора инновации, не вполне достаточно.

Инновация же состоит в том, что учитель предлагает изучать теоретические вопросы, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом, Примерной программой и авторской программой Л.Н. Боголюбова не абстрактно, а применив технологию психологического практикума. Кроме того важно, что, данный инновационный проект является продолжением работы учителя в 10 – 11 классе в рамках темы: «Портфолио (индивидуальный проект) на уроках обществознания в 7 классе, как средство личностного самоопределения, развития самооценки и рефлексии учащегося в подростковом возрасте».

Новизна.

Новизна представляемого педагогического опыта заключается не в формировании принципиально новой технологии, методов и приёмов деятельности учителя, а в попытке наиболее полной реализации возможностей сочетания различных компонентов образовательного процесса, внедрения психологического сопровождения в занятия практической направленности. Следует отметить, что новизна инновационного педагогического опыта заключается в следующем:

1. Приведение в систему и объединение в единый комплекс целей, методов, средств обучения для осуществления личностно - ориентированного подхода в преподавании обществознания как дисциплины, обеспечивающей формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных школьных возрастов.

2. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся на то, чтобы учение из каждодневной принудительной обязанности превращалось для них в часть общего знакомства с собственным внутренним миром, что является составляющей частью социализации личности.

3. Применение системного анализа содержания учебного предмета, что позволяет оперативно подобрать оптимальную технологию обучения для каждого урока практической направленности.

4. Разработка новых технологий развивающего обучения через внедрение в учебные занятия проективных психодиагностических методик и форм тренинговой групповой работы.

5. Достижение высокого уровня обобщения материала личностно - ориентированного содержания путём его ситуативной вариативности.

6. Модернизация урока - практикума. Предпочтение отдаётся его нетрадиционным формам (групповая дискуссия, психологические этюды, вербализация процесса самопознания).

7. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности учителя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения.

8. Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы класса в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.

Основная цель инновации.

Создание психолого – педагогических условий на учебных занятиях по обществознанию в 10-11 классах для формирования способов самопознания и социально положительной продуктивной саморегуляции через активное усвоение учащимися значимой социально-психологической информации.

Задачи инновации:

1. изучение в соответствии с возрастными особенностями актуальной психологической информации;

2. усвоение учащимися различных продуктивных вариантов разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов;

3. складывание позитивной и социально обусловленной иерархии в соподчинении личных, внутригрупповых, коллективных и общественных мотивов;

4. развитие качественной положительной самооценки и продуктивной критичности в отношении собственных поступков;

5. развитие эмпатии и толерантности в отношении успеха и неуспеха других;

6. построение личностной перспективы общего и профессионального роста на пороге профориентационного выбора;

7. в ходе инновационно - экспериментальной работы в школе, в условиях естественных педагогических ситуаций создать методические разработки (рабочая учебная программа, тематическое планирование, поурочное планирование, дидактические материалы психологического практикума) по внедрению психологического практикума на уроках обществознания в 10-11 классе, как средства формирования регулятивных УУД;

8. продолжить развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

9. продолжить развивать умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач;

10. формировать и поддерживать учебную мотивацию школьников;

11. развивать навыки рефлексивной, оценочной деятельности учащихся.

База инновации: 10 аб (51 чел.)

Сроки реализации: 2 года (2014 - 2016 гг.)

Область применения: учебно – воспитательная деятельность.

Вид инновации: педагогическая деятельность.

Объект инновации: личностные, регулятивные, коммуникативные УУД школьника.

Предмет инновации: технология психологического практикума на уроках обществознания в старшей школе

Гипотеза:

Если мы разработаем программу действий по внедрению психологического практикума на уроках обществознания в 10 – 11 классе, как средства развития регулятивных УДД, то это:

- поддержит высокую учебную мотивацию;

- будет развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности школьника;

- способствует формированию умения ставить жизненные цели и регулировать своё поведение;

- способствует достижению компетенций, формированию УУД школьника;

- будет развивать умение организовывать собственную учебную деятельность;

- позволит объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

- повысит интерес к изучаемому предмету, потому что в ходе работы ученик реализует себя в творчестве, повышает свою самооценку и желание обучаться.

Статус инновации: локальный

Материально – техническое обеспечение:

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

Интернет; дополнительная литература кабинета истории и обществознания и школьной (городской) библиотеки, кабинета школьного психолога.

Диагностические материалы (психологические диагностики, практикумы, тренинги).

Нормативно – правовая база:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня . N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования"

2. Приказ Министерства образования Сахалинской области № 173-ОД от 17.02.2010г. «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Сахалинской области»

3. ГОУ ДПО СОИПиПКК «Положение о научно-исследовательской и научно-методической деятельности», утвержден Ученым советом СОИПиПКК, Протокол №1от 10.02.2010 г.

4. Положение о муниципальном конкурсе инновационных проектов, утвержденное приказом вице – мэра, руководителем департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа от 14.10.2014 № 190.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (2013 – 2014 гг.): подготовка рабочих материалов, разработка методических материалов по организации психологического практикума в 10 -11 классе,

Практический этап (2014 – 2016 гг.): организация работы педагога и обучающихся по разработке новой формы организации учебно – воспитательного процесса, разработка раздаточного материала, методических разработок; создание рабочей программы и календарно – тематического плана; оформление поурочного планирования; составление индивидуальных карт развития учащихся, организация диагностики возможностей учащихся; работа с родителями с целью анализа инновационной деятельности в рамках психологического практикума на уроках обществознания в 10 -11 классе, обработка результатов реализации проекта, корректировка плана;

Обобщающий этап (2016 г.): проведение анализа, рефлексии и оценки инновационной деятельности по заявленной проблеме, коррекция результатов и внедрение опыта в практику ОУ, публикация и распространение опыта.

Методы реализации исследования: групповой и индивидуальный психологический практикум, психологический тренинг, мозговой штурм, анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы.

Форма представления результатов работы: отчет, методические разработки, участие в конкурсе инновационных проектов, публичные выступления, обмен опытом, обобщение опыта по теме.

Ожидаемые результаты: сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев варианты, принимать правильное самостоятельное решение, а также систематизировать, анализировать собранный материал. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.

Индикаторы эффективности инновационного опыта:

динамика повышения учебной мотивации школьников;

развитие образовательного пространства школы, расширение возможностей обучения и самообучения учащихся;

развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

формирование умения учиться – ставить жизненные цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Краткий анализ теоретических источников по проблематике инновационного проекта.

В основе инновационного опыта – реализация принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения в целях социализации учащихся через практическое усвоение значимой психологической информации.

“Психологический словарь” 2009 г. определяет социализацию личности как: процесс вхождения индивида в социальную среду (социум); овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности; преобразование реально существующих отношений в качества личности; весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений; процесс, посредством которого люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом; активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации; постепенное расширение индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности; процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

А самопознание характеризуется как процесс построения Я-концепции через изучение следующих личностных компонентов:

- потребностно-ценностная сфера;

- иерархия соподчинения мотивов;

- регулятивная сфера, представленная уровнем притязаний и уровнем самоконтроля;

- мотивационная сфера, показывающая личностную заинтересованность в разработке траектории достижений (рациональность экономического поведения, развитие социального интеллекта).

Понятия “социализация личности” и “процесс самопознания” становятся смыслообразующими, если “несоциальность” и “психологическая леность” индивида в процессе воспитания в обществе не без сопротивления будут преодолеваться.

Теоретической базой представляемого опыта стали теории развивающего, личностно-ориентированного обучения, интеграции практической психологии и дидактико-коммуникативных обучающих направлений.

Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. В данном случае использованы идеи Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина о соотношении обучения и развития: а именно – о существующем единстве, но не тождестве процессов обучения и внутренних процессов развития, о том, что всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз - как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.

Основу конструирования уроков-практикумов составили принципы дидактической системы Л.В. Занкова: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала, 3) осознание школьниками процесса учения, 4) систематическая работа над развитием всех учащихся.

Согласно Л.В. Занкову, развивающее значение имеет само обучение. Он оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена. Теоретические изыскания В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о содержании основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий так же легли в основу данного проекта. С позиций коллектива по Эльконину, в основе психического развития школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии. Осуществление самопознания учащимися определяет развитие познавательной и личностной сфер. Приобретение ребёнком потребности в изучении самого себя и окружающих людей, соответствующих мотивов самоанализа способствует развитию мотивации учения вообще. Несмотря на то, что вышеуказанные теории разработаны для младших школьников, они применимы в среднем и старшем звене. При создании теоретической базы инновационного опыта значительную помощь оказали работы Н.Г. Дайри, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.М. Матюшкина – по содержанию проблемного обучения; А.К. Марковой, Н.С. Лейтес по активизации учебной деятельности учащихся.

Формирование концепции было обеспечено анализом исследований современных отечественных и зарубежных психологов и обработкой материалов социально-психологического мониторинга последних пяти лет (на базе МЭП по развитию УУД через деятельность научного общества учащихся «Юнный исследователь»). Особенно следует отметить следующие работы: Ежова Н.Н., Диагностика интеллекта и креативности. - Ростов-на-Дону, 2009, Чумаков И.В., Психологическая карта учащегося группы риска. - Волгоград, 2008, Адлер А., Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 2003, Пёрлз Ф., Практикум по гештальттерапии. - Красноярск, 2001.

Возможные риски по реализации проекта:

1. педагогические кадры, участвующие в проекте не в полной мере готовы к овладению новых навыков и развитию способностей учащихся.

2. нехватка кадровых ресурсов при реализации разработанного педагогического проекта (необходима параллельная работа психолога, классного руководителя, учителя обществознания).

3. загруженность педагогов, участвующих в проекте, так как данный проект отнимает много времени для индивидуальной проверки и консультирования, а также для самообразования учителя по теме инновационного опыта.

Возможности минимизации рисков:

1. использование различных форм стимулирования педагогов, учитывая индивидуальный подход.

2. привлечение специалистов необходимого профиля, в том числе педагога – психолога, социального педагога и при необходимости специалистов из других общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, родителей обучающихся, библиотечных фондов районной детской библиотеки.

3. привлечение спонсорской помощи.

2. Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта на момент подачи заявки.

Школьная жизнь ребёнка любого возраста - это постоянное восхождение к вершинам самоактуализации и самореализации, причём естественным образом, через падения и взлёты. А обеспечить запас жизненной прочности в преодолении трудностей личностного развития может именно учитель, инструментами которого является учебный предмет, педагогическое мастерство и личностное творческое состояние (настороженность, креативность, любознательность и, конечно, ответственность за каждое сказанное слово и каждое педагогическое действие).

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чём самоценность уроков обществознания. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Развивая в учениках именно эти качества, автором проекта делается акцент на результате обучения не как сумме усвоенной информации, а как способности учащегося определённого возрастного периода действовать в различных ситуациях.

При использовании метода психологического практикума на уроках обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается личностное противоречие или конфликт социального генеза, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему межличностного взаимодействия. В классе организуется групповая дискуссия, предлагается наметить стратегии решения выделенной проблемы (“мозговая атака”). Принимаются самые разные варианты, так как обеспечивается настрой на коллективное и индивидуальное творчество.

Педагогом в рамках инновационного опыта в системе применяются различные приёмы организации познавательной деятельности для стимулирования процесса самопознания и саморегуляции в 10 – 11 классе: выполнение тестовых психодиагностических заданий на выявление собственных характерологических и темпераментных особенностей; использование проективных методик для реализации творческих образных заданий; презентация на уроке психологических этюдов на развитие регулятивных функций; проигрывание ситуаций стрессогенного содержания в контексте психологического тренинга. Основное внимание уделяется обучению приёмам построения личностной траектории саморазвития.

Занятия психологического практикума, которые ведутся интегрировано на уроках отработки умений и навыков, позволяют сопровождать развитие личности в ответственный период социального взросления человека (15-16 лет), её познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

Если говорить о педагогической технологии, то приходится признать, что “материалом” является ребёнок. Но ученик должен находиться в субъектной позиции: воздействуя на ученика, педагог предполагает рефлексию при наличии обратной связи. В технологии представляемого опыта важен отбор не столько содержания, сколько выбор оптимальных методов, приёмов, форм индивидуальной и групповой работы. Выводы, к которым пришёл автор данного проекта на сегодняшний день:

1. в отборе содержания обществоведческих курсов с 6-го по 11-й класс должна осуществляться преемственность и приоритетность отдается идеи об обществе как целостной, динамичной, развивающейся системе. Изучая личность, учитывается, что она многогранна и сложна, что её социализация происходит через собственное внутреннее сопротивление.

2. выбор оптимальных приёмов и методов также определяется основной педагогической идеей. Большое внимание здесь уделяется дифференцированному подходу в обучении; сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; постоянной активизации познавательной деятельности учащихся; формированию их творческих способностей. Используются различные формы занятий-практикумов; эвристическая беседа; групповая дискуссия; сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции по психологическому материалу, беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам; урок экспресс-диагностики; урок проективных заданий; урок-игра (ролевая, дидактическая); лабораторная работа по текстам социолого-психологического содержания; урок в форме “круглого стола” по определённой проблеме самопознания; семинар по предварительно заданным ситуативным материалам; урок на основе элементов социально-психологического тренинга. В качестве форм внеклассной работы используются индивидуальные и групповые творческие задания: составление проблемных ситуаций, тестов с психологическим и социологическим подтекстом. Для одарённых учащихся предлагается написание докладов, рефератов (с их защитой), исследовательских работ по проблемам конфликтологии, формам социологического и политологического сознания. Цель – овладение навыками теоретической и практической деятельности.

3. обществознание в рамках учебного предмета оптимально развивает мышление и рефлексивное сознание при условии, что ученик не только приобретает знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Особое значение приобретает работа с диагностическими и проективными материалами.

4. в организации психологического практикума значительное место отводится проблемно-поисковому методу и такой форме проведения уроков как эвристическая беседа с элементами социально-психологического тренинга. Здесь разбирается психологическая природа агрессии, механизмы психологической защиты, девиации, аддикции и их профилактика; выявляется психологическое содержание самореализации и самоактуализации; устанавливаются психологические механизмы правовой социализации.

5. большое значение для накопления социально-культурного и психологического опыта обучающихся имеет деятельностный подход в обучении. Например, в 10 классе при изучении психологических механизмов рационального и нерационального потребительского поведения применяется дидактический приём усложнения ситуативных заданий. В старших классах способные учащиеся привлекаются к проведению занятий: разыгрывается форма активно-ролевого урока. Учащиеся при этом делятся на группы. Сюжетные вопросы заранее известны. Но каждая группа предлагает различные вариации ситуативных изменений. Эффективность такой работы очевидна: обучающиеся включены в познавательную деятельность, в общение, в построение личностной траектории развития.

6. имея ввиду, что личность формируется через преодоление трудностей, психологический материал вводится “на пике” сложности, в то же время способы и приёмы подачи ориентированы на “сильного”, “среднего” и “слабого” ученика. По мере затруднения предлагаются разнообразные образные подсказки, опорные схемы, презентационный материал.

7. Для развития аналитических способностей учащихся практикуются такие задания как, например, написание эссе по социально-психологической или политологической тематике; письменный и графический анализ структуры собственной личности, коммуникативной сферы и регулятивных компетенций.

Результативность

1. Критерием оценки результативности представляемого педагогического опыта служит уровень овладения компетентностями. За последние три учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся. Данные педагогического и административно-методического мониторинга констатируют эффективность образовательного и воспитательно-развивающего воздействия уроков обществознания, интегрированных в рассмотрение тем по обществознанию на обучающихся различных возрастов по следующим показателям:

Класс

Исследуемая компетенция

Методика, периодичность замера

Относительный % положительных новообразований

Психолого-педагогическое описание личностных новообразований

6

Личностная центрация

Проективные рисунки, свободные высказывания

12%

43%

84%

Учащиеся дают собственный словесный портрет с точки зрения положительных и отрицательных качеств. Растёт количество и качественное описание положительных черт при возрастании и личностной критичности.

7

Коммуникативная

Социальный интеллект по

Е.И. Рогову,

сентябрь, январь, май

8,5%

32,9%

36,8%

Учащиеся начинают понимать причины агрессивности и межличностных конфликтов, могут представить различные варианты выхода из “коммуникативных кризисов”.

8

Социокультурная

Уровень воспитанности по И.В. Дубровиной,

ноябрь, март

26%

34%

Учащиеся устанавливают взаимосвязи между традиционными культурными феноменами (вежливость, пунктуальность, аккуратность…) и реалиями собственного благополучия и общественного сосуществования.

9

Операционная (профессиональное ориентирование)

ШТУР,

сентябрь,

март

14%

42%

Учащиеся начинают осуществлять перенос метазнаний и сознательно формировать собственную научную картину мира.

10-11

Функциональная (личностное проектирование)

Проективные методики

по Г.С. Абрамовой,

Е.И. Рогову,

ноябрь, апрель

45%

74%

Учащиеся сознательно развивают мировоззренческую позицию, делают положительные психоэмоциональные и этические выборы, способны рационально объяснить построение личностной перспективы.

2. Показатели динамики учебных достижений учащихся за последние три года: отмечается 100 % успеваемость по всем классам и параллелям, средний процент качества знаний обучающихся составляет от 56,7 до 70,6%.

3. На сегодняшний день школьники участвуют в конкурсах от муниципального до федерального уровня. Увеличивается число участников предметных олимпиад школьного и муниципального уровня. Увеличивается количество и улучшается качество исследовательских работ по обществознанию:

2012 г. – 9 призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию (Бе Э., Тян Ю., Афанасьева Н., Корх П., Ярош А., Гончарова Е.)

2013 г. - региональный этап олимпиады по ОПК – победитель Тян Ю.

2013 г. - муниципальный конкурс исследовательских работ. Победители и призеры (Тян Ю., Морозова С., Забирова И., Беспальченко Т.; Кочкина Д.)

2013 г. - муниципальная конференция проектно- исследовательских работ. Призеры и победители (Бе Э., Тян Ю.)

2013 г. - областная научно- практическая конференция «Мир права глазами школьника, учителя и родителя». (Тян Ю. 3 место)

2013 г. - областной заочный конкурс «Мир права глазами учителя, школьника и родителя» по теме: «Влияние СМИ на правовое сознание современной молодёжи» (Тян Ю. – 2 место)

2014 г. - всероссийский открытый конкурс школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», посвященного 70-летию Великой Победы. (Тесленко Л. победитель)

2014 г. - муниципальный конкурс проектно- исследовательских работ учащихся. (Морозова С. 1 место)

2014 г. - муниципальная конференция проектно- исследовательских работ. (Морозова С. 1 место)

2014 г. – победитель и призер в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по праву – призёр (Бе Э.); обществознание – призеры (Афанасьева Н., Тян Ю.)

2013 г. - муниципальный конкурс инновационных проектов: «Портфолио (индивидуальный проект) на уроках обществознания в 7 классе, как средство личностного самоопределения, развития самооценки и рефлексии обучающегося в подростковом возрасте» (ноябрь 2013) – 1 место

В конечном результате усиливается мотивация учащихся к освоению опыта общественной жизни и общественных отношений, повышается интерес к изучению собственного внутреннего мира.

3. Финансово- экономическое обоснование необходимых затрат на реализацию инновационного проекта.

Существующая материально-техническая база, кадровый состав ОУ обеспечивают условия для реализации данной инновационной программы. Программа не требует дополнительного финансирования. Доплата участникам инновационной деятельности и руководителю производится из стимулирующей части фонда оплаты труда. Расходы на проведение уроков при участии инновационного проекта (психологический практикум на уроках общетвознания в 10 – 11 классе) – организуются по соответствующим статьям финансирования основной деятельности учреждений. Распространение опыта – в рамках осуществления методической работы.

Затраты на раздаточный материал для психологического практикума:

на 1 ученика-25 страниц*30человек=4 пачки бумаги (800 руб);

картридж черно- белый- 3.500 руб.

картридж цветной- 3.500 руб.

Раздаточный материал для психологической диагностики:

5.000 руб.

Библиографический список.

Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.

Зеньковский В.В. Проблемы современного образования / В.В.Зеньковский. – М: Просвещение, 2004.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», М.1998.

Кукушкин В.С. Педагогические технологии.- Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.

Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.

Первин И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. –М.: Педагогика, 1985.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.,2006

ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении», М. 1993

. Преподавание обществознания в школе. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обществознания через введение психологического практикума.- М, 2011.

Приложение № 1

Словарь

Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.

Компетенция – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Оценка знаний – систематический процесс определения степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков с предварительно планируемыми. Оценка может быть качественной и количественной, а также включать личностное суждение. Оценка знаний предполагает предварительное планирование образовательной цели, без которой нельзя судить о достигнутом результате.

Память – процесс сохранения, закрепления, узнавания и последующего воспроизведения человеком своего опыта, одна из важнейших познавательных функций, лежащая в основе его обучения и развития психики (восприятия, мышления, речи и т.п.). Память зависит как от врожденных качеств, так и от целенаправленного воспитания, роли деятельности индивида, различные виды памяти характеризуются разной скоростью и объемом запоминания, точностью, длительностью сохранения и временем забывания. Знание особенностей памяти у различных школьников позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательный процесс, добиться позитивного результата и экономии времени.

Самооценка – оценка человеком своих возможностей, качеств личности, места среди других людей, оказывающая влияние на уровень притязаний человека, степень достижимости целей, которые он ставит перед собой, адекватность поведения

Ученик (школьник) учащийся – индивид (от шести до семнадцати лет), организованно социализирующийся в стенах общеобразовательных учреждений.

Цель – 1) осознанный образ, полезный результат, который должен быть достигнут в результате сознательной деятельности; 2) то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которых учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.

Отметка - качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников

Приложение № 2.

План мероприятий на 2014-2016 гг.

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Первый этап – подготовительный

Цель: разработка программы инновационного проекта, методической базы проекта

Задачи:

1. проанализировать литературу по данной теме, изучить опыт коллег и выявить проблемы по данной теме;

2. разработать рабочую программу, календарно – тематическое планирование, поурочные разработки, диагностический инструментарий, дидактические материалы по внедрению психологического практикума;

Ведущие методы: анализ литературы, изучение опыта учителей по данной проблематике

Основной результат: создать условия для работы в психологическим практикумом на уроках обществознания в 10 – 11 классе

январь – август

2014

2.

ВТОРОЙ ЭТАП – практический

Цель: организация на уроках обществознания работы с психологическим практикумом, как средством личностного самоопределения, развития самооценки и рефлексии обучающегося, формирования регулятивных универсальных учебных действий

Задачи:

1. формировать положительную мотивацию.

2. развить интерес, творческую инициативу и активность.

развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

развивать умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач;

развивать умение критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения;

развивать умение извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей.

формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;

формирование и поддержка учебной мотивации школьников;

организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся;

Ведущие методы: групповое и индивидуальное проектирование, мозговой штурм, анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы, умений оформлять проектные работы, умение анализировать свою деятельность, самодиагностика и интерпретация результатов; интеллектуальные тренажеры (задания – вспоминалки, задания – считалки, задания – искалки).

Основной результат: участие обучающихся в школьных конференциях; отчет, участие в конкурсе инновационных проектов, обмен опытом с коллегами

Сентябрь 2014 - май

2016

3.

ТРЕТИЙ ЭТАП – обобщающий

Цель: анализ инновационной деятельности, рефлексия деятельности

Задачи:

1. провести диагностику (мониторинг) результатов инновационной деятельности по данной проблематике

2. развить навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

3. развить умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач

развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся.

Ведущие методы: диагностика, мониторинг, анализ, обобщение, рефлексия

Основной результат: повышение образовательной компетенции школьника, посредством развития творческого потенциала, исследовательских умений и навыков, формирования осознанности, гибкости мышления, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимопонимания, умения отстаивать свою позицию, уверенности в себе.

Май 2016-

Приложение № 3.

Проективные упражнения,

используемые в рамках инновационного проекта.

Тема обществоведческого курса

Содержание формируемых психолого-педагогических компетенций

Упражнения

1-2. Самооценка, её содержание и исследование

Создание условий для рефлексивного отношения к содержанию самооценки; формирование установок на самоанализ желаний, действий, последствий поступков

Упражнение: “Белое – черное”.

Упражнение: “Качество – антикачество”.

Представление домашних списков качеств в форме игры: “Поведай старцу о себе...”

Домашнее задание: составить самоотчёт о школьном дне с элементами самоанализа

3. Ролевое поведение в семье

Формирование установок на взаимопонимание, принятия позиций другого

Игра: “Зеркало – наоборот”.

Игра: “Сломанный телефон”

Обсуждение: “Что нам нравится и не нравится в других?”

Домашнее задание: в парах приготовить “Упрямого” и “Уговаривающего”.

4. Структура познавательной деятельности

Развитие “нового” рефлексивного отношения к своему посещению школы как необходимости, удовольствию, как к “пространству общения, самовыражения, альтернативного поведения”

Упражнение: “Продолжи фразу...” (подбираются начала фраз с “провоцирующим” содержанием, например, “мне не хочется что-то сегодня в школу...”)

Обсуждение домашних самоотчётов: называние причин плохого настроения, недовольств, происходящих конфликтов. Поиск “универсальных правил”, как “уговорить себя, заставить, настроить на “школьный” лад”.

Домашнее задание: рисунки в цвете “Я и школа”, “Я – в школе”

5. Монотонная и творческая деятельность

Формирование ценностного отношения к собственному внутреннему миру, развитие качественности самооценки

Групповая дискуссия по рисункам. Обсуждение положительных и отрицательных личностных качеств из предложенного перечня.

Упражнение: “Горячий стул”.

Домашнее задание: составить личный список качеств “идеала” и антиидеала” с указанием собственных качеств

6. Психологическая природа менталитета

Формирование личностных установок на позитивное, продуктивное общение; поиск “резервов” личного жизненного опыта

Обсуждение “придуманных правил”.

Упражнение: “Трибуна моралиста”

Групповая дискуссия по проблеме: “Почему хочется нарушать правила?”

Домашнее задание: придумать “действенные наказания” для нарушителей, хулиганов, преступников.

7. Психологическая природа этических чувств

Создание условий для реализации в школьных ситуациях принятых принципов хорошего настроения

Игра: “Школьный калейдоскоп” (набирается, возможно, большее количество школьных ситуаций, которые анализируются на основе принятых принципов)

8. Три стороны общения как коммуникативной деятельности

Создание условий для складывания иерархии положительных мотивов общения в школе с одноклассниками, учителями, в семье с родителями, родственниками

Игра: “Телевизор” (представление разнообразных ситуаций “школьного общения”, обсуждение положительных форм общения).

Упражнение: “Дерево” (на основе проективных рисунков разбираются потребности в общении и стили поведения собеседников).

Домашнее задание: проследить “школьный конфликт”, предположить пути его разрешения

9-10. Психологические закономерности законопослушного поведения

Формирование ценностных установок на усвоение приёмов и способов самоконтроля; научение приёмам релаксации, снятия психоэмоционального напряжения

Упражнение: “Пресс” (развитие внутренней концентрации).

Упражнение: “Внутренний луч” (развитие саморегуляции). Обсуждение проблемы: “Как можно улучшить свое настроение?”

Игра: “Говорим рисунками...” (изображение эмоций, переживаний, настроения).

Упражнения на релаксацию (элементы аутотренинга).

Домашнее задание: составить “дневник настроения” за неделю

11-12. Психологическое содержание профессиографии

Создание условий для творческих потенций в плане развития подросткового самосознания

Игра: “Творим хорошее настроение!” (принимаются любые предложения, используются иллюстрации и рисунки). Прорабатываются следующие принципы:

“Жизнь – прекрасна и удивительна!”

“Каждый день – подарок судьбы!”

“Ты – в ответе за настроение ближних!”

“Добрые слова – бальзам нашей души!” и т.п.

13. Психологическая природа экологических чувств

Стимулирование рефлексивного отношения к собственному “школьному поведению”, к возможным пропускам и ситуациям школьной неуспешности

Упражнение: “Школа особого цвета” (на основе цветоотношений). Обсуждение “школьного дня”, “школьной недели”; успехов и неудач в применении принятых принципов

14. Психологический феномен личностного развития

Стимулирование ценностного отношения к общению внутри школы, к преодолению негативных оценок других и себя как равных партнеров “школьных диалогов”

Упражнения на релаксацию: “Солнечный луч”, “Шум дождя”, “Прохладный ветер”, “Слушаем тишину”... Обсуждение “школьных конфликтов” (по домашнему заданию); выработка положительных правил разрешения конфликтов.

Упражнение: “Мне обидно, если...” (высказывание мнений и переживаний).

Упражнение: “Скажи, чтобы не обидеть...”

15-16. Духовные потребности личности

Закрепление положительного ценностного отношения к школе как фактору личностного развития, к приоритету посещения школы как поиску источника саморазвития

Занятия строятся на основе релаксационных упражнений с целью снижения эмоционального напряжения, на основе обсуждений ежедневных школьных ситуаций.

Приложение № 4.

Примерная тематика индивидуальных проектов по обществознанию.

тема

ФИ обучающегося

(п. 1) Психологи, характеризуя подростковый возраст, останавливаются на развитии таких качеств личности, как чувство товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательном отношении к дружбе. Согласны ли вы с этим утверждением, докажите, опираясь на личный опыт, отношения в вашем классе, в школьном сообществе.

(п. 2) Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, и даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить.

(п. 3) «Современные подростки стали менее приспособленными к жизни»

(п.4) Ваш друг (одноклассник) подвергается оскорбительным шуткам по поводу его внешности со стороны одноклассников и ровесников. Вы очень сочувствуете ему и хотите помочь. (Рекомендации к работе: как можно улучшить свою внешность; какие виды спорта предпочтительны в вашем возрасте; почему важно научиться принимать свою внешность)

(п.5) Психологический портрет личности включает следующие свойства: 1) интеллект 2) темперамент 3)способности 4) характер 5) эмоции 6) чувства. Существует множество способов, приемов, диагностик для составления психологического портрета личности. (Рекомендации к работе: я- психолог; какие бывают диагностики (тесты), провести и сравнить разные)

(п.6) Более 1000 лет назад великий арабский ученый и врач Ибн Сина (Авицена) показал, к чему приводит страх. Он держал на привязи двух баранов. Кормил их одинаково. Но рядом с одним бараном был привязан волк. Испытуемое животное быстро начало худеть и скоро погибло.(Рекомендации к работе: стресс – выживет ли человечество; каким образом на ребенка может повлиять долгое сидение за компьютером; как управлять эмоциями и чувствами)

(п.8) «Без труда – талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается» (Роже Мартен де Гар)

«Талант – дар, над которым властвует человек; гений – дар, властвующий над самим человеком» (Д. Лоуэля). (Рекомендации к работе: что такое гениальность и талант, сравнить; жизнь замечательных людей; чем отличается гениальная личность от выдающейся)

(п.7) В одном исследовании, имевшем целью определить влияние учителей, матерей, отцов и друзей на самооценку подростка, было обследовано 399 подростков, разделенных на 3 возрастные группы, средний возраст которых составил 13,15 лет и 17. Оказалось, что во всех 3 группах самооценка выше у девочек, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками. Другое исследование показало, что самооценка у младших подростков выше, чем у старших.

(п.9) Статистики подсчитали: из времени, необходимого для общения с другими и на работе, и дома, мы 9 % пишем, 16 % читаем, 30 % - говорим сами, 45 % слушаем (точнее, должны были бы слушать). (Рекомендации к работе: как умеет слушать каждый из нас – тесты; как завоевать друзей и влиять на людей, выступая публично; общение – ключ к успеху – правила; черты оратора; как в жизни помогают ораторские навыки)

(п.10) «Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают внимание к себе, они прожорливы и тиранят учителей…» (470 -390 гг до н.э. Сократ)

(п.11) Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед. «Группа подавляет личность и способности подростка»; «Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты»

(рекомендации к работе: как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, друзьями, учителями; как стать лидером, что лучше управлять или быть ведомым)

(п.12) «Больше всего следует бояться равнодушных людей». Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего.

(п.13) Понятие «мы» и «они» не обязательно должны иметь отрицательный оттенок. «Они» могут в любой момент стать «нашими» хорошими знакомыми. Нужно строить отношения с другими людьми, чтобы все чувствовали себя уютно и комфортно. (Рекомендации к работе: правила поведения с незнакомыми людьми; ситуации, когда «свои» становятся «чужими» и наоборот; правила толерантного поведения)

(п.14) Житель мегаполиса и житель небольшого городка постоянно взаимодействуют со своими согражданами, но характер их общения значительно отличается. Друзья и знакомые – непременная часть нашей жизни. Защита «своих» - одно из основных человеческих качеств.

Влияние вредных привычек на успеваемость.

Особенности молодежного жаргона и его отражение в СМИ.

Право и его роль в жизни общества.

Поощрение и наказание как средство воспитания в мировой истории и современности.

Характер и особенности ментальности русского человека

Труд, занятость и безработица в современном мире. Зачем и почему люди работают?

История возникновения общения на земле. Виды общения. Роль, функции и особенности общения в современном мире.

Загрязнители окружающей человека среды в нашем городе.

Изменение отношения к детям по сравнению с временами, когда говорили «Бог дал – Бог – взял»

Особенности освоения человеком природы: техника, эволюция технологий.

«Я» глазами других

Почему люди ссорятся? Структура и причины возникновения агрессии. Как с ней бороться?

Барьеры общения. Как избежать их?

Проблема одиночества в подростковом возрасте.

Проблемы подросткового возраста. Истоки, пути решения.

Особенности образа жизни современных подростков.

Подросток и его жилая среда. (п. 26-29)

Спорт и подросток. История и современность.

Внимательно прочитайте весь список! Не торопитесь!

Выберите из предложенных одну проблему! Попробуйте осмыслить её и выделить главную мысль. Если Вы считаете, что эта проблема для Вас актуальна, работа над ней будет познавательна и интересна, то напишите напротив неё свою Фамилию.

Внимание! Данный перечень содержит примерную проблематику, то есть Вам, исходя из предложенной проблемы, необходимо будет сформулировать тему самостоятельно!!! (её формулировка будет зависеть от Вашего понимания проблемы).

Работу над проектом необходимо оформлять поэтапно в специальной рабочей тетради для проектов (взять у учителя и распечатать).

Структура проектной работы, эмпирического исследования по обществознанию.

Этапы исследования:

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, гипотезы

2. Подготовка к проведению исследования:

- Выделение материала, который будет использован в исследовании

- Параметры, показатели оценки, анализа (качественные, количественные)

3. Поиск решения проблемы (цель, задачи исследования)

4. Проведение исследования (методы, приёмы)

5. Изложение результатов исследования, их представление

6. Обсуждение, оценка полученных результатов

Проблема - вопросы, возникающие при знакомстве с какой – либо ситуацией, требующей неоднозначного ответа; формулировка проблемы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на эту тему - ситуацию

Цель (начинается с существительного; одна)

- Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. При этом необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?»

Задачи (начинается с глаголов; несколько)

задачи описывают основные шаги, уточняют цель, это то, что нужно сделать для достижения цели

задачи формулируются при ответе на вопрос: как достигнуть цели? Что для этого нужно сделать?

Гипотеза (предположение)

содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом. Для формулирования гипотезы используй слова:

• предположим; • возможно;

• допустим; • что, если

Методы исследования (что нужно сделать, чтобы добиться цели, чем воспользоваться?)

Подумать самостоятельно Эксперимент

Сравнение Интервью

Измерение Посмотреть телематериалы, интернет

Анализ литературы Опрос

Результат исследования (продукт)

Например, рекомендации, памятка, советы, презентация, схема, словарь фильм и т.д.

План работы (пошаговое деление работы на части по смыслу, в зависимости от поставленных задач)

1.

2.

3.

Описание исследования (содержательная часть)

Теория + словарь

Состоит из глав (разделов, пунктов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы может делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы (итоги работы)

Формулируется исходя из цели и задач

Оправдалась ли гипотеза, положительные, отрицательные стороны работы, возможные «промохи» и достижения

Источники (литература, интернет, теле,видио – материалы, СМИ), перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области